«Зона покоя» в зоне раскопок
Фото: Ольга Стрикун
В конце октября в Новосибирске прошла встреча заместителя директора по научной работе Института археологии и этнографии СО РАН, доктора исторических наук, профессора, академика РАН Вячеслава Молодина с журналистами. Академик рассказал об артефактах, найденных на памятниках археологии Сибири в 2015 году и их значимости для науки. Кроме того, речь шла о предстоящих археологических раскопках на уникальном плато Укок в Горном Алтае. Раскопки должны пройти прежде, чем там начнутся работы по укладке трассы газопровода, который «Газпром» протянет к границе Поднебесной. Трасса пройдет с севера на юг, от Ямала до Китая, и захватит многие территории Сибири: Ханты-Мансийский автономный округ, Томскую и Новосибирскую области, Алтайский край и Республику Алтай с его фантастическим плато Укок. Укок – зона вечной мерзлоты, где на высоте трех тысяч метров растут эдельвейсы, фиалки, желтые маки, а лохматые облака опускаются ниже гор. Всего здесь 16 видов растений, среди которых есть и три эндемика. На плато обитает более 30 видов животных, занесенных в Красную книгу Республики Алтай. Один из них -- снежный барс.
Попасть сюда сложно. Для этого нужно получить специальный пропуск в приграничную зону: расположено плато на стыке четырех государств: России, Китая, Монголии и Казахстана. Кроме того, необходимо преодолеть сложный подъем, который под силу только хорошим внедорожникам и водителям-профессионалам.
Плато Укок стало широко известно среди туристической общественности, когда там в 1993 году новосибирскими учеными была сделана бесценная археологическая находка: мумия представительницы пазырыкской культуры, которую тут же окрестили «Алтайской принцессой». 2,5 тысячи лет назад она обрела высоко в горах Алтая, на плато, свой последний приют.
В середине нулевых, в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях Республики Алтай, плато «Укок» было объявлено «зоной покоя». Теперь природный парк «Зона покоя Укок» принадлежит Всемирному природному наследию ЮНЕСКО. Тут находятся ценнейшие археологические памятники, как уже вошедшие в мировую сокровищницу культуры, так и еще не раскопанные. Их количество исчисляется сотнями: более 300.
Согласно закону РФ, любые строительства в подобных местах должны предвосхищаться проведением спасательных археологических работ. Новосибирский Институт археологии и этнографии СО РАН предварительно уже приглашался «Газпромом» для проведения разведки вдоль этой газопроводной трассы -- как на автодороге, так и в зоне самого газопровода.
«Объем работ очень большой, но выполнить его вполне реально, – рассказал Вячеслав Молодин. – В каких-то пунктах это минимальные земельные работы, в каких-то широкомасштабные. Мы будем предлагать сдвигать трассу в одну из сторон, если увидим, что работы чересчур затратные, дорогие, или есть опасность что-то не спасти. На Укоке есть один очень серьезный объект – древние наскальные рисунки, где трасса проходит рядом. Мы будем смотреть и советовать, насколько ее можно отодвинуть, чтобы не повредить эти рисунки».
Алтайское правительство и курултай, общественность, всегда жестко выступали против строительства газопровода, поскольку плато Укок — священное место для коренных алтайцев. Но новый газопровод – дело решеное. Президентом РФ Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпинем уже подписан в Пекине меморандум в сфере поставок газа с месторождений Западной Сибири в Китай по «западному маршруту». Прямые поставки планируется начать в 2019 году.
«На эти жесткие выступления жителей Алтая, я тоже отвечу жестко, – отметил академик Молодин. -- Алтайский край и Республика Алтай — это субъекты Российской Федерации. В нашей стране существует законодательство, обязательное для всех, где бы мы ни жили – на Алтае, в Хакасии, в Москве. Мы сами разработали это законодательство и должны его выполнять. И, коль скоро руководство России и КНР заключили международный договор, мы должны выполнять его. С введением газопровода я вижу лишь плюсы для Республики Алтай. Это не только культурное наследие, которое мы введем в научный оборот, а рабочие места, которые субъект получит при создании газопровода, разработка полезных ископаемых, которые есть неподалеку от зоны. И, наконец, это газ. Мы много говорим об экологии, но до сих пор в Горном Алтае топят дорогостоящей лиственницей или завозным кузбасским углем. Экологически это неоправдано, а деваться некуда: здесь больше ничего нет для топлива. Республика получит газ -- самый дешевый и экологичный на сегодняшний день вид энергии. Газопровод делается для нужд всей нашей страны, и мы должны это понимать.
Когда говорят, что газопровод разрушит все культурное наследие, это абсолютно неправильно. Никаких разрушений не будет, и памяники, которые попадают в трассу аболютно реально изучить даже за один сезон, если потребуется. Другое дело, что к таким работам надо привлекать профессионалов. Собственно, так и поступил «Газпром», когда предложил в свое время нашему институту проведение разведочных работ. «Газпром» -- серьезная организация, а наш институт, поскольку вел здесь разведку, имеет интеллектуальное право на эти памятники и работы. В конце 2015 года у нас выходит большой том, как раз посвященный этим работам и разведкам.».