Ительмены удачи
Если в Ковране, в сотнях километров от ближайшего аэропорта, есои и слышали что-то о коронавирусе и финансовом кризисе, то вряд ли заинтересовались — очень уж далеко все это от местных жителей-ительменов и их повседневных забот. Совсем скоро освободится ото льда река Ковран, начнется лов корюшки.
Ительмены не боятся смерти. Даже суицид они не осуждают, считая, что, когда жизнь перестает приносить радость, можно и вот так, самотеком совершить переход в лучший «верхний мир». А там уже ждут — любимые люди и верные собаки. Ищущий да увидит: этот исчезающий народ проживает отпущенный срок осмысленно, избегая давления обстоятельств и веря в свое предназначение.
…Сейчас у ительменов время корюшки, потом пойдут горбуша, нерка, кета, семга и кижуч. Их будут ловить почти все лето до середины сентября. Рыбу надо сушить, вялить, солить, коптить. Для собак — квасить, закладывать в специальные ямы, заваливать травами и землей и ждать, пока скиснет. Короткий срок, всего пара месяцев, отпущен на заготовку голубики, морошки, брусники, клюквы, шикши, лесных трав и кореньев — витаминов должно хватить на долгую зиму. Русские казаки когда-то научили ительменов выращивать картошку, капусту, морковь, свеклу и редис. Надо, чтобы все это успело взойти и созреть в рекордные сроки, поэтому на удобрениях экономить не принято: в землю, в обход рта, идет жирная, питательная для почвы корюшка.
Чтобы добраться из Москвы до Коврана — центрального села ительменов,— нужно восемь с половиной часов лететь до Петропавловска-Камчатского, потом еще десять трястись на машине до поселка Эссо, дальше — полтора часа вертолетом до Усть-Хайрюзово, там минут сорок пробираться на вездеходе по тундре или на машине с хорошей проходимостью ехать вдоль побережья Охотского моря. Желательно успеть по отливу, чтобы не смыло волной в море — такие случаи здесь бывали. Путешественник и фотограф Георгий Киселев и этнограф Андрей Карпенков, оба москвичи, уже много раз проделывали этот долгий и обременительный для кошельков путь. Когда-то они путешествовали по Камчатке, случайно попали в Ковран и все, как выражается Киселев, «подсели на местных».
«Первый раз мы приехали к ительменам лет 25 назад и сразу — на местный обрядовый праздник Алхалалалай. Во время него проходит танцевальный марафон — 15–16 часов дикой энергетики, непонятно, как вообще люди это выдерживают физически. Танцы в основном парные, и многие потом не расстаются, начинают жить вместе. Здесь очень красивые девушки — статные, страстные, все длинноволосые, так как ительмены верят, что в волосах сосредоточена женская сила,— рассказывает путешественник.— Для меня ительмены похожи на жевунов из сказки про волшебника Изумрудного города — такие же добрые, ранимые, наивные и этим притягивают».
Георгий знает всех жителей села поименно, много лет фотографирует местный быт, на свои деньги провел несколько выставок в Москве и Санкт-Петербурге: «Продвигаю, как могу. Ительменов становится все меньше, уходит язык. Хочется, чтобы на фотографиях остались люди, для которых ительменский был языком общения».
Ирина Бейден. Фото: Георгий Киселев
Удмуртские певуньи выступают ради того, чтобы людей порадовать и свою радость умножить.