Как делается пиво «Балтика»
Мне посчастливилось побывать на пивоваренном заводе «Балтика — Самара», который работает на самарской земле с 2003 года. Я прекрасно помню тот год, будучи студентом, любил пить Самару, последние лет 5 точно не пил и стакана, но вот другие марки пива точно употребляю. Для меня было большой новостью, что на заводе в Самаре производятся «Балтика”, «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво», «Tuborg», Carlsberg, Asahi, Kronenbourg 1664.
Внутренний дворик за проходной. Прежде всего хочу сказать, что на заводе работают настоящие профессионалы своего дела, очень мне понравилось общаться с людьми, прямо как не в Самаре, чувствуется корпоративная культура.
Слева пивоваренный цех, справа цех розлива и склад готовой продукции. Справа немного захватил часть галереи, которая соединяет все корпуса завода.
Все начинается с элеватора, в котором хранится зерно, которое привозят по железной дороге. Кстати, Балтика – второй собственник по количеству вагонов после РЖД.
Я думал, что толпа мужиков с лопатами перекидывает зерно в бочку, где пиво будет вариться, а оказывается оно автоматически попадает в дробилку, потом очищается и после этого попадает в затирание с водой, после этого фильтруется а уже потом попадает в варочные котлы.
В варочном цехе очень жарко и стерильно чисто! Всего там 3 варочных порядка, т. е. одновременно может вариться до 3 сортов пива. Как я уже писал выше, очищенный и молотый солод попадает в чан для затирания, т. е. смешивание с водой и выдерживание при определенных температурах, оттуда в чан для фильтрации, потом в котел, где все будет вариться, потом в чан для охлаждения и окончательной фильтрации, который называется «вирпул».
В смотровое окошко котла можно посмотреть как варится пивное сусло
Пульт управления варочного цеха, всего несколько человек по мониторам следят за всем процессом.
Бродильное отделение. Сваренное сусло попадает в огромные «танки», где будет происходить процесс брожения. Это действительно поражающее воображение конструкция 16 метров в высоту, которые как бы зависли в воздухе. Всего на заводе 94 танков. На фотографии плохо видно, но на самом деле «танки» покрыты инеем: это поверхность охлаждающей рубашки, благодаря которой постоянно поддерживается необходимая для брожения температура.
Под ними находятся компрессоры. В этот момент мы очень активно начали обсуждать болезненный вопрос про консерванты. В итоге я узнал, что консерванты в пиво не добавляются просто потому, что в нем уже есть натуральные вещества, которые предотвращают развитие вредоносных микроорганизмов. Прежде всего, это углекислота. Кроме того, так называемый бактериостатический эффект оказывают горькие вещества, хмелевые кислоты. Так же действует содержащийся в пиве алкоголь. Дополнительно пиво проходит пастеризацию – то есть кратковременное нагревание пива уже перед розливом . И это не только на «Балтике» делают, а на всех нормальных заводах, в том числе и на «Жигулевском». И по вкусу оно от «непастеризованного» ничем не отличается. Если кто-то будет настаивать на том, что он чувствует разницу, пусть так дальше и думает, никто спорить не будет, но факт остается фактом, я сам видел :)
Дальше идем на линию розлива в бутылки. Попадающая на линию розлива бутылка (будь то новая или оборотная) сначала попадает на БММ – бутыломоечную машину, после которой пройдя строгий контроль (до 20 показателей) электронного инспектора, годная чистая бутылка попадает на блок розлива.
Бутылки стройным рядом бегут на розлив, к сожалению, сфотографировать процесс розлива не представляется возможным.
Заполненные и закупоренные бутылки попадают в аппарат по наклеиванию этикеток.
Дальше река из бутылок течет на упаковку в пачки.
Конвейер непрерывно покрывается смазкой, если бутылку толкнуть по пустому полотну, она может проехать вертикально метров 20, мне так кажется.
Дальше упаковки с бутылками складываются в паллеты, паллеты обматываются пленкой в огромной машине, дальше на нее наклеивается бирка со штрихкодом.
К готовой паллете подъезжает погрузчик, водитель сканирует штрих-код через лобовое стекло, по компьютеру он получает маршрут и стремительно исчезает. Все происходит с тактом, наверное, в минуту. Погрузчики ездят на огромной скорости по узким коридорам между паллетами, вот где надо искать российских «шумахеров».
Склад готовой продукции делит цех розлива на две части, движемся во вторую часть цеха розлива, где установлены линии розлива в банку и ПЭТ бутылки. Кстати, на самарском заводе «Балтики», была установлена первая в России линия розлива в банку емкостью 1 л.
Внимательно смотрим по сторонам, как в «Звездных войнах», со свистом тут и там проносятся маленькие машинки.
Пустые банки в огромных паллетах поступают на склад.
Дальше идет ручная отбраковка.
Банки движутся с огромной скоростью, поймать фокус очень сложно.
Банки еще открыты.
Как оказалось, я проворонил агрегат по розливу банок. На фото снизу – упаковщик банок.
После блока розлива банки попадают в так называемый «тоннельный пастеризатор».
Внутри горячей водой банки нагревают до 74 градусов.
Упаковки с банками поднимают на упаковку в паллеты.
Немного другая машина, но принцип аналогичен упаковке стеклянных бутылок.
Зародыши пластиковых бутылок – преформа.
Огромная установка по розливу.
Наклейка этикеток.
Едут на склад.
Совершенно случайно вчера узнал, что Балтике исполняется 20 лет в этом году, по этому случаю выпустили юбилейное пиво, Балтика 20, я попробовал, очень даже!
Источник: www.fresher.ru