Главный калибр
В объективе первомайский Севастополь.
Фото: Артур ДЕМЧЕНКО (журнал "Отдых в России")
«Мы сжимаем время, стараясь решить за месяцы, а иногда и дни, те вопросы и проблемы, которые копились два десятилетия» - губернатор Севастополя Сергей Меняйло во время празднования Первомая - о реформах, майданах и раскачивании лодки.
- Сергей Иванович, прошел год с момента вашего назначения на пост губернатора Севастополя. Этот год был непростым для вас, вашей команды, и, наверное, для всех жителей города. Что вы считаете самой большое победой этого года?
- Самая большая победа - Севастополь стал полноценным субъектом Российской Федерации, вошел в ее правовое поле, интегрировался в различные социальные и культурные институты. Вот это самая большая победа. А есть еще много локальных – это процессы получения российского гражданства, пенсии, зарплаты и много чего еще.
- Ни для кого не секрет, что в Севастополе, как и в любом крупном городе России, достаточно проблем: строительство, капитальные инвестиции, ЖКХ, здравоохранение, соцсфера, экология. Как весь этот круг вопросов решается в Севастополе, какие цифры и показатели существуют?
- Проблемы действительно стоят на повестке дня, накопились за двадцать три года. Они именно копились, а не решались. Естественно, после вхождения в состав России, проблемы никуда не делись. Сейчас можно говорить о том, что закончена огромная подготовительная работа для системного решения проблем. Образно говоря, сейчас мы догоняем паровоз, от которого, к сожалению, отстали. По сути то, что было сделано в других субъектах федерации с 90-х годов, мы делаем сейчас со спринтерской скоростью. Мы сжимаем время, стараясь решить за месяцы, а иногда и дни, те вопросы и проблемы, которые копились два десятилетия. Понятно, что все решается не сразу, но решается максимально быстро и в федеральном центре и на местах. Вот, например, в прошлом году Правительством России нам и Крыму было разрешено формировать бюджет без региональных программ. А ведь обычно сначала формируется региональная программа, а уже потом под нее выделяется бюджет. Нам же, понимая наши условия и наши реалии, Правительство пошло навстречу, максимально упростив процедуру бюджетирования. Сегодня нами уже конечно разработана региональная программа, с учетом которой утверждена Федеральная целевая программа. Нами разработаны еще восемь целевых программ, которые утверждены профильными ведомствами. Параллельно мы решаем насущные проблемы исходя из имеющихся у нас возможностей, но с перспективой на будущее. В результате к концу года нами будут учреждены региональные программы, исходя из которых и будет сформирован бюджет на следующий год. Мы активно работаем по налогооблагаемой базе, инвентаризации земельных участков, имущества Севастополя. Проводится очень много необходимых мероприятий, без которых нельзя создать рабочую структуру власти. За всем этим стоит много невидимой работы, монотонной, сложной, но очень необходимой. В первую очередь, это формирование доходной части городского бюджета – налоги, аренда. Период перерегистрации предприятий был определен до первого марта нынешнего года, многие успели, но многие и нет, ждем опоздавших. Реформировалась полностью система образования, система здравоохранения. Сегодня уже созданы все условия для того, чтобы развиваться в новых реалиях. На самом высоком уровне решаются вопросы загрузки заказами предприятий, вопросы сельского хозяйства и социального сектора. О том, что наши усилия по реформированию экономики являются успешными и эффективными говорит, например, объем внесенных в экономику российского Севастополя прямых иностранных инвестиций - акционерного капитала. На начало года он составил 113,6 млн. долларов США. Инвестиции поступили из 31 страны мира. Основной страной - инвестором, на которую приходится 64,9% общего объема прямых инвестиций, является Кипр.
- Кстати, сейчас много пишут и говорят, что бизнес в Крыму и Севастополе сталкивается с бюрократическими препонами, а потому бежит обратно в Россию. Насколько это верно?
- К сожалению, бюрократические препоны существуют. Справедливости ради скажу, существуют они не только у нас. Мы должны понимать, что в Севастополе только идет процесс становления органов власти, поэтому говорить, что бизнес, который пытается сюда зайти из России, потом, как многие пишут, бежит обратно, не совсем корректно. Нам очень важно, наряду с новыми проектами, сохранить традиционные для Крыма и Севастополя направления, например, сельское хозяйство. В 2014 году индекс объема сельскохозяйственного производства по сравнению с 2013 годом составил 99,7 процентов, а урожайность зерновых и зернобобовых культур на 18,8 процентов больше, чем в 2013-м. В первую очередь, мы планируем поддерживать местный малый и средний бизнес. В то же время сейчас Крыму и Севастополю нужны внешние инвестиции, поэтому мы стараемся создать для всех предпринимателей равные условия. Что же касается бюрократии, о которой мы уже говорили, будем с ней бороться пока механизмами ручного режима управления – вплоть до моего вмешательства лично. А у процесса бюрократии есть и объективные, и субъективные причины. Есть открытый саботаж, что греха таить – есть люди, которым происходящие в регионе изменения не нравятся, они им просто не выгодны. И люди эти есть в определенных властных эшелонах, сфере бизнеса. Мы с ними боремся и обязательно победим, наладив систему функционирования власти.
- Вас называют одним из самых открытых губернаторов России. Говорят, что любой севастополец может позвонить или написать вам, и получит личный ответ?
- Я, конечно, в СМИ свой номер телефона не печатаю, но люди действительно звонят – откуда только телефон узнают? Я со всеми разговариваю, ну а как можно иначе! По пути на работу подходят люди, я ведь не заезжаю во внутренний дворик, а иду через обычный вход, где меня, зачастую, ждут и задают вопросы. Очень много горожан идет на прием с личными просьбами, и по возможности я всех принимаю. Я считаю, что сегодня это правильно – все должны иметь возможность без препон обратиться к власти, в том числе, и к первому лицу.
- Совсем скоро для всей страны наступит знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой отечественной войне. Что для вас значит этот праздник, и как его будет отмечать Севастополь? Ну и, конечно, что было сделано для главных людей этого события – ветеранов?
- Мой отец был ветераном Великой отечественной войны, пришел с нее инвалидом. О войне я знал из уст отца, и для меня это святой праздник. И по своей военной профессии я сталкивался с войной, и знаю, что это такое. День Победы главный праздник для всей нашей Родины – России. Особенно сегодня, когда зачастую идет циничная и наглая подмена понятий, когда из героев, которые защищали свою Родину делают преступников, а из предателей и негодяев, которые зверствовали и убивали – героев. Мы должны понимать и знать ту историю и факты, которые действительно были, а не псевдо-правду, которую нам пытаются сейчас навязать. Чем трепетнее мы будем относиться к этому празднику, ветеранам войны, памятным датам, тем больше шансов у нас остаться единым, целым, сильным и мощным государством. Сильная Россия, мягко говоря, не интересна нашим оппонентам. Им интересен развал, разброд, раскачивание лодки и так далее. Сама история показывает, что как только Россия становилась мощной страной, сразу же начиналось то, что сейчас мы можем наблюдать – информационная война, псевдопророки, и все остальное. А что касается главных людей этого праздника, то у города есть специальная социальная программа, в которой предусмотрено все – от медицинской помощи, до выплат и награждений медалями в честь 70-летия великой победы. К 9 мая мы планируем обеспечить жильем тех ветеранов, которым это необходимо.
- Российские Крым и Севастополь – теперь постоянный раздражитель для нынешней власти Украины и ее партнеров из стран западной коалиции. Вы ощущаете какое-то давление, провокации? И как вы можете охарактеризовать то, что сейчас происходит на Украине?
- Беззаконие - самый мягкий термин для того, чтобы охарактеризовать те события, которые сейчас происходят на Украине. Там сегодня идет возрождение того, что было разбито в пух и прах советским народом семьдесят лет назад – в мае 1945 года. Недобитые предатели поднимают голову, достают фашистскую символику, идут точно по тому пути, по которому начинали идти гитлеровцы семьдесят пять лет назад. Те, кто сегодня на Украине вскидывает руку в нацистском приветствии, убивают мирных жителей – по сути своей потомки нацистских преступников, осужденных в Нюрнберге. Что же касается давления со стороны Украины, то совершенно очевидно, что те процессы, которые происходят сегодня в Севастополе и Крыму не нравятся нашим соседям. У них конечно есть большое желание провоцировать ситуации, при которых люди будут жалеть о том решении, которое они приняли год назад. Но я уверен, все эти попытки обречены на неудачу, поскольку люди сделали свой выбор в едином осознанном порыве. Они шли к этому выбору долгих двадцать три года. То, что сейчас против нас ведется информационная война, лишь подтверждение эффективности той работы, которая проводится в Крыму и Севастополе, подтверждение возрастания могущества России. Война эта ведется не только извне, но и внутри – есть оппозиционные силы, которые пытаются вбить клин между властью и обществом, ударяя по болевым точкам – тем проблемам, которые мы пытаемся решать. Например, необходимо было выдать 400 тысяч паспортов людям. Открыть 400 тысяч пунктов выдачи паспортов по понятным причинам невозможно – чтобы каждый пришел и с комфортом без очереди получил новый российский паспорт, поэтому были очереди, давка, суматоха – все это с удовольствием снимали на видео и фото представители той самой пятой колонны, которые потом писали, что над людьми «издевается власть». А вместе с тем население полуострова недавно отвечало на вопрос о своем решении год назад, и более девяноста процентов убеждено, что сделало правильный выбор. Знаете, мы обречены на развитие, и примеры тому – другие субъекты Российской Федерации. Недавно на экономическом форуме было сказано, что Крым и Севастополь за год прошли тот путь, на который другим регионам потребовалось семь-десять лет.
- Если у вас выдается свободное время, как проводите досуг? На рыбалку удается выбраться – море как-никак рядом?
- Свободного времени очень мало, можно сказать, почти нет. Если случается, то, провожу время с семьей, у меня ведь две внучки, два сына, которые защищают Родину. А что касается моря – в прошлом году купался три раза – в общем то, нормальная ситуация для людей, которые живут на берегу.
- А можно непраздничный вопрос? В последнее время представители некоторых общественных организаций часто заявляют о необходимости провести досрочные губернаторские выборы. Как вы это прокомментируете?
- Скажу так: вряд ли десять или пятнадцать человек могут выражать мнение всех севастопольцев. А вообще есть постоянная – перманентная - оппозиция, и люди, которые всегда были в оппозиции – что при той власти, что при этой. Если завтра не будет Меняйло, а будет Иванов или Петров, они все равно будут выступать против. Это не конструктивная работа, критиковать можно, но, как говорится, критикуя предлагай, тем более мы открыты для критики и уж тем более, для предложений. А так эта псевдо-критика переходит на личности и оскорбления, за которые придется отвечать по закону. Вот как раз эти деструктивные силы и пытаются вбить клин между ветвями власти, между властью и народом. Надо понимать, на чьи деньги существуют эти люди. Кстати, многие из них с откровенно криминальным прошлым. Мы всех призываем сегодня к конструктивному диалогу и решению задач, а не к огульным обвинениям. Критика должна быть обоснована, а не надумана, и не надо навязывать людям свои деструктивные мысли, хватит Болотной, Майдана и прочего – не получится!