Зимник. Дорога жизни
Попробуйте угадать, что изображено на фотографии?
Загадочная Эвенкия глазами литовского фотографа Жильвинаса Василяускаса.
На фотографии выше - вода, которой тушили пожар, сковала дом в столице Эвенкии Туре ледяным панцирем. Это обычное явление в условиях сибирской зимы.
В Эвенкии зима не только самый продолжительный и холодный сезон – это еще и самое важное для местной транспортной системы время. В самые холодные месяцы года – с ноября по май – в районе действует система зимников. Общая протяженность ледовых дорог и переправ в Эвенкии составляет около 4 тысяч километров. В отдаленных поселках – таких, как Чиринда и Ессей, расположенных друг от друга в 150 километрах – на зимники вся надежда, когда речь идет о доставке топлива или стройматериалов. От зимников полностью зависят и охотники, занимающиеся «диковкой» – промыслом северных оленей.
Групповое фото на фоне полярного сияния.
Первое, виртуальное, знакомство литовского фотографа Жильвинаса Василяускаса с Эвенкией состоялось более десяти лет назад. Они с другом хотели поехать куда-нибудь, где практически нет людей. «В поисках на карте районов с минимальной плотностью населения мы ткнули курсором в центр России и попали в Эвенкию. Зашли на какой-то местный сайт и поняли, что это – оно. С тех пор я был там уже пять раз», – рассказывает Василяускас.
Трактор К-700, он же «Кировец», выполняет функции грейдера благодаря импровизированному отвалу из старой гусеницы. Советская техника, снятая с производства десятки лет назад, все еще служит на зимнике.
Но первая профессиональная фотосъемка в Красноярском крае была значительно позже. «Чтобы сделать качественные фотографии, достойные лучших журналов, мало уметь пользоваться техникой, нужно очень хорошо разбираться в том, что ты снимаешь. К началу работы над фотоисторией о зимниках я уже неплохо знал Эвенкию и снимал то, что понимаю и люблю», – говорит Жильвинас. Подготовка снаряжения для серьезной съемки, уточнение информации и планирование поездки заняло почти полгода. Во второй поездке к Василяускасу присоединились еще два фотографа – Гедрюс Дагис и Берта Тилмантайте.
Север Эвенкийского автономного округа. Здесь кончается тайга, и зимник вырывается на бескрайние просторы тундры.
Фотосъемка при температуре ниже –40°С – непростая задача (У меня при –20°С фотоаппарат клинило, прим. kot-de-azur). Практически вся электроника переставала работать часа через два, аккумуляторы садились вдвое быстрее. «С содроганием вспоминаю ощущения на кончиках пальцев, – улыбается Жильвинас. – В лучшем случае кожа краснела и со временем облезала, как при солнечном ожоге».
Экологически чистый ужин. Этот таймень, представитель самого крупного рода в семействе лососевых, мог бы дорасти до двух метров в длину и стать чьим-то желанным уловом. Увы, судьба распорядилась иначе: рыба угодила в сеть совсем молодой.
Охотник Петр Сафьянников закончил разделку шкур добытых оленей.
Самая ценная часть шкуры, камус, снимается с нижней части ног.
Она до сих пор используется для подбивки охотничьих лыж и изготовления унтов.
Литовский фотограф не думает прощаться с Эвенкией: «Хочу приезжать туда еще и еще. В этих краях много нераскрытых тем. Эта экспедиция в очередной раз доказала, что природа сильнее человека. Не нужно даже пытаться побеждать ее. Красота жизни в том, чтобы понять природу и слиться с ней».
Столбы печного дыма сняты на длинной выдержке в безветренную ночь. Топлива для генераторов в Чиринде хватает для того, чтобы обеспечить жителей электричеством и в ночное время. Поселок с населением около 150 человек расположен на градус к северу от Полярного круга.
Жильвинас Василяускас родился в 1973 году в Паневежисе. В 30 лет поступил на геофак Вильнюсского университета и тогда же занялся фотографией.
Два друга-охотника возвращаются в поселок Чиринда с добычей. Туши восьми оленей освежеваны и привязаны к саням; здесь же – 200-литровая бочка: горючего должно хватить на все время охоты, которая порой затягивается на много дней.
В полярную ночь северное сияние становится дополнительным источником света для передвигающихся по зимнику водителей
Эвенкийский муниципальный район был образован в 2007 году в границах одноименного автономного округа. В Красноярском крае разве что Таймыр больше, чем Эвенкия. По площади она в полтора раза превосходит, например, Испанию. Плотность населения – 1 человек на 50 квадратных километров – одна из самых низких в мире. В холодное время года главными транспортными артериями Эвенкии становятся зимники.
История одного путешествия в самом дешевом вагоне класса «слипер»