Курорт Советского Союза
В абхазской Пицунде приятно вспоминать времена пляжного отдыха в СССР и строить планы на будущее
Через границу России и Абхазии можно проходить в шортах и шлепанцах. По мосту через реку Псоу. Подумал: жаль, что сюда не попасть на поезде или электричке. Тем более, на прогулочном катере – морем…
Перед автомобильным пунктом пропуска «Адлер» забываю снять свои солнцезащитные окуляры, и российская сотрудница пограничной службы вежливо просит:
- Паспортный контроль! Снимите очки.
- А панаму?
- И панаму.
- Да, конечно.
Секундная пауза. Девушка внимательно сличает фотографию «и меня лично» без очков. Что-то набирает на компьютере и через секунду отдает паспорт:
- Проходите!
А я вспомнил, что когда-то в Абхазию ходила электричка…
Пешком через границу
Попасть в Абхазию можно по отечественному российскому паспорту. И это здорово. Отдыхать пешим порядком в Абхазию в разгар лета идут тысячи россиян, и, наверное, по реке Псоу проходит самая «курортная» граница на всем протяжении бывшего Советского Союза.
Иду в группе отдыхающих:
- Вы откуда?
- Из Ленинграда, ну из Питера.
- А вы?
- Я из Кемерово.
По дороге можно зайти в беспошлинный магазинчик «дьюти фри» и выгодно купить, скажем, бутылку французского или испанского вина. Только зачем? В самой Абхазии вина море. И, поверьте, некоторым французским виноделам абхазские коллеги не уступают ни в чем, а, может быть, в категории «вина ручной работы» даже превосходят.
Какое вино купить курортнику на границе?
- Можно бутылочку «Псоу»…
- Бери, дорогой! Сто семьдесят рублей.
На абхазской стороне нас встречают тоже по российскому паспорту и предлагают даже застраховаться. Честно говоря, после случаев с нашими туристами за границей такой подход вызывает уважение. Действительно, «курортная страховка» очень необходимая услуга. А так как о туристах в Абхазии заботится государственная компания, то и хлопоты при страховом случае с туристом возьмет на себя принимающая сторона, да еще и на «государственном уровне».
А еще на границе всем гостям выдают Обращение абхазского МВД со всеми необходимыми дежурными телефонами.
Из обращения МВД республики Абхазия.
Уважаемые гости!
1. Не паркуйте свой автотранспорт в местах, затрудняющих его контроль.
2. Не оставляйте в своем автотранспорте документы, деньги и ценные вещи.
3. Не проявляйте беспечности при пребывании на пляже, не оставляете без присмотра свои вещи (сотовые телефоны, ауди-видео-фото аппаратуру, документы, деньги).
4. В местах временного проживания не оставляйте открытыми окна, двери. Не приглашайте к себе в гости малознакомых лиц. Избегайте распития с ними крепких спиртных напитков. Злоумышленники могут спаивать доверчивых граждан с целью завладения их имуществом.
Ну, вот я и набрался первой нужной и важной информации. Самое время занять место в маршрутке - и в Пицунду! Конечно, до объединения пансионатов на курорте «Пицунда» можно было бы добраться и на такси – стоит не дороже, чем из Сочи до Адлера. Но лично я решил почувствовать себя на отдыхе в Абхазии «дикарем». А «дикари» на курорт в такси не ездят.
Курортная Мекка страны советов
Объединение пансионатов на курорте «Пицунда» во времена СССР было курортной Меккой и самым желанным местом летнего отдыха для миллионов советских граждан. Представляете, какое это было счастье - достать путевку в «Пицунду» в профсоюзном комитете! В отличие от многих освобожденных от ВЦСПС приморских здравниц российских курортов, которые ныне взяли курс на очень свободные цены, абхазские специалисты курортного дела и туризма сориентировали курортную экономику на недорогой и приемлемо комфортный отдых. Да, они не хватают «звезд с неба», но и без официальных «светил» на металлических табличках гарантируют, минимум, «три звездочки» по международному стандарту. Цены? Даже в середине лета-2014 двухместный номер со всеми удобствами в корпусах «Пицунды» стоит три тысячи рублей в сутки. По полторы тысячи на брата. Как в Сочи? Да нет. Я не сказал самого главного - в стоимость входит трехразовое питание за «шведским столом». Да еще с кавказским размахом!
- Конечно, мы понимаем, что требования к качеству отдыха со стороны российских туристов, которые теперь регулярно бывают на иностранных курортах, становятся достаточно высокими, - говорит генеральный директор объединения пансионатов на курорте «Пицунда» Виталий Хутаба. – Понимаем и то, что корпусам «Пицунды» требуется реконструкция, и она в наших ближайших планах. Суть этого проекта в том, чтобы создать на базе «Пицунды» разноуровневый отдых, так сказать, созвездие отелей – трех, четырех и пяти звезд. В этом плане наше государство ведет переговоры с потенциальными партнерами, и, надеемся, они приведут к результату. Надо понимать, что «Пицунда» – это «градообразующее» предприятие в масштабах страны и, понятно, что от нашей эффективной работы зависит и наполнение государственной казны.
А еще в «Пицунде» предлагают лечение. Информационные стенды корпусов буквально пестрят объявлениями о медицинских услугах. И, наверное, хорошо, что курс лечебных процедур каждый курортник может выбрать самостоятельно за дополнительную плату. Хотите грязелечение – пожалуйста, своя минеральная вода в Абхазии тоже в ассортименте. Для отдыхающих работает курортная поликлиника и круглосуточный медицинский пункт. Здесь в принципе невозможна ситуация, когда, случись какая-то неприятность, у гостя Абхазии потребуют дополнительную страховку, ну, а в ту, которую выдают на границе любому гостю, «все включено». Еще раз подчеркну: страховкой отдыхающих в Абхазии занимается государственная компания.
А как с безопасностью? В «Пицунде» работает целое отделение милиции (органы внутренних дел здесь не переименовали). Наверное, это прообраз «курортной полиции» на иностранных курортах. ЧП с гостем Абхазии здесь воспринимается как удар по престижу государства со всеми вытекающими из этого статуса последствиями.
Абхазский шведский стол
Я покрутил в руках спелый помидор и спросил у директора питания «Пицунды» Владимира Абиджба:
- Помидор турецкий?
Владимир Джгунатович меня не понял:
- Причем, здесь турецкие? Мы закупаем овощи, фрукты у наших крестьян.
Удивительные абхазские приправы и соусы, сыры, которые и не снились голландцам. Всего много, очень много.
- А как же диетическое питание?
- Меню можно заказать. Но на шведском столе любые блюда. Хотите овсянки?
Владимир Абиджба рассказывает, что на отдыхающим подаются экологически чистые продукты местного производства, но на всякий случай все проверяется и контролируется. Если кто-то хочет и совсем особое меню, то повара «Пицунды» знают кухни всех стран мира.
Допытываюсь у Абиджба об уровне сервиса:
- А в номер доставить завтрак можно?
- Если надо и в номер доставим. Пикник в горах устроим.
- А если в море, на катере?
- И в море можно на катере.
Когда гости уезжают на целый день на экскурсию, всем раздают «сухие пайки». Словом, все как за границей.
- Да вы кушайте. Сейчас еще принесут. Мамалыгу.
Что и говорить, ну очень хлебосольный этот абхазский «шведский стол».
Всю порцию абхазской кукурузной каши мамалыги съесть просто невозможно. Лично мне это никогда не удавалось, но, понимая, что через пару часов об этом абхазском шведском столе я буду вспоминать с тихой грустью, решил проверить уровень сервиса:
- А в дорогу можно сухой паек?
Через пять часов в Сочи я угощал вкусным «пицундским завтраком» пятерых своих друзей.
Такая вот в Абхазии «одна порция».
На экскурсию в Сочи
После плотного завтрака, было самое время развеяться на экскурсии. Директор Пицундского бюро путешествий и экскурсий Адгур Багателия меня поразил сразу, когда сказал:
- Перед началом курортного сезона все экскурсионные маршруты я прохожу лично. Особенно это касается горных участков.
Пицундскому бюро в мае 2014-го исполнилось 50 лет и, конечно, за эти годы накопили богатейший опыт «путешествий и экскурсий».
- А в Сочи экскурсии возите?
- Конечно. Многие, кто отдыхает в Абхазии, с удовольствием бывают в Сочи.
- На каких маршрутах?
- Очень интересуются объектами Олимпиады-2014. Мы возим в Олимпийский парк и в новый город аттракционов «Сочи-парк».
А еще Адгур Багателия вспомнил, что на экскурсию в Сочи ходил когда-то прогулочный пароходик.
- Почему бы не возобновить морские экскурсии из Сочи в Абхазию?
Мне рассказывали, что на морских прогулках абхазское судно «Вега» всегда сопровождает один и тот же дельфин. И этот сюжет стал для туристов очень любопытной экзотикой. Не знаю, правда, позволят ли этому «абхазскому» дельфину благополучно переплыть границу?
Естественно, и сегодня сочинские экскурсионные фирмы отправляют гостей курорта в Абхазию на автобусах. Сами понимаете, будучи совсем рядом с Новым Афоном и озером Рица многие с удовольствием используют шанс попутешествовать и по стране Апсны. Апсны (Абхазия) переводится на русский, как Страна Души. Здесь, и правда, все очень душевно.
Туризм никогда не знал границ и этот фактор «безграничности туризма» требует на пике курортного сезона делать комфортным пересечение туристами границы России и Абхазии. В туристских потоках заинтересованы обе стороны, Абхазия и Краснодарский край – соседи, два развитых южных курортных комплекса, которые даже чисто географически просто не могут не сотрудничать в сфере туризма. Причем, абхазская сторона, кровно заинтересована в скорейшем заполнении курортного комплекса Сочи, чтобы часть пикового потока, заполнив курорты Краснодарского края, двинулась дальше в Абхазию.
Стоп. Самое время сходить на море.
Солнце, море и сосны
Утром на пляжах пахнет сосной. И когда запах хвои смешивается с дыханием моря, получается неповторимый воздушный коктейль. Его «готовит» знаменитая Пицундская сосна. Деревья подступают, чуть ли не к самому морю, укрывая курортников величественной тенью. За запахом такой «тайги» люди готовы пересекать границы и ехать за тысячи километров.
На берегу «пицундского моря» я встретил инженера-строителя из Москвы Андрея Григорьева. Он катался на велосипеде, который взял на прокат. Кто-то на «велике» ездит на местный рынок за фруктами, кто-то умудряется добраться, крутя педали, даже до высокогорного озера Рица.
Я спросил у московского гостя:
- Вы ездили на Рицу?
- Да. За день обернулся.
Андрей Григорьев к судьбе «Пицунды» не равнодушен:
- Как профессиональный строитель я анализировал возможности реконструкции гостиничных корпусов «Пицунды», - говорит Андрей Григорьев. – Сами здания достаточно прочно сделаны, в хорошем смысле по-советски. А для того, чтобы поменять инженерные коммуникации, произвести некоторую планировку номеров, привести в порядок фасады потребуется средств гораздо меньше, чем сносить и строить все с нуля, хотя, конечно, и такой вариант надо рассматривать…
- А примерно, на ваш компетентный взгляд, во сколько, обойдется один квадратный метр при глобальной реконструкции?
- Я знаю рынок и, думаю, здесь это будет стоить где-то пятнадцать тысяч долларов. Намного дешевле, чем в Москве…
Профессиональный строитель пошел купаться, а я познакомился на берегу еще с одним гостем Абхазии, можно сказать, «профессиональным отдыхающим» Пицунды Артуром Петросяном из Москвы:
- В Пицунду последние 8 лет я приезжаю на все лето, - улыбается московский гость. – Мне 75 лет, но, сами видите, как выгляжу. Воздух, море, хорошая еда, что еще нужно человеку, чтобы прекрасно встретить старость…
Дедушка Артур Петросян пошел купаться в море, а я съежился, все-таки по утрам вода холодновата. Москвич видимо, не на шутку закалился за восемь лет отпусков в Пицунде.
Курорт…
Курорты всех стран, объединяйтесь!
Если говорить без лишних эмоций и по делу, то Черноморское Побережья Кавказа, с точки зрения развития курортного бизнеса, -это цельный природно-рекреационный комплекс, где курортные города, связанные в одну цепочку побережьем Черного моря, как бы дополняют друг друга. Сухум, Пицунда, Гагра, Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа, а теперь и Крым – это все звенья одной курортной цепи. Лично я не знаю, сколько пройдет времени, но само географическое положение этих курортных городов и регионов заставят специалистов и власти объединить усилия, чтобы представлять в туристском мире сей уникальный по своему месторасположению и климатическим условиям регион Черноморского побережья. Это будет очень обоснованный и экономически оправданный ход в конкурентной борьбе бывших советских курортов с «онклюзивными» берегами Турции, Египта, Румынии, Болгарии, Испании и Италии…
А как же политическая обстановка? Думаю, очень недальновидно вмешивать политику в спортивные праздники или «путевки в санаторий». Виталий Хутаба уверен, что в ближайшее время курортные «пляжные» местности Черноморского побережья России и Абхазии смогут скоординировать ценовую политику, курортные услуги и сервис в интересах щедрого российского курортника.
На мой взгляд, в Абхазии пора вводить и классификацию отелей, присваивая звезды или еще какие отличительные знаки для ориентирования туристов в уровне абхазского курортного сервиса. В уровне цен на этот уровень. Кстати, отельеры Абхазии могут использовать опыт коллег из Сочи, где все места размещения подлежат обязательной классификации по решению правительства РФ. В компактной Абхазии внутреннюю классификацию гостиниц и мест размещения, думаю, провести гораздо проще, чем в огромной России. Наверное, достаточно постановления Совета Министров Абхазии.
В перспективе создание черноморского курортного комплекса Крым-Краснодарский край-Абхазия с согласованной политикой в сфере пляжного отдыха вернет к «советским» берегам Черного моря терпеливого и родного «руссо туристо». Как говорил в фильме «Мимино» герой Фрунзика Мкртчяна: «Я так думаю…».
Источник: yug.svpressa.ru
Значительный рост туристического потока из КНР в Москву отметил на прошедшей 3 февраля 2016 года пресс-конференции глава Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Владимир Черников
В уличных кафе можно попробовать и жареных тараканов, и водку на диких осах