Канди на Шри-Ланке, что посмотреть на фестивале Эсала Перахера
Канди – это бывшая столица независимого сингальского государства, которая сохранила свою независимость на протяжении двух с половиной веков от португальских и голландских завоевателей
Канди играет очень важную роль в истории Шри-Ланки. Уникальное культурное наследие города проявляется в музыке, танцах и архитектуре. Также здесь находится самая важная религиозная святыня страны – Храм Зуба Будды. Плюс каждый год Канди становится столицей самого яркого и знаменитого праздника – Эсала Перахара.
Канди сохраняет свой неповторимый исторический дух, дополняемый окружающими его живописными нагорьями и приятным климатом. И хотя современный город, второй по величине в Шри-Ланке, значительно расширился, наличие большого количества холмов и озера в самом центре не дают активно перестраивать улицы.
Таким образом в Канди ещё на долго сохранится немаленький, но уютный старый квартал с узкими улочками и множеством магазинов и ресторанов. Прогуливаться вечерами здесь очень приятно!
Фестиваль Эсала Перахера
Этот десятидневный фестиваль является самым зрелищным из фестивалей Шри-Ланки и одним из самых ярких религиозных представлений в Азии.
Его происхождение восходит к приезду в Шри-Ланку настоящего зуба Будды в четвертом веке нашей эры, во время правления Кирти Сири Меганвана, который постановил, что каждый год реликвию должны проносить во время шествия.
Это быстро превратилось в крупное религиозное событие – знаменитый китайский буддист Фа-Сянь, посетивший Анурадхапуру в 399 году нашей эры, описал то, что уже стало прекрасным праздником с шествием разукрашенных драгоценными камнями слонов.
Исторические данные указывают на то, что эти торжества продолжались и продолжаются в той или иной форме на протяжении вот уже более тысячи лет. В том виде, в котором мы его видим сейчас, фестиваль сформировался в 1775 году во время правления Кирти Шри Раджасины. Тогда группа тайских священнослужителей, посетивших фестиваль, выразила свое недовольство отсутствием почтения, которое было уделено Будде во время парадов. Чтобы умилостивить их, царь приказал, чтобы реликвия проходила через город во главе четырех шествий.
Участие Шри Раджасинхи в празднествах и его преемников также добавило исторического веса празднику – короли Найякара из Канди (которые были родом из Южной Индии), вероятно, полагали, что, участвуя в одном из самых священных буддистских фестивалей, они укрепляли власть их династии в глазах их сингальских подданных.
Сам зуб Будды в последний раз был пронесён в шествии в 1848 году. Тогда посчитали неприемлемым вынос такой важной реликвии из святилища – теперь во время шествия её место занимает реплика.
Десятидневный фестиваль начинается с Церемонии Посадки Деревьев, во время которой высаживаются черенки традиционного дерево Эсала, хотя в настоящее время чаще используются Джак или Руккаттана.
Процессия по улицам Канди проходит каждую ночь на протяжении всего фестиваля: первые пять ночей, так называемый Кумбал Перахера, относительно сдержанны; в течение последних пяти ночей, Рэндоли Пераэра, действо становится наиболее впечатляющим, увеличиваясь в масштабах вплоть до последней ночи Маха-Перахера (или «Великий Парад»), в которой принимает участие наибольшее количество участников.
В том числе сотни великолепно наряженных слонов и тысячи барабанщиков, танцоров и акробатов, ходящих на сваях и размахивающих знаменами. А реплика-шкатулка Зуба Будды всё это время находится на спине слона Малигава-Таскер.
Сразу после завершающей Перахеры начинается Церемония Разделения Воды. Она проводится до рассвета следующего дня недалеко от Канди, в течение которого священник «режет» воды мечом в Ганга Махавели.
Эта церемония является символом освобождения воды на предстоящий год (считается, что Зуб Будды защищает от засухи) и делит Чистое от Нечистого.
Церемония Разделения Воды также связана с подвигом раннего царя Шри-Ланки, Гаджабаху (царствовал 174 -196 г. н.э.), которому приписывают раздвигания вод между Шри-Ланкой и Индией, что, якобы, позволио пройти его армии по дну океана во время его кампании против династии Чола.
После церемонии резки воды, в 3 часа дня в тот же день, проходит заключительная «дневная» Перахера, слегка уменьшенная версия ночной. Это не так эффектно, зато здесь можно сделать хорошие качественные фото при дневном освещении.
Перахера – это тщательно организованное театральное шествие. В действе не принимают участие зрителей, хотя поразительное количество исполнителей в последние ночи фестиваля создают впечатление, что в дело вовлечено большинство жителей Канди.
Перахера фактически состоит из пяти отдельных шествий, которые следуют друг за другом по улицам города: основное шествие идёт из Храма Зуба Будды.
Маршрут меняется каждый день, но шествие из Храма Зуба Будды всегда направляется к следующим процессиям в неизменном виде. Сперва до Натхи, затем Вишну, Катарагама и Паттини.
В центре каждой процессии идёт слон, несущий знаки различия соответствующего храма, или, в случае с Храмом Зуба, реплику Зуба Будды. Каждый из них сопровождается другими слонами и различными сановниками, одетыми в традиционные костюмы, бесчисленными танцорами и барабанщиками, которые наполняют улицы необычайным количеством шума.
Каждая процессия похожа друг на друга, но всё-таки есть небольшие различия. Катарагамская процессия – как и подобает этому довольно непослушному богу – бывает самой дикой и самой отвязной. Процессия Паттини, единственная, посвященная женскому божеству, состоит в основном из женщин-танцоров.
Начало и конец каждой Перахеры сигнализируется оглушительным выстрелом пушки.