«Антироссийские настроения и русский мир — это не мифы»
Почему русские стали массово возвращаться из эммиграции. Колонка социолога
Россияне, находившиеся в эмиграции, массово начали возвращаться на родину. Согласно данным, обнародованным МВД РФ, за прошлый год в страну вернулись около 150 тысяч человек. Для этих людей действует программа содействия добровольному переселению соотечественников. Примечательно, что возвращаются не только проживающие в странах СНГ, но и около 30 тысяч россиян, ранее переехавших в Евросоюз.
Согласно данным опроса «Левада-центра», проведенного летом прошлого года, эмигрировать за пределы бывшего СССР хотел бы почти каждый пятый россиянин. Что заставляет россиян возвращаться домой, почему русские эмигранты никогда не будут счастливы за рубежом и как объяснить тягу к корням — в авторской колонке руководителя Московской школы конфликтологии, социолога Любови Цой.
Моя хорошая подруга недавно вернулась из Италии, где она выкупила апартаменты и прожила около десяти лет. По ее словам, в последний год ей стало там очень тяжело жить. Тяжело, прежде всего, психологически. Кроме того, жизнь стала гораздо дороже, ей просто перестало хватать денег. И самое главное — когда узнали, что она из России, то отношение к ней окружающих стало гораздо хуже, холоднее.
Надо признать, что людям из России за рубежом действительно становится гораздо тяжелее. История, которую я рассказала, отнюдь не единичная. Их становится все больше и больше. Я не думаю, что 150 тысяч россиян, которые вернулись на родину, сделали это по принуждению — что все они нарушали закон, поэтому их депортировали.
Я всегда говорю: не надо путать эмиграцию и туризм. Существуют разные статусные уровни выезда за рубеж. Во-первых, вас могут пригласить жить и работать за границу как высококвалифицированного специалиста. Во-вторых, вы выезжаете как специалист без статуса. Вы приезжаете в страну и продаете себя там. Эти люди вынуждены приспосабливаться и находиться в маргинальном положении: они никогда не станут руководителями. Третья группа — это уезжающие из России по разным мотивам, в том числе и политическим. Многие из них до сих пор живут в иллюзиях, что где-то там, за границей, обязательно лучше, чем у нас, считают, что там демократия, люди лучше.
Я скажу банальную вещь: нас нигде не ждут с распростертыми объятиями. Когда человек уезжает, он еще не понимает, что уходит из привычной среды. Пока рыба находится в воде, она не обращает на это внимания, однако стоит только ее выбросить из воды — тотчас же осознает, что ей чего-то не хватает.
Я прекрасно понимаю эмигрантов, которые сейчас возвращаются в Россию — им не хватает простого общения. Я буду с вами разговаривать, даже если вас знаю плохо или не знаю вовсе. Мы так привыкли, мы так воспитаны. В Европе, на Западе это невозможно — там совсем другая модель взаимоотношений. Мы открыты к общению, мы без этого просто не можем. Россия так устроена. На Западе такого общения нет, там все очень рационализировано. Это серьезный фактор.
Немало примеров, когда человек приехал на Запад, хорошо устроился, вроде бы неплохо зарабатывает, но продолжает жить исключительно российскими реалиями — смотрит наше телевидение, интересуется новостями из России. Я называю это глубинной генетической привязкой к культурно-нравственному климату, в котором человек жил.
Понимаю таких людей: за границей подчас очень хочется поговорить по-русски. У нас вообще особая привязка к языку. Русский язык так устроен, что в нем сразу раскрываются многие ценностные ориентации. Поймите, русский человек никогда не жил и не живет только материальным миром, даже кусок хлеба мы стараемся делить. Живем с крошками, а ощущаем себя богатыми. Так мы устроены. По моей фамилии, вы видите, что я — не русская. Но во мне сидит русская культура, от этого никуда не деться.
Знаете, есть поговорка: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. По отношению к русскому человеку эта поговорка не проходит. Нашему человеку важно чувствовать себя целостным субъектом, поэтому нам так важно ощущать величие своей страны.
Источник: ura.ru