Абхазию пугает возможное «засилье русских»
Конфликт вокруг закона о продаже недвижимости иностранцам привел к терактам в Сухуме.
22 апреля 2016 | Соседи
Текст: Андрей Николаев
Фото: Юлии Ефремовой
Фото: Юлии Ефремовой
Вопрос продажи недвижимости Абхазии иностранцам, под которыми в первую очередь подразумеваются россияне, обострился настолько, что в частично признанной республике не только прошли митинги, но даже прогремели взрывы.
В частности, на днях в Сухуме взлетел на воздух служебный автомобиль депутата парламента Алмаса Джапуа, активно лоббировавшего введение законодательного моратория на отчуждение недвижимости иностранцам, которое он и его единомышленники открыто квалифицировали как «катастрофу» для Абхазии.
Автомобиль депутата полностью уничтожен, но сам он остался невредим, поскольку вышел из машины незадолго до взрыва. Осколочные ранения получила гражданка России, находившаяся возле места происшествия. Повреждены два автомобиля, припаркованных недалеко от машины депутата.
Президент Абхазии Рауль Хаджимба созвал заседание Совета безопасности. Секретарь Совбеза Мухамед Килба сообщил журналистам, что, по данным следствия, радиоуправляемое взрывное устройство мощностью 100-150 граммов в тротиловом эквиваленте было помещено внутри автомобиля. По его мнению, депутата хотели «предупредить, но не устранить».
В абхазской столице прошли акции в поддержку Джапуа и митинги, на которых общественность потребовала ввести мораторий на продажу недвижимости. Представители научной и творческой интеллигенции распространили заявление, в котором, в частности, подчеркивается, что продажа недвижимости иностранцам - это «путь к массовому заселению страны и утрате государственности».
В нем также сказано: «Лишь победа в Отечественной войне народа Абхазии позволила сохранить абхазский этнос на абхазской земле. Сегодня вновь активизировались попытки узаконить замещение коренного населения новоявленными претендентами на наши земли и имущество. Граждане Абхазии, памятуя о невосполнимых утратах в борьбе за свободу и независимость, широким фронтом выступают против неоколониальной политики».
Под последней, в частности, имеется в виду настойчивое требование властей России разрешить россиянам покупать недвижимость в Стране души – это давняя тяжба двух «стратегических партнеров». Напомним, что у многих россиян, приобретших ранее недвижимость в Абхазии, ее попросту отобрали.
В республике сейчас довольно много тех, кто не сомневается: к взрыву автомобиля депутата, выступающего за мораторий на продажу недвижимости, причастна Россия. Но председатель политической партии «Айнар» Тенгиз Джопуа призвал не делать подобных выводов. «… кто-то пытается обвинить в этом взрыве внешние силы, вплоть до прямых обвинений России. Эти люди спекулируют ситуацией, пытаются спровоцировать антироссийские настроения и ухудшить наши отношения с этой страной, а нас всех выставить националистами и маргиналами».
«Хочу напомнить, - продолжил он, - что Россия – единственная страна, которая оказывает поддержку и помощь нашему народу. Мы не имеем даже морального права высказывать подобные обвинения в адрес российского народа и категорически их не приемлем», – цитируют политика абхазские СМИ.
Секретарь Совбеза Абхазии тоже выступил в защиту России и сообщил, что у следствия есть три основные версии преступления, но озвучивать их он не стал. Однако проинформировал: «в обществе» муссируется множество версий, что «в подрыве принимали участие силы извне, в частности, из России». По его словам, «это не соответствует действительности, и необходимо иметь веские основания, прежде чем выдвигать такие обвинения».
Сам же Джапуа, вовремя покинувший свой автомобиль, пояснил свою позицию по отчуждению недвижимости тем, что в Абхазии отсутствуют законы, без которых продажу «невозможно произвести правильно». То есть, в республике нет жилищного и градостроительного кодексов, адекватных данных по переписи населения, инвентаризации жилищного фонда, генеральных планов районов, сел и городов. «Когда соответствующая работа будет проделана и все законы будут приняты, тогда мы можем сесть и обсудить другие мотивы, почему мы против», – сказал он.
В общем, значительная часть власть имущих в Абхазии старается (что понятно) всячески уверить соотечественников в невозможности наличия «российского следа» в теракте. Но «общественность» свои подозрения, касающиеся российского «вектора» преступления, не скрывают. Люди объясняют: они не хотят, чтобы богатые россияне скупали лучшие участки на побережье, а коренное население, не имеющее денег на приобретение и нормальное содержание жилья и земель в престижных районах, «было загнано в горы».
Кроме того, они категорически против русификации Абхазии, предания забвению абхазского языка, культуры и традиций, а также изменения демографической ситуации.
Парламент республики распространил заявление, в котором заверил соотечественников, что никакое давление не сможет повлиять на «курс развития государственности Абхазии». Депутаты призвали народ к «единству и согласию во имя стабильности и укрепления независимости нашего государства».
Но единства и согласия в Абхазии как не было, так и нет. Причем, практически по всем вопросам. Тут уже укоренилась практика терактов против должностных лиц и свержения президентов, кровавых клановых разборок, безнаказанности криминальных групп и вообще полного игнорирования законов и законности.
На этом фоне твердо укрепилась неприязнь к России, которая «распоряжается в Абхазии и навязывает ей свою волю», в том числе, настаивает на продаже недвижимости иностранцам, под которыми, как уверяется, подразумеваются только россияне.
Но вместе с тем у абхазов, которые, наконец, добились того, что численность грузинского населения в республике не превышает численности «других», поскольку оно было изгнано, есть подозрения, что недвижимость скупят и грузины, имеющие гражданство РФ. При таком раскладе, считают абхазы, этнический состав республики вернется на круги своя. «Так за что же мы проливали свою кровь?», - вопрошают абхазы.
Отметим, что весь этот криминал и гражданские волнения проходят на фоне требования отставки президента Рауля Хаджимба, а также начала туристического сезона. Столь «славное» его открытие сильно навредит тем, кто весь год провел в ожидании заработка от туристов, число которых и без взрывов и поджогов уже пошло на убыль из-за абхазской разрухи, отсутствия сносной туристической инфраструктуры и тяжелой криминогенной обстановки.
В общем, туристов (а в Абхазию ездят, в основном, небогатые россияне) спугнули в очередной раз, и об этом в республике говорят открыто. Однако теракт не напугал того, против которого он был направлен, то есть Алмаса Джапуа – он вышел из состава парламента. Свое решение политик объяснил тем, что поскольку он «не может быть услышанным» в законодательном органе, дальнейшее пребывание в нем считает «невозможным».
По его информации, мораторий на продажу недвижимости иностранцам не должен быть снят ни при каких обстоятельствах. «В парламенте есть люди, которые его поддерживают. Я же теперь, как простой гражданин, продолжу борьбу за мораторий», - заверил Джапуа. И митингующие его поддержали.
Тут стоит отметить, что во властных структурах Абхазии есть понимание того, что без оглядки на большой скандал (если не гражданское противостояние) закон все равно придется принимать, поскольку этого требует Россия.
Но, абстрагируясь от понятия «сохранения этноса», абхазская чиновничья команда прекрасно понимает, что если закон о продаже недвижимости принят не будет, или соответствующая процедура затянется на неопределенное время, республике еще долго предстоит лежать в руинах: ни один серьезный частный инвестор (а после российско-турецкой ссоры это может быть только российский), без гарантий прав собственности сюда не сунется.
То есть, российский бизнес ждет эксклюзивных прав в Абхазии, которых ему не дают, а местные чиновники, которые могут нагреть руки на работе российского бизнеса, не получат ни цента.
«Росбалт» уже писал о том, что российские эксперты и бизнесмены на одном из деловых форумов по Абхазии говорили об отсутствии «гарантии жизни и собственности» в Стране души, и что об этом должна позаботиться властная элита – особый акцент был сделан именно на принятии закона о продаже иностранцам недвижимого имущества. Если его не будет, инвестора в Абхазии просто затопчут – разумеется, речь не идет о российском государственном капитале: он сам затопчет кого угодно.
Но весь этот скандал с вышеуказанным законом говорит о стремительном росте в Абхазии политического радикализма, почва для которого была «заботливо удобрена» подписанием российско-абхазского договора о союзничестве и стратегическом партнерстве – оппозиция выступала против него достаточно активно. В особенности ее не устраивают положения документа, предусматривающие создание единой с РФ армии и МВД.
Трудно сказать, станет ли конфликт вокруг закона той последней каплей, которая спровоцирует массовые беспорядки в республике и приведет к новой попытке досрочной смены власти. Но с большой долей уверенности можно прогнозировать, что закон станет основным орудием ускорения соответствующих процессов.
Также в рубрике