Через Байкал на велосипеде
Дневник велопутешественника, решившего проехать замерзшее озеро целиком
Фото: Сергей Северин
В марте этого года путешественник Сергей Северин отправился на велосипеде в экспедицию «Байкальский лёд». Во время экспедиции Сергей собирается проехать по льду глубочайшее озеро в мире Байкал, проложив наиболее длинный маршрут из возможных. «Йод» начинает проект, в рамках которого будет публиковать дневники экстремального велопутешественника. В первом выпуске — подготовка к поездке, начало пути, внезапные трудности и снежная буря.
Зимний Байкал я впервые увидел на фотографиях блогеров несколько лет назад. Тогда один из этапов внедорожной гонки «Экспедиция-Трофи» прошёл на льду этого озера. Я показал фотографии своим друзьям-путешественникам, вместе с которыми мы и приняли решение начать подготовку к собственной байкальской экспедиции.
В течение нескольких лет наша поездка откладывалась. Сначала не могли определиться с видом транспортного средства для покорения ледовых просторов, потом возникли финансовые проблемы из-за трат на другие путешествия. Чувствовался и недостаток опыта зимних автономных походов. Впрочем, к началу 2015 года у нас наконец-то было всё готово.
Поставлена цель, выбран компаньон для поездки, продумано и собрано снаряжение.
Изучив отчёты коллег-велосипедистов мы поняли, что каждый год большое количество велолюбителей отправляется на озеро Байкал покататься по льду. Нам хотелось сделать что-то необычное и интересное, проверить свои силы. Поэтому мы решили пересечь Байкал по наиболее длинному маршруту. С учетом нелинейности озера, протяжённость пути, по нашим расчётам, может достигнуть примерно 800 километров. Этот маршрут мы планируем преодолеть за 14 дней. Судя по предварительным выездам на велосипедах, по заснеженному озеру вполне реально проезжать около 80 километров в день. Всё будет зависеть от погодных условий, особенно от направления ветра и глубины снежного покрова. Очевидно, что по голому льду ехать получится гораздо быстрее, чем по снегу толщиной в 40 сантиметров.
Интереснее это путешествие становится ещё из-за того, что в этом году Байкал не замёрз полностью, впервые за многие годы. Из-за этого некоторые путешественники отказались от своих планов или сократили предполагаемый маршрут, однако нас это не остановило.
Какая цель у нашей поездки? Во-первых, мы хотим увидеть уникальную байкальскую природу, которая может сильно пострадать в ближайшие годы из-за экологических проблем. Во-вторых, наш опыт может стать полезным для тех, кто только планирует осваивать зимний велосипед. В-третьих, для нас самих подобное путешествие является подготовкой к более сложным и интересным экспедициям.
Для меня очень важно увидеть своими глазами Россию. Города и глубинку, удивительную и разнообразную природу регионов нашей страны. На мой взгляд, патриот — это не тот, кто ходит на митинги с триколором в руках. Это человек, который увидел и полюбил Россию.
Первый день экспедиции сразу начался с нескольких казусов. Оказалось, что в наших железнодорожных билетах указано прибытие по московскому времени. Разница во времени с Нижнеангарском оказалась пятичасовой, поэтому до Байкала мы добрались только к середине дня.
Нашими попутчиками в поезде были нефтяники и «золотые» старатели, которые посчитали своим долгом выпивать на протяжении всей ночи. Толком выспаться в такой обстановке нам не удалось.
Не успев высадиться на платформе, мой попутчик Андрей сломал молнию на куртке. Из-за этого первые сибирские морозы он ощутил «полной грудью», пока не сообразил починить куртку с помощью неиспользуемой молнии велорюкзака.
Как и планировалось, первые километры оказались труднопроходимыми. Рыхлый снег не позволял развивать запланированную скорость, а чистый лёд попадался лишь изредка. Ближе к Северобайкальску мы выехали на дорогу — нам нужно было попасть в город, чтобы купить продукты на весь путь до Иркутска. Первоначально пополнить запасы мы собирались в Нижнеангарске, однако там находились только небольшие магазины с довольно скудным ассортиментом.
Ехать по околобайкальским дорогам — то ещё приключение, которые мы называем «разгон и неудовольствие». Затяжные подъёмы чередуются с короткими и резкими спусками, ехать приходится то по асфальту, то по свежему снегу. Ситуацию также осложняет узкая проезжая часть и постоянно проезжающие мимо машины.
Во время одной из остановок я заметил, что у Андрея появилась проблема с велосипедом. Из-за тряски или по какой-то другой причине у него на велосипеде раскрутился и потерялся один из болтов крепления багажника. К счастью, мы оперативно нашли необходимую запчасть, заменили болт, а также посадили его на специальный фиксатор резьбовых соединений, чтобы эта поломка не повторилась ещё раз.
Несмотря на все трудности, за первый день мы преодолели чуть более 40 километров и остановились переночевать где-то между Северобайкальском и селом Байкальское. Во второй день мы планируем проехать в два раза больше.
В путь отправляемся с рассветом. За время отдыха мы успели перепаковать рюкзаки, поэтому ехать стало значительно легче. Проблема заключалась в том, что едва сойдя с поезда мы решили сразу поехать по маршруту, не удосужившись грамотным распределением багажа.
В Нижнеангарске мой напарник Андрей купил себе небольшие рыболовные сани. Он думал, что будет легонько крутить педали и тянуть за собой легкие саночки со всеми вещами, насвитывая песню Эдуарда Хиля про зиму и победоносно смотря на меня, обвешенного сумками и рюкзаками. Однако позже выяснилось, что всё не так уж просто. Мой велосипед с двумя багажниками на ходу действительно был тяжелым, но он ехал. Сани доставляли Андрею лишь одно неудобство. По льду они скользили просто замечательно, но это приводило к тому, что порой они начинали обгонять велосипед, уводить его в сторону, а потом резко дергать за багажник. В глубоком снегу эти же сани вообще отказывались ехать. Возможно, мы их перегрузили вещами или такой метод изначально бы нежизнеспособен. Впрочем, несмотря на эти трудности, мы всё равно продвигались вперед.
Еще до обеда успеваем добраться до села Байкальское — это последнее большое село на ближайшие 200 километров. Там же впервые слышим местное бурятское поверье: «Если Байкал не встал — будет война». Надо отметить, что в этом году со льдами на озере действительно не всё хорошо — байкальский ледяной «панцирь» никак не хотел закрепляться на водной глади в районе Иркутска.
В Байкальском удивительно красивая прибрежная зона. Пляж из гальки, вмерзшие в лед рыболовные суда и катера. Рядом постоянно проезжают машины охотников и рыболовов. Солнечная погода быстро сменяется пасмурной из-за тучных облаков. Когда начинается снегопад мы понимаем, что нужно как можно быстрее продвигаться вперед, чтобы не попасть в снежную бурю. Впрочем, у нас ничего не получилось — облака оказались быстрее. Стоило солнцу скрыться за горами, как сразу задул сильный северо-западный ветер и началась настоящая буря. Не пройдя от Байкальского и десяти километров, мы вынуждены были искать место ночлега, с которым нам помогли местные рыбаки.
Туристы-иностранцы наверняка бы пришли в восторг, увидев этих рыбаков, которые являлись каноничными примерами «сибирских мужиков», какими их часто изображают в западном кинематографе. В тельняшках и ватниках с подвернутыми рукавами (на улице, тем временем, −22), с неизменными мятыми папиросами в зубах, у сибиряков хотелось спросить только одно — вы еще пьяные или уже с похмелья? Рыбаки сказали нам, что в такую погоду на велосипедах делать нечего. Самое время развалиться на лежанке возле печи и смотреть на бушующую байкальскую природу через окно. Как оказалось, небольшой охотничий домик-зимовье со всем необходимым находился всего в пяти километрах от того места, где мы встретили этих рыбаков.
Инструкции рыбаков по эксплуатации домика были щедро снабжены многоэтажным матом, что позволило нам оперативно разобраться в сложившейся ситуации и уже спустя час начать растопку долгожданной печи.
Первым делом в доме пришлось залатать окна. Дом явно был полузаброшенным и в этом сезоне там никто еще не жил. В одном из окон целиком отсутствовала рама и стекло. К счастью, у меня в запасе нашлось изрядно потрепанное спасательное одеяло, которым мы и заткнули окно. Это одеяло предназначено для окутывания людей и прочих живых существ, которые сильно замерзли. Таким образом, наше зимовье было капитально утеплено.
Вскоре перед нами встала очередная дилемма — как добыть воду. Андрей где-то читал, что растапливать снег неправильно и вредно. Мы решили не спорить, направившись крошить в кастрюли лёд.
Вернувшись домой мы поняли, что в доме есть кто-то ещё. По помещению с умопомрачительной скоростью носилась мышь. Ссориться с лесным грызуном мы не хотели, поэтому Андрей придумал хитрый план. Нам нужно было обезопасить еду от острых мышиных зубов, поэтому все продукты в пакетах пришлось переложить под потолок. Опыт подсказывал, что для голодной мыши это не будет большой проблемой, поэтому Андрей решил подкормить животное рисом. Это помогло. Кроме того, что почти вся наша еда уцелела, так еще и мышь стала ручной, совершенно перестав бояться брать крупу прямо из рук.
На этой позитивной ноте завершался второй день экспедиции на Байкале. Наверное, если бы мы знали, что предстоит нам уже на следующий день, то предпочли бы поспать лишние полчаса, а не тратить их на грызуна. Как оказалось в дальнейшем, нам еще предстояло об этом пожалеть.
Источник: yodnews.ru