Обойдемся без помощников
На фоне массовых проблем турфирм россияне стали самостоятельно организовывать свой отдых
Завершившийся летний сезон ознаменовался целой чередой банкротств туроператоров, пострадавших, по их словам, из‑за резкого падения спроса. При этом меньше россияне за границу ездить не стали, свидетельствует собранная РБК статистика. Просто с каждым годом растет число самостоятельных туристов, не пользующихся услугами турфирм.
Продажи туров с начала года упали на четверть, объяснял в середине июля причины краха «Невы», одного из старейших туроператоров страны, ее гендиректор Максим Пирогов. На резко снизившийся спрос указывал и приостановивший свою деятельность в августе «Лабиринт». Другим туроператорам, также признавшим в минувшем сезоне свою финансовую несостоятельность, было уже проще: они могли ссылаться не только на общую неблагоприятную экономическую ситуацию, но и на скандальный уход с рынка других игроков.
Так, в сентябре «Южный Крест» объявил, что не может исполнить свои обязательства перед клиентами «из‑за сильного падения спроса на туристский продукт на фоне банкротства ряда крупнейших туроператоров». Как пояснял тогда РБК президент «Южного Креста» Андрей Кузнецов, после краха «Лабиринта» компания оказалась в ситуации, «когда на входе стоят клиенты, которых надо отправить на уже оплаченный отдых, а новые, которые несут деньги, не появляются». «Это как из банка вкладчики все разом забирают свои деньги», – пояснял Кузнецов.
В августе, после того как около 37 тыс. клиентов только «Невы» и «Лабиринта» не смогли воспользоваться уже оплаченными турами, а многих из примерно 33 тыс. находившихся за границей туристов пришлось эвакуировать домой, продажи туров снизились на четверть, констатировала Ассоциация туроператоров России.
Снижение спроса подтверждают и розничные продавцы туров. С мая по август продажи турпакетов снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на 20%, заявляли РБК в «Сети магазинов горящих путевок». В другой агентской сети, «Горячие туры», это падение оценивали в 14%.
Но доступная зарубежная статистика снижение турпотока из России этим летом не подтверждает. Количество россиян, побывавших в Турции, в минувшем июне, по данным Министерства туризма этой страны, увеличилось на 17%, до 805,3 тыс. человек, в июле – на 20%, до 805,4 тыс. Предварительные данные за август также свидетельствуют о росте, пусть и не таком крупном, как в предыдущие летние месяцы, – на 6%, до 776,6 тыс. россиян.
Турция – самое массовое летнее направление, с которым по количеству туристов из России не может сравниться ни одна другая страна. Поэтому в силу своих колоссальных объемов прирост на турецком направлении с лихвой компенсирует снижение турпотока в другие страны.
Но и на других популярных пляжных направлениях зафиксирован рост. Российский турпоток из России на Кипр, по данным его статистической службы, в июне вырос на 22%, до 118 тыс. человек, в июле – на 21%, до 116,7 тыс., в августе – на 12%, до 110,7 тыс. В первые месяцы лета был рост и на болгарском направлении: в июне – на 14%, до 152,3 тыс. человек, в июле – на 1%, до 150,7 тыс. В августе уже было падание на 6%, до 132,6 тыс. человек.
Правда, на более популярном направлении – испанском – был все‑таки спад турпотока. В июне – на 14%, до 222 тыс. россиян, в июле – всего на 2%, до 245,6 тыс., а в августе – уже на 9%, до 260,1 тыс. В целом для Европы характерно снижение российского турпотока. С весны каждый месяц уменьшается количество россиян, посетивших Германию, Финляндию, Чехию, Польшу, Швейцарию, свидетельствует статистика этих стран.
На большинстве дальнемагистральных пляжных направлений этим летом рост продолжился. Мало того, по итогам этого лета Вьетнам, показывавший рост на 10–36% в зависимости от месяца, стал среди стран Юго-Восточной Азии более популярным направлением, чем Таиланд. Вьетнам в июне-августе посетили 65,5 тыс. россиян, Таиланд – 50,7 тыс. После нескольких месяцев спада в мае-июле вновь рос турпоток на индонезийский остров Бали.
На Карибах отрицательная динамика этим летом зафиксирована в Мексике. В июне российский турпоток в эту страну снизился сразу на 47%, до 3,4 тыс. человек, в июле – на 34%, до 3,7 тыс. Интерес к отдыху в Акапулько и на других мексиканских курортах практически перестал расти еще в декабре 2013 года, ежемесячный прирост составлял всего 1–3%, за исключением января, когда турпоток увеличился на 7%, до 13,5 тыс. человек. Зато с мая этого года наконец‑то начал расти турпоток на Кубу, который до этого постоянно снижался с ноября 2012‑го. В минувшем июне число россиян, посетивших остров, выросло сразу на 33%, до 4,9 тыс. человек, в июле – на 25%, до 4,4 тыс. Рос в июне и июле турпоток и в Доминиканскую Республику – соответственно на 14%, до 8,5 тыс. россиян, и на 4%, до 8,3 тыс. В августе было уже снижение на 5%, до 8,7 тыс.
Общий турпоток из России действительно растет, но при этом снижается количество отправляющихся на отдых по линии туроператоров, поясняет президент «Натали Турс» Владимир Воробьев. Он признает, что туроператоры сегодня уже не могут игнорировать этот фактор.
Исследования потребительских предпочтений россиян подтверждают: число самостоятельных туристов увеличивается год от года. По данным Synovate Comcon, в первой половине 2010 года 24,9% жителей городов-миллионников, выезжавших хотя бы раз в год за границу, заявляли, что не пользуются услугами турфирм, в первой половине 2012‑го таких было уже 28,8%, в первой половине 2014‑го – уже 31,9%.
Количество самостоятельных туристов будет и дальше расти, особенно после этого летнего сезона, серьезно подорвавшего доверие к отрасли, констатирует исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Но, отмечает она, западный опыт показывает, что туроператоры могут удерживать клиентов за счет дополнительных сервисов, например предлагая билеты на концерты, которые проходят поблизости от курорта, и т. п. Кроме того, массовый турист вряд ли откажется от услуг туроператоров, когда речь идет об отдыхе в стране с другой, отличной от западной, культурой, говорит Ломидзе.
Минкультуры подготовило проект поправок к закону «Об основах туристской деятельности в РФ», его общественное обсуждение продлится до 16 октября. Законопроект предлагает кардинально изменить регулирование отрасли.
• Ввести реестр турагентств
Туристические агентства – это посредники между туроператорами и покупателями путевок, они получают комиссию с продаж: по мнению гендиректора турфирмы «Алеана» Ильи Уманского, ее размер обычно составляет 10–14%. Точное число посредников неизвестно, операторы считают, что их десятки тысяч, именно в этом звене происходит огромное количество нарушений.
Если законопроект примут, агентства должны будут регистрироваться в Ростуризме, как сейчас делают операторы. Им придется передавать сведения об учредителях и руководителе. Также подразумевается введение фингарантий для агентств в размере 500 тыс. руб. и административной ответственности за неоказание услуг.
• Повысить гарантии операторов
Сейчас каждый оператор, отправляющий туристов за рубеж, должен ежегодно перечислять минимум 100 тыс. руб. в фонд ассоциации «Турпомощь» (на начало 2014 года в нее входило 2,06 тыс. туроператоров, фонд оказывает помощь клиентам разорившихся турфирм). Также операторы должны страховаться на сумму более 30 млн руб.: минимальную страховку приобретают компании, чья выручка в сфере выездного туризма за предшествующий год не превышает 250 млн руб., если продажи выше, страховое возмещение должно составлять от 12% выручки.
Законопроект предлагает, во‑первых, создать новый фонд – персональной ответственности туроператора: подразумевается банковская гарантия, которая предоставляется в «Турпомощь» и предъявляется к оплате в случае возникновения у оператора финансовых проблем. Размер гарантии будет определяться перед началом календарного года путем умножения прогнозируемого числа туристов на 100 руб.
Во-вторых, будут увеличены отчисления в нынешний фонд «Турпомощи» (его переименуют из компенсационного в резервный): их также привяжут к числу клиентов. Минимальный взнос в 100 тыс. руб. будут платить операторы, обслужившие за календарный год менее 100 тыс. туристов, а также выходящие на рынок новички. Тем, кто отправит на отдых до 500 тыс. человек, придется заплатить в ассоциацию 300 тыс. руб., более крупным фирмам – 500 тыс. руб.
В-третьих, увеличатся страховки: новый страховой минимум, предложенный в законопроекте, составляет 50 млн руб.
В-четвертых, туроператор будет обязан предоставлять фрахтовщику самолетов доказательства будущих платежей по договору в виде банковских гарантий или депозита. А каждый турист должен будет сразу получить электронные билеты в оба конца.
• Ввести личную ответственность руководителей
Законопроект вводит «требования к деловой репутации». Наличие у гендиректора туркомпании, его заместителя и главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости по экономическим статьям Уголовного кодекса, а также трех за год нарушений законодательства о туристической деятельности не позволит менеджерам работать в отрасли.
Права на профессию лишатся менеджеры ранее исключенных из реестра компаний, если они руководили ими более года до вынесения решения об исключении из реестра. Впрочем, у менеджеров ушедших с рынка компаний останется шанс остаться в этом бизнесе, если им удастся доказать, что в крахе фирм не было их непосредственной вины.
Для менеджеров и компаний туристической отрасли, которые будут продолжать нарушать законодательство, предлагается в разы поднять суммы штрафов. Если сейчас за нарушения, допущенные туроператорами, статья 14.51 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штрафы от 3 тыс. до 15 тыс. руб. для должностных лиц и от 20 тыс. до 200 тыс. руб. для юрлиц, то в новой редакции штрафы для менеджеров будут начинаться от 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации. Штрафы для юрлиц предлагается поднять минимум до 200 тыс. и максимум до 500 тыс. руб.