USD:
EUR:

Плюсы и минусы инвестиций во внутренний туризм

В этом году Крым в период майских праздников стал самым популярным авианаправлением для россиян

Текст: Ольга Колтунов
Плюсы и минусы инвестиций во внутренний туризм

В этом году Крым в период майских праздников стал самым популярным авианаправлением для россиян. По данным компании Ozon.travel, продажи авиабилетов в Симферополь за первую неделю апреля по сравнению с прошлым годом увеличились в 6,4 раза. Впрочем, рост мог быть и больше, если бы недорогие билеты во второй половине апреля не закончились. Из-за отмены железнодорожных перевозок, трудностей с Керченской переправой и потерей украинских туристов летом гостиницы крымского побережья вряд ли будут заполнены полностью. Зато отели Симферополя уже сделали себе годовую кассу за один месяц еще в марте, в период горячих крымских событий - их просто оккупировали как наши, так и зарубежные журналисты. И сейчас там не найти свободного номера: все занято российскими чиновниками всевозможных ведомств.

Жители Севастополя отмечают, что никогда не видели подобного скопления туристов в городе, как на День Победы в этом году. А вот в Киев и Одессу практически никто не полетел.

Мертвое озеро

По данным WikiPlanet, самыми востребованными направлениями внутреннего туризма являются Сочи, "Золотое кольцо" и Санкт-Петербург. "Внутренний туризм растет примерно на 10-15% в год. И в последнее время развиваются те направления, о которых раньше туристы даже не думали", - поясняет гендиректор проекта WikiPlanet Сергей Маревский (онлайн-продажи туров по России). К примеру, все популярнее становится Камчатка, хотя еще два года назад этот красивейший край казался недоступным. "Цена направления зависит от турпотока. Это вопрос формирования группы. Скажем, для одного человека вертолет в Долину гейзеров стоит 100 000 руб., а если на этом вертолете летят двадцать человек, то это намного дешевле", - отмечает Сергей Маревский. По его словам, спрос на внутренний туризм превышает предложение. В выходные дни, особенно в летний и зимний сезоны, занято все, что даже условно можно отнести к приличной туристической инфраструктуре. Росту внутреннего туризма способствуют как скачки курса доллара и евро, так и просто пресыщенность зарубежными поездками. Скажем, на Мертвом море в Израиле человек уже побывал, а ведь в России, оказывается, имеется аналог - соленое озеро Баскунчак под Астраханью, где концентрация соли абсолютно такая же. На берегу Баскунчака стоит старый, еще советский санаторий. "Но в основном здесь развивается небольшой частный бизнес, дома сдают местные жители, - говорит Сергей Маревский. - А бизнес ведь так и развивается - от маленького к большому".

В мае 2014 г. премьер-министр Дмитрий Медведев отправил в отставку руководителя Ростуризма Александра Радькова. Причина: провал государственной программы по развитию внутреннего и въездного туризма. Как рассказали "Ко" в турагентствах, занимающихся внутрен-ним туризмом, кое-что Радьков все-таки сумел сделать. У турагентств появилось намного больше информации о внутренних туристических маршрутах и туринфраструктуре в регионах. У внутреннего туризма в России сейчас две основные проблемы. Первая - отсутствие полной и достоверной информации: нет полноценных баз данных по местным достопримечательностям, отелям, домам отдыха, их заполняемости, по туристическим маршрутам. "Как строится работа внутреннего турагентства в России? "Алло! У вас есть три свободных номера?" - "Ну, сейчас узнаем!" А ведь задача туроператора - формировать группы! Сделать это без полноценного развития баз данных, полноценных систем бронирования очень сложно, - рассуждает Сергей Маревский. - А что такое местный туроператор? Это два-три человека, у которых все записано где-то на бумажке. Мы уже месяц из Москвы не можем выяснить у туроператора на Камчатке, где начало маршрута, по которому повезут наших туристов, а где конец!" Тормозом для развития подобных баз и продвижения внутреннего туризма является то, что значительная часть турбизнеса в регионах работает по "серым" схемам. "Я бы хотел включить в свои программы для туристов моего знакомого, который устраивает походы на яхте по Ладожскому озеру, но не могу - это неофициальная деятельность", - сетует директор одного из турагентств по внутреннему туризму.

Вторая проблема - транспортное сообщение. Дороговизна внутренних перелетов по России поражает. Она же является барьером для развития таких курортных регионов, как Байкал, Алтай, Камчатка. 19 мая 2014 г. сертификат эксплуатанта получила авиакомпания "Добролет", дочерний лоукостер "Аэрофлота". Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев сообщил, что полеты начнутся в июне. Сейчас у "Добролета" есть два самолета Boeing 737-800, за ним же зарезервирован SuperJet 100. "Пока проект очень напоминает имиджевый", - подчеркивает Сергей Маревский. За счет комфорта пассажиров (неоткидывающиеся кресла, отсутствие питания) "Аэрофлот" обещал снизить стоимость перелетов примерно на 20%. То есть в середине мая желающий увидеть Байкал мог купить "аэрофлотовские" билеты на рейс Москва - Улан-Удэ (туда и обратно) за 25 000 руб., а "Добролет" возьмет около 20 000 руб. Это, конечно, снижение. Но сильно ли оно увеличит число туристов?

Эколог на Соловках

Приехать в глухую деревню на берегу Белого моря (186 км на северо-запад от Архангельска), где нет дорог, электричества, не ловят мобильные телефоны, и основать там свой турбизнес... На это оказался способен москвич Олег Продан. Поездки в Арктику, борьба за экологию всегда входили в круг интересов Олега. На вопрос, бизнес это или хобби, он отвечает: "И то и другое". Хотя на хобби проект похож больше: сроки окупаемости созданного Олегом экоотеля далеко за горизонтом. "На Белом море традиционно велся промысел гренландского тюленя. Экологические организации выступали против. Но их протесты ни к чему не приводили. Я же решил предложить местным властям альтернативу - экотуризм", - рассказывает Олег Продан. То есть не убивать бельков (детенышей тюленя), а водить к ним туристов, дабы те могли оценить прелести дикой природы. В начале 2000-х предприниматель стал разрабатывать туристические маршруты по беломорской тайге. Изначально весь бизнес Продана на Белом море сводился к организации походов к нему в марте, когда рождаются бельки. Но подобная сезонность предприимчивого эколога не радовала. Олег отмечает, что, попав в деревню Летняя Золотица, был поражен красотой местной природы и в 2002 г. решился строить здесь отель. "В проект вложились мои друзья. Это были их личные деньги. Просто это люди, которым интересно делать что-то здесь, а не покупать "Челси", - рассказывает Олег. Сам он выступил как организатор и соинвестор отеля, но позже перешел на госслужбу (сейчас Олег Продан - директор недавно созданного Федерального национального парка "Онежское Поморье") и уступил долю в проекте другим его участникам. В 2002 г. Продан создал компанию "Живая природа", которая в 2004 г. приступила к строительству экоотеля. Он открылся в 2007 г. Точную сумму инвестиций Олег назвать отказался. "Это были десятки миллионов рублей, очень "длинные" деньги, может быть, дети или внуки инвесторов смогут получать дивиденды", - подчеркивает Олег. У экоотеля "Летняя Золотица" 27 га земли, на которых построили баню и два жилых корпуса на 60 койко-мест. В сезон (март - экскурсии к белькам, белые ночи, Новый год, летние месяцы) он заполняется полностью. Олег утверждает, что его отель ("ручная рубка") вполне соответствовал бы уровню 4 звезд, если бы имел парковку, но ее не стали делать. На машинах по тайге все равно не проехать. Всю инфраструктуру предприниматель и его друзья создавали сами - водоснабжение, дизельный генератор, дорога, спутниковая связь. "Если бы государство помогало с инфраструктурой, проект окупился бы в два-три раза быстрее. Один киловатт в час, получаемый от сетей, стоит 3 руб., а при помощи дизеля - 30 руб. - поясняет Олег. - У нас государство явно не обеспокоено инвестициями во внутренний туризм. Отель еще не заработал, а мы должны были полностью платить все налоги". Он сетует, что даже в глухой тайге бизнес начинают сразу "дербанить природнадзор, пожарные и прочие". Цена за сутки такого уединенного отдыха на природе - 4000 руб. "Средняя цена на размещение в российской гостинице составляет 3000 руб.", - отмечает Сергей Маревский. Отдых дорогой за счет дороги. "До Гондураса долететь дешевле! - возмущается Олег Продан. - Билет Москва - Анадырь стоит 100 000 руб.".

Билет на самолет до Архангельска из Москвы будет стоить порядка 11 000 руб. на человека туда и обратно, а час перелета до Соловков еще 8000 руб. "За такие деньги вполне можно слетать в любую европейскую страну", - констатирует основатель отеля. Кроме того, местные авиалинии используют древние Ан-2, и туристы не застрахованы от невылета в связи с плохой погодой или техническим состоянием самолета. Приехать и услышать, что вылета сегодня не будет, приходилось многим гостям отеля. В планах "Летней Золотицы" - покупка собственного вертолета за $1 млн, что позволит снизить фактор сезонности, так как весной и осенью Ан-2 плохо летает из-за погодных условий. Также Олег и его партнеры думают о постройке новых отелей вблизи национального парка. С деньгами, судя по всему, проблем нет, но Продан не уверен, что время для вложений подходящее. Нынешняя экономическая ситуация, по его мнению, может плохо сказаться на посещаемости экоотеля. "Уверенности в будущем нет", - резюмирует Олег.

Тверская Ницца

Переучить туристов, чтобы вместо Турции они путешествовали по России, задумал Сергей Бачин, председатель совета директоров, основной акционер группы компаний "Агранта", а также управляющий девелоперскими активами "Интерроса" Владимира Потанина.

"Результатом реализации проекта в Тверской области станет создание крупного туристического центра международного уровня, который будут посещать до 3 млн человек в год", - утверждает он. Почти столько же (3,5 млн человек) в прошлом году посетили Турцию. Свой проект Сергей Бачин реализует в рамках "Большого Завидово" между Москвой и Тверью, где он уже давно строит целый город на 20 000 жителей - 1500 га земли, коттеджные поселки, многоквартирные дома, бизнес-парк и т.д. Эти земли были переуступлены Бачину после раздела бизнеса между Владимиром Потаниным и Михаилом Прохоровым. Новое поселение на берегу Иваньковского водохранилища изначально предполагало развитие курортной зоны. В июне 2014 г. Бачин запускает свой первый крупный туристический объект "Рэдиссон Завидово" (якорным инвестором является "Агранта"). Пятизвездочный отель под управлением Radisson на 250 номеров потребовал около $95 млн инвестиций (из них собственные средства составили $45 млн, остальные деньги - заемные); его инфраструктура включает SPA-салон, фитнес-центр с бассейном, яхт-клуб, магазины и кафе с выходом на набережную. Рядом с отелем находится причал для круизных судов. Сюда смогут заходить суда, совершающие круизы по Волге.

В апреле 2014 г. правительство Тверской области направило заявку в Минэкономразвития РФ о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ) "Завидово". Статус ОЭЗ должен придать "Большому Завидово" инвестиционную привлекательность, причем как для куратора проекта - "Агранты", так и для других инвесторов. "Речь идет о налоговых преференциях, государственных субсидиях, дополнительных возможностях для участия в федеральных целевых программах. Резиденты особой экономической зоны в приоритетном порядке получат полный пакет административной, инфраструктурной, информационной поддержки со стороны правительства Тверской области", - сообщили в "Агранте". По оценкам правительства Тверской области, если идея о создании ОЭЗ будет поддержана Минэкономразвития, только на создание объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры из федерального и регионального бюджетов, а также из внебюджетных источников может быть выделено около 7 млрд руб. Планируемый срок окупаемости проекта 10-12 лет. Хотя, по мнению игроков рынка, он может быть и больше, учитывая высокие цены для туристов, в то время, как экономика в стране балансирует на грани стагнации.

К 2018 г. в "Завидово" обещают построить тематический парк, оздоровительный центр, академию гольфа, мотель для автовладельцев и 4 апарт-отеля. Яхт-клуб и поле для гольфа уже функционируют.

Инвестиции составили 5,5 млрд руб., в ближайшие несколько лет обещают добавить еще 30 млрд руб. Среди основных инвесторов курорта в большинстве своем коммерческие структуры, которые, по всей видимости, могут иметь отношение к самой "Агранте" - "Астра-инвест", "Трастстройинвест", "Геотон", "Завидово Плаза" (по данным базы "Контур-Фокус", через цепочку фирм эти компании связаны с кипрской Agranta Group Ltd.), "Завидово апарт-отель" (имеет отношение к гендиректору "Геотона" Антону Ковалеву).

Транспортную доступность к новому курорту должны обеспечить Аркадий и Игорь Ротенберги, обещавшие в скором времени построить "новую Ленинградку" (сдача первого участка до Солнечногорска планируется к концу 2014 г.).

И гольф-клуб, и яхт-клуб, и пятизвездочный Radisson - luxury-сегмент. Для небогатых туристов будут работать мотель, апарт-отели. По скоростной платной "Ленинградке" из Москвы сюда можно съездить на один день и отдыхать без ночевки. "Проект перспективный, но поток туристов несколько переоценен, - рассуждает Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality In.Comm. - Завидово было и остается привлекательным направлением для туризма. Однако визиты туда - это корпоративные мероприятия и семейные поездки на выходные. Сезонность отражает ситуацию во всем Подмосковье: основной спрос в летний сезон, в праздничные и выходные дни, низкий спрос в будни. При этом курорт сейчас позиционируется как премиумный. Достичь загрузки в 55-57% возможно, но вот 85-90%, при его расположении и нынешней экономической ситуации, - уже нереально".

Эксперты также полагают, что присваивать статус особой экономической туристической зоны "Большому Завидово" "не совсем корректно". "ОЭЗ были задуманы как проект в поддержку уникальных, нетронутых, сложнодоступных частей страны для создания там с нуля туристских продуктов и основ для девелопмента. Завидово формально этому критерию не отвечает", - подчеркивает Елена Лысенкова.

"ОЭЗ - это не только субсидии инвесторам, но, в первую очередь, помощь государства в развитии инфраструктуры. При этом она должна стать инструментом привлечения деловой активности именно на перспективных турнаправлениях, там, куда хотят ехать люди, - не соглашается с экспертом президент ООО "Завидово Девелопмент" Дмитрий Окороков. - В последнее время стремление российских граждан отдохнуть за границей меняется на желание открывать просторы родной страны".

От Байкала до нижнего белья

Впрочем, не все инвесторы, получившие для своих курортов статус особой экономической туристической зоны, смогли успешно довести проекты до конца. Например, известному бизнесмену Сергею Выходцеву уже тринадцать лет никак не удается построить свой "экокурорт" на Байкале.

Туристический проект он пытается создавать в партнерстве с государством, однако у последнего не нашлось денег на развитие транспортной инфраструктуры. Свой самый известный проект каши "Быстров" Сергей Выходцев весьма успешно продал транснациональной корпорации Nestle еще в 2007 г. Сумма сделки, по оценкам, составила около $50 млн. Чем не повод сделать что-то для души?

Байкальская история Сергея Выходцева стартовала еще в 2001 г., когда он впервые увидел самое глубокое озеро в мире и, по его признанию, буквально "заболел" местными красотами. После того как предприниматель познакомился с тогдашним президентом Бурятии Леонидом Потаповым, он стал подумывать о том, как начать развивать на Байкале турбизнес. Потапов выделил Выходцеву кусок тайги и поселок Кумора площадью 314 га, куда бизнесмен вложил около 350 000 евро личных денег. Средства ушли на то, чтобы воссоздать в прибайкальском поселке традиционный облик сибирской деревни и основать конеферму. Прибыли проект не приносил, но не для этого он и мыслился. Планы были намного глобальнее. После продажи "Быстрова", в 2008 г. Выходцев зарегистрировал фирму Organic Escape и создал проект "органического" курорта - "Побег в чистоту". Связи с правительством Бурятии позволили получить землю. Organic Escape и правительство Бурятии создали СП "Байкал ЭкоТуризм", которое арендовало 850 га тайги вблизи Северобайкальска. Эти земли предполагалось либо продавать инвесторам курорта, либо сдавать в аренду. Проект должен был стартовать в 2010 г. и финишировать в 2019 г. В 2018 г. на 27 площадках предполагалось увидеть термальные курорты, SPA-отели, грязелечебные центры, этнопарки, гостиничные резиденции и охотничьи замки общей площадью 84 000 кв. м. За семь лет на северобайкальский курорт планировалось потратить 11 млрд руб. Из них 7 млрд руб. - вложения частных инвесторов, еще 2,2 млрд руб. - средства федерального бюджета, 116 млн руб. должна была дать Бурятия, 1,6 млрд руб. требовалось привлечь в виде кредитов. В 2010 г. проект получил статус зоны экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа (ЗЭБ ТРТ "Северобайкалье"). Это освобождало Выходцева и других инвесторов от налога на имущество в течение десяти лет, должно было помочь в привлечении льготных кредитов, а также, казалось бы, давало гарантии того, что государство вложится в транспортную доступность к объекту и прочие коммуникации. Годом ранее Сергей Выходцев создал бизнес-инкубатор - учить и "взращивать" местных соинвесторов. Чтобы привлечь инвесторов, Выходцев решил показать пример и взялся строить первую гостиницу, на которую хотел потратить 10 млн евро.

Однако дело встало. "Предприниматель на некоторое время приостановил развитие на своем участке", - примерно год назад говорила Людмила Максанова, руководитель Агентства по туризму Республики Бурятия.

"Проект заявлен как частно-государственное партнерство, но бюджетные деньги, которые должны были быть направлены на развитие инфраструктуры, выделены не были. Без государственного участия реализовать такой проект сложно. Северный Байкал - очень удаленный регион, для организации курорта требовалась модернизация местного аэропорта, причалов, железнодорожной ветки (от Улан-Удэ поезд идет с двумя пересадками). Нужны были дороги и инженерные коммуникации. Частный инвестор, при всей своей любви к Байкалу, не может изменить ситуацию. Желание у Сергея осталось, но на сегодняшний день проект не развивается", - констатирует Елена Лысенкова, (ее компания Hospitality In.Comm занималась разработкой проекта Выходцева). В перспективе "Побег в чистоту" собирался принимать 150 000 туристов в год. Организовать подобный поток людей, учитывая транспортную доступность Северного Байкала, было нереально. По слухам, Выходцев даже интересовался покупкой авиакомпании "Бурятские авиалинии", однако интересом дело и ограничилось.

Сейчас Выходцев занялся другим бизнесом, его Organic Escape учредила компанию "Аргус Дьюти Фри", которая открыла в Домодедово магазин женского белья Victoria's Secret.

Тур с бокалом

"В поселке Абрау-Дюрсо вокруг завода появляются гостевые дома, мини-отели, рестораны, в которые вкладываются местные инвесторы. То есть, если бы туристическую инфраструктуру создавали не мы, на ней зарабатывали бы другие", - рассказывает Павел Титов, председатель совета директоров ОАО "Абрау-Дюрсо", сын основного владельца завода шампанских вин Бориса Титова. Рядом с заводом Титовы построили довольно серьезную туристическую инфраструктуру, два отеля, рестораны и кафе, они вкладывались в развитие местного парка, набережной и музея завода. Не то чтобы туриндустрия изначально привлекала владельцев алкогольного бизнеса, виной, скорее, традиция. Еще в советские времена на винные заводы в Крыму и Краснодарском крае водили экскурсии, старинный завод шампанских вин в Абрау-Дюрсо с "погребами князя Голицына" не был исключением. Придумывать новое не пришлось, требовалось лишь развивать старое в новой для России "обертке" - "винный туризм".

В целом место располагало, ведь завод стоит на озере Абрау, где имеются свои пляжи, да и до моря тоже недалеко. В компании говорят, что туринфраструктурой занялись еще в 2007 г., почти сразу после того, как SVL Group Бориса Титова приобрела 30% завода и инвестировала в него $25 млн. Часть этих денег пошла на модернизацию парка и набережной в поселке, чтобы те, кто приезжал на экскурсии, могли в нем гулять. Потом на заводе расширили программу экскурсий, оборудовали выставочный зал, где стали проводить тематические выставки, и занялись общепитом, построив четыре ресторана и кафе. Дело было только за тем, чтобы оставить туристов на ночь, заработав как на гостиничном бизнесе, так и на алкогольном. Из советской гостиницы для командировочных сделали бутик-отель "Империал" на 39 номеров. Там же организовали винные SPA-программы на косметике из винограда. Завод даже начал разрабатывать собственную "винную" косметику, но пока не сертифицировал ее. Бутик-отель в удачный год принимает около 1600 человек, цена за номер в летний сезон - 4000 руб., в остальное время - 3000 руб. Следующий отель (5 корпусов) был открыт уже в средней ценовой категории: 2700 руб. за стандартный двухместный номер на двоих.

В год на экскурсии на завод "Абрау-Дюрсо" приезжают 130 000 человек. За экскурсию завод берет 350-500 руб. с человека. В отелях останавливаются 10 000 гостей в год. Титов утверждает, что в сезон его курорт заполнен на 100%. Всего за год, по данным губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, в Абрау-Дюрсо приезжают до 3 млн человек - просто погулять по набережной, пофотографироваться в парке.

Всего, по словам Павла Титова, в туринфраструктуру поселка вложено $20 млн. Первые объекты, в частности, "Империал", уже окупили себя. В планах Титовых - новые гостиницы и кафе. В "Абрау-Дюрсо" уверены, что спрос на "винный" туризм не удовлетворен.

Обычно сюда приезжают те, кто решил провести отпуск в Краснодарском крае, они же заезжают и в Абрау-Дюрсо. Компания продает и "винные" туры из Москвы, к примеру "винный уик-энд". Однако развивать такой формат непросто. Слетать на выходные, чтобы выпить шампанского на берегу озера Абрау - конечно же приятно, но тормозом является цена авиабилетов. В компании пояснили, что, если покупать билет заранее, цена составит около 9000 руб. в одну сторону. Чем ближе к дате вылета, тем дороже.

Если идея провести романтический уик-энд с шампанским пришла туристу в голову утром в пятницу, за билет "Аэрофлот" потребует порядка 30 000 руб. "Как правило, "внутренние" туристы звонят и просят продать им путевку "на завтра". Пик спроса туров на майские праздники на внутренние маршруты приходится на 29-30 апреля. А мы к этому моменту можем лишь развести руками: все продано", - поясняет Сергей Маревский. Впрочем, такой подход вполне понятен. "Россия же - не заграница, зачем что-то планировать? Просто куда-нибудь поедем", - думают сограждане и оказываются у разбитого корыта. Кроме того, путешествуют внутри страны часто те, кто просто не сумел или не успел запланировать свой отдых заранее.

Источник: ko.ru

Также в рубрике

Бабушка над облаками

 0
Сорок четыре процента россиян в этом году в отпуск не пойдут
 0