USD: 96.0686
EUR: 105.1095

Наследие Олимпиады – недвижимость

Что же с ней делать по окончанию зимних Игр

Фото: Артур Лебедев

Наследие Олимпиады – недвижимость

Вывезти спортивные объекты из Сочи уже не получится. Что предстоит сделать за год, чтобы они не умерли?

Когда ваша недвижимость дорожает – это хорошо или плохо? Когда в вашем городе строятся десятками новые отели, аквапарки и дворцы спорта – это хорошо или плохо? Когда глава государства лично заботится о «контенте» для всей этой рекреационной инфраструктуры – это хорошо или плохо? Вроде бы хорошо. Но Сочи – это особая планета, где отменены многие законы объективной реальности. Исследования Goldman Sachs выявили, например, дополнительный, «олимпийский» процент к среднегодовым темпам роста цен на недвижимость в городах, принимавших Олимпийские игры. Причем эта олимпийская аномалия наблюдается на протяжении 30 месяцев после закрытия Игр. Сочинцев эта прогнозируемая коррекция слегка нервирует: многие ли из них смогут теперь улучшить жилищные условия?

Чемпионат мира по футболу, саммит G8, «Формула-1», фестивали и карнавалы... «Путин, что ты делаешь, прекрати!» – этим интернет-мемом многие местные (мысленно и вслух) встречают идеи президента по наполнению новыми смыслами всей недвижимости сочинских Игр. А огромные новые отели? Ну кого они тут могут порадовать, кроме нескольких ловкачей, за пару месяцев ставших рублевыми миллиардерами на клининговых услугах? Вряд ли «частный сектор» выдержит конкуренцию со всеми этими «рэдиссонами», «тулипами» и «азимутами» в плане качества услуг по размещению – придется снижать цены на койки, а это прямые убытки.

В Барселоне телебашня Калатравы, ставшая одним из символов Олимпиады-92, так и стоит бесхозная до сих пор. В Греции нашли применение всего двум объектам из 24, построенных к Олимпийским играм 2004 года (министр спорта Греции в частных беседах после открытия наших Игр выражал искреннее сочувствие в адрес тех, кому придется заниматься так называемым олимпийским наследием). Сейчас выясняется, что ни «Ледовый куб», ни «Адлер Арену», ни «Шайбу» разбирать после завершения Паралимпийских игр не будут, хотя изначально они проектировались и возводились как сборно-разборные. Говорят, что денег на их демонтаж и перенос в другие регионы могут потратить даже больше, чем потребовалось бы на строительство аналогичных объектов в другом месте «с нуля». То есть в Олимпийском парке останутся незапланированные в 2007 году выставочный центр (превосходящий по площади Манеж и Гостиный Двор, вместе взятые), центр керлинга (оказывается, нам нужен «дом» для национальной сборной) и еще что-то, пока еще не до конца ясно, что именно.

Главным социально-экономическим итогом олимпийской лихорадки, безусловно, можно считать два новых города. Один в горах: «Горки Город» Сбербанка плюс «Роза Хутор» Потанина. И еще один – в Имеретинской низменности, выросший вокруг Олимпийского парка и протянувшийся до реки Псоу, по которой проходит граница с Абхазией. Оба города не достроены. Видно, что в последние месяцы строительные силы перебрасывались с менее приоритетных объектов (кварталы для волонтеров и сотрудников служб безопасности, возводившиеся компанией «РЖД-строй») на более приоритетные: гостиницы для туристов и журналистов, спортивные объекты. По мелочам работ наберется еще на многие миллиарды рублей: внешняя отделка, благоустройство, косметический ремонт отвалившегося и сломавшегося, повсеместная замена всего «временного» на «капитальное» (светофоры, пешеходные переходы, заборы и пр.). И кстати, власть сделает большую ошибку, если не отдаст хотя бы часть этой «мелочевки» местным фирмам – награду за терпение местные заслужили!

Несмотря на прекрасный многокилометровый променад с фонарями и велосипедными дорожками от нового порта около Мзымты и почти до самой Абхазии, несмотря на крупнейший в России тематический парк развлечений с чудо-отелем «Богатырь», несмотря на скоростные «Ласточки» и прекрасные дороги, все-таки ближайший туристический сезон в Сочи вряд ли будет пиковым из-за встречи глав государств «большой восьмерки». За несколько недель до приезда первых лиц начнут усиливать меры безопасности, а отдыхать в подобных условиях не каждому по душе. Поэтому у города есть как минимум год, чтобы спокойно все достроить, облагородить и встретить зимний сезон 2014/15, а потом и летний сезон-2015 во всем курортном великолепии.

На месте «Олимпстроя» должна появиться суперпрофессиональная управляющая компания, частично с западным капиталом и компетенциями, которая займется коммерческой эксплуатацией объектов олимпийской недвижимости общей площадью в сотни тысяч квадратных метров. Она способна стать для Сочи градообразующим предприятием, но только если ее работа будет строиться на рыночных принципах, а не так, как была организована подготовка Олимпиады. Появление такой компании открыло бы огромные перспективы для местного малого и среднего бизнеса, который может взять на себя функции подрядчиков и субподрядчиков по обслуживанию, охране, уборке, ремонту, организации массовых мероприятий и т.д. При грамотном подходе к управлению всем построенным в Сочи за последние годы можно не только сохранить, но и приумножить ценность созданных активов.

Также за ближайший год должна быть решена проблема сервиса – без этого туристическая инфраструктура обречена. Курорт международного уровня не создать с кадрами, взращенными в шашлычных и «гостишках». Даже в лучших ресторанах города здесь на вопрос «Что посоветуете?» вам могут ответить: «У нас всё вкусно, изучайте меню». Поэтому на олимпийских объектах, в гостиницах и общепите работают сплошь приезжие, улыбчивые и слегка застенчивые. Как оставить их здесь, обеспечить жильем и перспективами карьерного роста и при этом не разжечь огонь неприятия со стороны местного населения, которое может воспринять такую экспансию как покушение на свою «территорию»?

Отдельный бизнес-кейс – это горный кластер, в который Сбербанк вложил миллиарды. Речь даже не об эффективности этих затрат – Греф и соответствующие правоохранители просто обязаны найти и вернуть громадный бюджет многолетней стройки, к началу 2013 года показавшей почти нулевой результат (тогда Грефу пришлось перекидывать 18 тысяч строителей на Красную Поляну). Сейчас Сбербанк активно лоббирует игорную зону в границах построенного им города. Без рулеток и покера летние месяцы и межсезонье лишат Сбербанк надежд не только на возврат инвестиций, но даже на операционную безубыточность: гигантский «Мариотт», работающий от силы два с половиной месяца в году, – это, поверьте, жалкое зрелище. Местный бизнес с нетерпением ждет обреченно-усталого кивка Путина, уповая на дружескую благосклонность и уважительное отношение того к Герману Оскаровичу. «Лас-Вегас» в Красной Поляне – это вам не Батуми. Самолеты и пароходы с турками поменяют курс, Сочи может серьезно скорректировать расклад сил в туристической индустрии Черноморского бассейна, – а это несколько миллиардов долларов.

Сейчас местные бизнесмены с нетерпением ждут окончания Олимпийских игр. Наконец будут сняты запреты на строительство, начнут снова выдавать технические условия на подключение к электрическим сетям и водоснабжению. Жизнь потечет в привычном русле. Но будет ли этот поток полноводнее и мощнее? Кто-то говорит: нет! Другие верят в лучшее. Я присоединюсь к оптимистам. Все, что мы теперь видим здесь, в Сочи, – это плод колоссального труда и большого вдохновения, проект, который мало кто захочет превратить в пшик. При серьезном отношении олимпийское наследство превратится в надежный экономический базис, а возможности для бизнеса вырастут многократно.

Источник: slon.ru

Также в рубрике

В Крыму работают восемь кемпингов, а необорудованные зоны для отдыха пестрят мусорными кучами. Как местные жители и власти полуострова борются с проблемой

 0

Ранее депутаты госсовета Крыма приняли на сессии местный закон «О введении курортного сбора», согласно которому эксперимент начнется с 1 мая 2018 года

 0