USD: 93.4409
EUR: 99.5797

Минеральная вода покидает Кавминводы

От бесконтрольного расходования Нарзан теряет минерализацию и превращается в обычную подземную воду

Фото: smartnews.ru

Минеральная вода покидает Кавминводы
Ученые, работники турагентств и медики Ставропольского края бьют тревогу. Минеральная вода покидает Кавказские Минеральные Воды. Если не принять срочные меры, от всемирно известного курорта останутся одни воспоминания.
 
Кавказские Минеральные Воды — единственный в России бальнеологический курорт федерального значения, куда вот уже более 200 лет приезжают отдыхающие поправить свое здоровье с помощью уникальных минеральных вод. В прошлом году он отметил своеобразный рекорд — количество отдыхающих на базе его здравниц перевалило за миллион. Но может случиться и так, что совсем скоро этот единственный в своем роде «нарзанный рай» расстанется с главной достопримечательностью — минеральными водами. От бесконтрольного расходования нарзан теряет минерализацию и превращается в обычную подземную воду. Если это произойдет, весь арсенал здравниц и уникальных лечебных учреждений останется не у дел — лечиться простой водой сюда точно никто не приедет. А Россия потеряет свою маленькую жемчужину, как называются сейчас Кавказские Минеральные Воды из-за своей самобытности и уникальности.
 
В краю целебных вод (документальный фильм, 1978 год)

Начнем с того, что Кавминводы — это единый артезианский бассейн разнообразных по типам и богатейших по ресурсам подземных минеральных вод. Здесь на площади более 5 тыс. кв. км выделяется более 30 наименований минеральных вод. Самые известные — это ессентуки-4, ессентуки-17, кисловодские и пятигорские нарзаны. В свое время здесь активно шла разведка и разработка подземных вод. Пробурили около 350 скважин. Часть из них со временем переоборудовали в эксплуатационные или наблюдательные, часть закрыли или законсервировали. Но многие из них до сих пор свободно текут из-за разрушенного цементного основания или проржавевших труб. И так годами, десятилетиями. Сейчас мы наблюдаем уже, что ареал гидроминеральных ресурсов сжимается. В некоторых питьевых бюветах Пятигорска вода уже иссякла, пример — знаменитые бюветы на улице Красноармейской, где пили нарзан еще члены водяного общества. Сейчас они забыты и заброшены. К числу иссякших, мертвых отнесены уже источники Ессентуки-20, Пономаревский в лечебном парке Ессентуков. Вызывает тревогу состояние известного Баталинского месторождения в Железноводске.
Александр Щербаков, кандидат геолого-минералогических наук, председатель Северо-Кавказского отделения РАЕН, SmartNews
 
Фото: Александр Рюмин/ИТАР-ТАСС
 
В 2010 году состояние особо опасных аварийных скважин проверяли Счетная палата Российской Федерации, аппарат полномочного представителя президента Российской Федерации в ЮФО. В акте проверки так и написали: «Длительные сроки простоя скважин в агрессивной углекислой среде привели к нарушениям конструкций скважин: коррозии обсадных и фильтровых колонн, разрушению затрубной цементации колонн и приустьевых мостов и в результате к неконтролируемому изливу и образованию грифонов вокруг скважин… Нарушения технических конструкций скважин вызывают перетоки подземных вод между смежными эксплуатационными горизонтами, что может угрожать как сокращению гидрохимических границ месторождений, так и истощению их запасов».
В некоторых местах вода из старых скважин стала использоваться как водопровод. Например, в селе Канглы. Местное население очень радо минералке, текущей прямо в огороды. А вот специалисты называют это началом конца курорта.
 
Галерея «Нарзан». Фото: Serguei Fomine/Global Look Press
 
Неконтролируемый излив из брошенных аварийных скважин влияет на формирование химического и газового состава подземных минеральных вод. Нарушаются глубинные процессы. Если сейчас не принять экстренных мер, то эти изменения будут прогрессировать вплоть до полной потери лечебно-ресурсного потенциала курортов Кавказских Минеральных Вод. Сейчас в границах округа горно-санитарной охраны Кавказских Минеральных Вод имеется 373 скважины различного назначения, из них только 120 эксплуатационных. Но в срочном порядке, по данным инвентаризации, ликвидации или консервации на длительную перспективу уже сейчас подлежат 22 скважины глубиной от 70 до 2790 м.
Михаил Бондаренко, и.о. руководителя администрации КМВ, SmartNews
 
Гидрогеологи вот уже несколько лет бьют тревогу. Земля просто истекает минеральной водой, которая не успевает насытиться под землей минералами и полезными солями и теряет свои уникальные свойства. Специалисты уже зафиксировали два признака этой деградации. Первым предвестником можно считать снижение напоров водоносных подземных вод. Затем — снижение их качества и потерю целебных свойств, то есть ухудшение кондиций минеральных вод, изменение химического и газового состава, бактериальное и химическое загрязнение, снижение напоров водоносных слоев. На ряде месторождений эта картина уже налицо. Некоторые источники уже не работают вследствие их сильного загрязнения.
 
Для сравнения: в конце 1980-х в сутки на питье, бальнеолечение и разлив брали 6–7 тыс. кубометров. При этом на курортах региона отдыхало и лечилось более 1 млн человек ежегодно. В настоящее время качают из недр вдвое меньше — 3 тыс. кубометра в день, а приезжает сюда около 700–800 тыс. человек в год.
 
Вот посмотрите фото скважины Р-3 (Нагутское месторождение). В течение многих лет в близрасположенный водоем разгружается минеральная вода типа ессентуки-17, одна из ценнейших на КМВ. Предположим (достоверно замерить это без специальных работ невозможно), что в сутки из скважины вытекает хотя бы 5 кубометров воды, то за год потери ценнейшей воды составляет около 2 тыс. куб. м! Это во много раз больше объема добычи подобной воды на ессентукском курорте! Вопрос мы поднимали многократно, Роснедра и Минприроды обещают консервировать по 2–3 аварийные скважины в год. Но… все упирается, как всегда, в финансирование. И вопрос откладывается снова и снова.
Владимир Чуксин, главный гидрогеолог ОАО «Кавказгидрогеология», SmartNews
 
Фото: предоставил Владимир Чуксин, главный гидрогеолог ОАО «Кавказгидрогеология»
 
К наиболее опасным, неконтролируемо изливающим минеральную воду, относятся пять глубоких скважин на Нагутском месторождении, одна на Железноводском и одна в поселке Канглы Минераловодского района. Только на ликвидацию этих аварийных скважин требуется около 60 млн рублей. Однако на все предложения включить их ликвидацию в федеральные программы администрация КМВ на протяжении последних нескольких лет неизменно получает отрицательные ответы от Министерства природных ресурсов РФ и Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).
Михаил Бондаренко, и.о. руководителя администрации КМВ, SmartNews
 
Сегодня целый ряд скважин в брошенном виде надо срочно ликвидировать. Беда заключается еще и в том, что бесценные воды, которые могли бы принести здоровье тысячам пациентов, портят плодородную почву.
 
Сегодня десятки аварийных скважин, буквально фонтанирующих минеральной водой, стоят в полях. Она со слабой минерализацией, столовая, как принято говорить. Но бьет тоннами, заливая и засоляя аграрные земли, а пробку вбить некому — слишком дорого. Объекты эти — федеральные, стоимость процедуры — не один десяток миллионов рублей. Но ситуация может выйти из-под контроля и обернуться серьезными техногенными катастрофами.
Владимир Чуксин, главный гидрогеолог ОАО «Кавказгидрогеология», SmartNews
 
Оказывается, в 50-е годы минувшего века на Кавминводах однажды чуть не дошло до техногенной катастрофы. При открытии Нагутского месторождения из скважины начался неуправляемый излив минеральной воды. Тогда потребовались составы железнодорожных вагонов с цементом, чтобы заглушить эту скважину.
 
 
Фото: предоставил Владимир Чуксин, главный гидрогеолог ОАО «Кавказгидрогеология»
 
Мы имели печальный опыт неуправляемого излива минеральной воды и при бурении скважин на Железноводском месторождении, когда в одночасье едва не прекратил существование курорт Железноводск: в источниках исчезла вода. Курортников возили на водное лечение в соседние города. После этого источники восстановились, но некоторые стали изливать не там, где раньше, и несколько понизилось качество воды. Если в ближайшие 2–3 года произойдет подобный выброс минеральной воды, это может стать катастрофой. Ведь нас будет заливать горячая и, вполне возможно, радиоактивная вода, поскольку более половины наших минеральных вод обладают радиоактивностью. Они не просто засолят землю, но и обогатят ее радионуклидами, которые сложно будет потом утилизировать.
Владимир Чуксин, главный гидрогеолог ОАО «Кавказгидрогеология», SmartNews
 
Сейчас вся политика властей направлена на привлечение инвестиций, извлечение выгоды. Для того чтобы строить магазины-рестораны, вырубают посадки, для того чтобы завлечь тех же туристов, строят аквапарки и громадные гостиницы, причем прямо в курортной зоне, где по закону только ходить по тропиночкам рекомендуется, не то что строительную технику загонять. Никто не думает, что спустя 15–20 лет, если совсем уничтожить, сюда не будет смысла приезжать. Что, отдыхающие аквапарков не видели? Или навороченных магазинов? Сейчас сюда едут за свежим воздухом и минеральными источниками, за красивой природой, за лечебной грязью. А если этого не будет, города Кавминвод останутся без здравниц. Представьте, сколько врачей, медработников, обслуживающих работников потеряют работу, какой кризис может начаться.
Игорь Долгополов, житель Ессентуков, SmartNews
 
Прислал Юрий Форш
Кавминводы — регион федерального значения и финансирование всех масштабных программ, в том числе таких как санация скважин целых бассейнов минеральных вод, производится из федерального бюджета, а он пуст. У местных администраций на эти цели просто нет денег.

Источник: smartnews.ru

Также в рубрике

Все больше российских туристов покупают туры по акциям раннего бронирования — ведь они порой вдвое дешевле

 0

"Распил" бюджета на праздничные мероприятия

 0