Туристический бизнес: куда еще можно летать россиянам и чего это стоит
Евросоюз полностью закрыл воздушное пространство для России над странами Европы. Открытыми остаются хабы в Эмиратах, Катаре и Турции. Но полеты через них уже безумно дороги и никто не знает, как долго они останутся открыты
В ответ Россия наложила зеркальный запрет на полеты европейских авиакомпаний над своей территорией.
Швейцария, правда, делает исключение для пролета самолетов по гуманитарным, медицинским и дипломатическим целям. Визит Лаврова в Женеву на сессию Совета ООН по правам человека и Конференцию по разоружению, тем не менее, отменен из-за персонального запрета главе российского МИДа летать над Европой, сообщили сегодня в постпредстве России в Женеве.
К готовности закрыть небо для России объявила сегодня и Австралия. МИД Объединенных Арабских Эмиратов сделал «предупредительный выстрел», призвав к немедленной деэскалации напряженности. Санкции за непослушание не оговаривались, на знак плохой.
Что из всего этого следует?
«Пора уже признать: путешествия не будут такими, какими мы их помним. И мы не сможем писать так много о классных дешёвых вариантах куда-то сгонять, потому что их попросту не будет.
Всё, что мы можем сделать сейчас - информировать вас о текущей обстановке для путешественников.
Вместо туров – новости и справочно-спасательная информация. Ну и билеты в один конец, соответственно. Такие уж времена», - оповещает популярный паблик для путешественников Вандроуки.
Сервис по подбору дешевых авиабилетов Aviasales сегодня опубликовал такую шпаргалку для своих туристов:
«Если случилось чудо и вы успели купить евро хоть по какому-нибудь курсу и планировали посетить Европу, то российскими авиакомпаниями улететь дальше Калининграда и Беларуси у вас не получится. В любую страну Евросоюза или в Великобританию вы не попадёте. Все эти страны закрыли своё воздушное пространство для судов российского авиапарка», - комментирует политический блогер Александр Горбунов.
В относительном выигрыше оказываются авиакомпании азиатских и арабских стран, которым пока еще разрешено летать и над территорией России и над территорией Евросоюза. Но из-за вынужденных облетов маршруты на Ближний Восток и в Азию для западных компаний станут длиннее, как минимум, на 60 минут, следовательно дороже.
Аэрофлот пострадает существенно. Компания не дополучит существенную сумму денег, комментируют эксперты. Причина в том, что после распада СССР система платежей за пролеты над территорией Сибири сохранилась в неизменном виде, и единственным получателем всех средств за амортизацию этого воздушного пространства всегда являлся и до сих пор является Аэрофлот. Официально размеры этих выплат нигде не раскрываются, но уже понятно, что копилка главного авиаперевозчика страны значительно опустеет. О каких суммах речь? Источники «Ведомостей» оценивали ежегодную сумму в 300-500 млн долларов в год, Еврокомиссия - в 420 млн долларов, «Коммерсант» подсчитывал, что речь идёт о 600-800 млн долларов в год.
Для финального понимания: даже если у вас есть евро и доллары и вы откопали страну, в которую еще можете полететь, например, Турцию, Египет, ОАЭ или Вьетнам, лететь вам скорее всего будет не на чем.
26 февраля Евросоюз запретил сбывать российским авиакомпаниям европейские самолёты, запчасти и оборудование к ним. По контрактам, которые были заключены до 26 февраля 2022 года, поставки смогут продолжаться лишь месяц - до 28 марта.
Санкции проехались и по судам, взятым Россией в лизинг. Самолеты нужно вернуть лизингодателю в течение месяца. Какова доля, как вы думаете, арендованных бортов? Это половина всего российского авиапарка!
Под запретом - гражданской авиации Airbus. Из 20 главных российских компаний, которые перевозят, ну или до недавнего времени перевозили, 97% пассажиропотока в стране, половина использует Airbus.
В парке Аэрофлота насчитывает 117 судов Airbas, у S7 — 66, у Уральских авиалиний — 54. У последних это собственно 100% авиапарка, то есть авиакомпании Уральские авиалинии придётся вернуть все 54 самолета в течение месяца.
Boeing сегодня без предупреждения ограничил доступ к технической документации российским операторам, об этом сообщили источники Ateo Breaking. Без документации и запчастей эти борты продержатся минимум 3 дня, затем по соображениям безопасности они должны быть отправлены на стоянку.
Кроме всего этого, Евросоюз запретил оказывать России любые страховые/перестраховочные услуги и услуги по ремонту и модификации.
Все это в переводе на человеческий язык означает, что в считанные дни мы сможем летать, если будет куда летать, только на отечественных самолетах. Но и здесь есть нюанс. Львиная доля комплектующих для российских самолетов поставляется, то есть поставлялась европейскими компаниями!
Что будет с гражданской авиацией?
Введенные санкции - это оглушающий удар для самих авиакомпаний и для туристических фирм, фрахтующих самолеты.
Цены возрастут, в том числе, и из-за обслуживания новых удлиненных объездных маршрутов.
Половинное сокращение авиапарков неизбежно повлечет сокращение сотрудников. Тысячи людей останутся без работы.
Если санкции введены надолго, многие и без того обескровленные коронавирусным вакуумом российские авиакомпании прекратят свое существование.
Что всё это значит для нас – простых смертных потребителей?
Цена на билет складывается из двух частей: тариф и таксы.
Тариф — это стоимость перелёта, которую устанавливает авиаперевозчик. Он зависит от политики авиакомпании, протяжённости маршрута, класса бронирования и сезона. Чем длиннее маршрут, чем выше спрос и класс, тем выше цена. Таксы — сборы за обслуживание самолёта: топливные, страховые, сервисные. Сюда входят государственные налоги и плата за само топливо.
С долей вероятности в 99,99%, россиян ждет резкий рост стоимости авиабилетов, поскольку удорожание коснется и тарифов, и таксов, подчеркивает Александр Горбунов.
Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов так комментирует ситуацию:
«Билеты подорожают. У нас и так спрос на билеты в жаркие страны высокий, и цены очень серьезные. Но если летать на Камчатку, на Север — там люди просто не могут выехать, потому что даже с государственными дотациями все равно цены огромные. А сейчас они еще в два раза вырастут, как минимум».
Если кто-то думает – ну и черт с ним, раньше никуда не летали и еще столько же не полетим, мы вас разочаруем. Закрытие небо заденет вас с другой стороны. Самолеты – это не только пассажирский поток, но и грузы.
Поднимутся тарифы на грузы, лишенные альтернативной транспортировки.
Поднимутся тарифы на все товары, доставляемые не только авиатранспортом, но и железнодорожными и водными путями. Всё дело – в монополизации перевозок.
Если ранее у РЖД был конкурент и хоть какой-то сдерживающий фактор – авиация, то теперь железные дороги останутся на рынке одни.
Как только тарифы на авиаперевозки взлетят, автоматически подтянутся до этого уровня и билеты на грузовые и пассажирские ж/д-перевозки.
Авиаэксперт Григорий Смирнов сделал для «НИ» обзор оставшихся щелок в железном занавесе для путешествующих.
После событий Черного Февраля все выезды заграницу можно поделить на три категории, в зависимости от целей поездки.
Туризм активный и пакетный. Стран для него осталось немного, но они есть. Для пляжного отдыха – Мальдивы, Таиланд, Египет, Турция. Горнолыжная ниша – тяжело, но этот рынок с натяжкой замещает Кавказ, также пока открыты Азербайджан, Грузия, Армения.
Южная Америка – Аргентина, Бразилия, Чили, Перу не доступны. Туда никак не улететь, чартеров нет. Куба, Мексика, Доминикана открыты, туда можно добраться, но чартеров нет, а регулярные рейсы теперь будут стоить безумных денег.
Выезды в целях поиска политического убежища, к родственникам или на лечение. Тут варианты остаются. Европейское пространство закрыто, но лазейка есть: небо для России оставила открытым Сербия, соответственно Россия не закрылась для сербских авиалиний. Парадоксальная ситуация: российские авиакомпании туда лететь не могут, потому что им нельзя пересекать закрытое пространство, а сербская компания AirSerbia может летать в Россию из Белграда. На условиях монополии они, конечно, будут драть по заоблачным тарифам, но возможность такая попасть в Европу пока имеется. Можете долететь до Белграда, дальше - масса варианта, например, ночной автобус в Вену, и уже оттуда лететь во все стороны. Но неизвестно, как долго продержатся в этом смысле сербы.
Второй вариант тоже рискованный, конечно. Стамбул - Турция тоже остается открытой. Маршрутная сеть Turkish Airlines огромная и охватывает весь мир. Но в связи с тем, что все сейчас навалились на провозные емкости Turkish Airlines, и нагрузка огромная, цены тоже безумные. Кроме того, со среды меняется курс для расчета авиабилетов – насколько вырос курс, настолько подорожают и авиабилеты, минимум, на 20%. Это, конечно, еще один заградительный барьер. Билет Санкт-Петербург-Стамбул-Барселона вчера уже стоил немыслимые 60 тысяч рублей в одну сторону и других вариантов нет, еще на прошлой неделе это стоило 15 тысяч рублей. Турция к тому же грозит не в первый раз закрыть проливы Босфор и Дарданеллы, и если это произойдет, ответной мерой со стороны России может стать прерывание авиапередвижения на неизвестно какое время.
Еще одно пока еще доступное направление. Emiratеs сегодня, по крайней мере, два раза в день летают из Домодедово и один раз в день из Пулково. Маршрутная сеть тоже по всему миру, можно выбрать удачную стыковку и лететь, куда хочешь, но это опять же будет стоить немысливых денег.
Qatar Airways (штаб квартира в Дохе) два раза в день летает из Шереметьево, у них пока еще есть доступные тарифы в Азию. Но сейчас тоже в связи с тем, что мир закрывается, и оставшихся коридоров - считанные единицы, эта авиакомпания тоже, конечно, будет поднимать цены.
Лайфхак для застрявших в Европе: если вы улетели в Европу и там застряли, например, был билет в одну сторону или отменили обратный рейс, имейте ввиду: пока есть три варианта, чтобы вернуться. Въехать по наземной границе в шенгенскую зону без особых оснований нельзя, а вот не выпустить вас из Европы не могут. Отличный вариант – это прилететь в Хельсинки, Таллин, Вильнюс, Ригу и дальше автобусом, бла-бла-каром или петербургским поездом Allegro добираться до России. Пока это относительно недорогой вариант вернуться домой, пока эти пути еще не перекрыли. Из Рима таким образом, к примеру, можно возвращаться в Россию не дорогущими стыковками в Стамбуле или Дубае, а через Хельсинки. Авиабилет Рим - Хельсинки порядка 5 тысяч рублей плюс далее прямой автобус до Петербурга. зВариант уязвим тем, что в любой момент и эту часть границы могут закрыть.
Польша тоже приграничная страна, но с ней рисковать не следует. В Гданьск тоже много недорогих авиаперелетов из европейских городов, оттуда раньше можно было на маршрутке выдвинуться в Калининград, а оттуда за два часа долететь до Москвы. Но Польша официально, даже если у вас есть европрививка и виза, но нет гражданства, запретила транзит. Тут можно нарваться.
Резюме: железный занавес, конечно, опустился, но «дыры» для побега есть.
От прежней жизни авиапутешествия отличаются серьезно: очень дорого, риски не вернуться обратно или где-то застрять, полная неизвестность по тому, что будет через несколько дней. Все меняется стремительно.
Выезд наземным транспортом в Европу фактически недоступен. Границы автомобильные, пешие по-прежнему закрыты. К примеру, чтобы пересечь границу с Финляндией и уже оттуда двинуться в Европу, нужны весомые основания: это либо вид на жительство, либо живущие заграницей близкие родственники. Правила ввели во время пандемии и до сих пор не отменили.
Что еще стоит сказать? Просветы узкие и даже они полностью зависят от того, как дальше будут развиваться события на Украине.
Если дело дойдет до ковровых бомбометаний со стороны российской армии или, не дай Бог, случится ядерный удар, то даже лояльные России авиакомпании отменят перевозки, вот тогда наступит полная блокада.
Соответствующий проект готовит Минэкономразвития с участием заинтересованных министерств
Из-за дорожающей валюты россияне вновь отказываются от отпуска за рубежом