Туризм выходит на заповедную тропу
Минприроды разрабатывает законодательную базу для экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. Соответствующие поправки размещены на портале нормативно-правовых актов. Чиновникам предстоит разработать правила его организации, а также перечень объектов, которые можно возводить на заповедных землях для туристических целей. Основная цель предложений Минприроды — ввести в правовой обиход понятие «экологический туризм». Именно к этому определению и возникли претензии экологов.
Очередную версию поправок, формирующих нормативную базу для организации экологического туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), опубликовало для независимой антикоррупционной экспертизы Минприроды. Предыдущая версия документа, о которой “Ъ” сообщал в июле 2019 года, не нашла поддержки у экологов. Противники, в частности, опасались потока неконтролируемого туризма, который приведет к губительному воздействию на экосистемы.
Основная цель документа — законодательно закрепить понятие «экологический туризм» в законе «Об основах туристской деятельности», а также создать законодательную базу правового регулирования экологического туризма в рамках ООПТ, говорят в Минприроды.
Ведомство предлагает считать таковым «туризм, включающий в себя посещение (изучение) уникальных природных комплексов и объектов с соблюдением требований охраны окружающей среды».
Год назад, в более ранней версии документа, понятие трактовалось несколько шире: «туризм в познавательных, рекреационных, оздоровительных целях, осуществляющийся в границах ООПТ, при котором основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению, оказание на нее минимального воздействия». А в самой первой редакции планировалось ввести и понятие «познавательный туризм».
«Целью развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях в РФ является формирование у широких слоев российского общества понимания современной роли ООПТ в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы и их места в социально-экономическом развитии регионов»,— говорится в размещенном на портале нормативно-правовых актов документе. В 2019 году заповедные территории федерального значения посетили около 8 млн туристов.
Закон «Об особо охраняемых природных территориях» предлагается дополнить двумя статьями.
Одна из них устанавливает основные критерии экологического туризма. Среди них — вовлечение жителей природных территорий в экономическую и социальную деятельность по развитию экологического туризма; обеспечение индивидуального подхода с учетом особенностей ООПТ; использование в процессе туризма объектов инфраструктуры, транспорта и оборудования, оказывающих минимально возможное негативное воздействие на окружающую среду, а также гарантии «непревышения предельно допустимых значений рекреационной нагрузки на особо охраняемых природных территориях». Впрочем, из документа следует, что параметры допустимой нагрузки планируется разработать только для каждого национального парка, в то время как в России есть еще заповедники, заказники, природные парки и многие другие ООПТ. Еще одна новелла предусматривает создание единой централизованной базы данных объектов инфраструктуры экологического туризма в национальных парках — ведение реестра планируется оставить за Минприроды.
Поправки подразумевают, что правительству РФ предстоит разработать правила организации экологического туризма на ООПТ федерального значения, а также перечень объектов капитального и некапитального строительства, связанную с ними инфраструктуру, требования к их размещению на заповедных землях. Аналогичные документы нужно будет разработать региональным чиновникам (для ООПТ, за которые отвечают субъекты).
«Если в таком виде формулировку экологического туризма прописать в законе, фактически любой туризм, если он не нарушает требования по охране окружающей среды, может считаться экологическим, и спортивный, и даже трофейная охота, ведь надзор за объектами животного мира относится к экологическому надзору»,— говорит эксперт «Гринписа России» Михаил Крейндлин. С ним соглашается модератор тематической площадки «Экология» подмосковного ОНФ Антон Хлынов, который называет определение «абстрактным». Кроме того, по мнению господина Хлынова, показатели предельно допустимой рекреационной нагрузки должны учитывать не только количество посетителей, которое может принять природоохранная территория, но и последствия от размещения всей инфраструктуры для туризма. Михаил Крейндлин же считает, что такие показатели должны быть рассчитаны не только для национальных парков, как предполагает законопроект, но и для всех остальных ООПТ. Опасения у экологов вызывает и создание перечня объектов, которые могут возводиться на ООПТ. По их мнению, туда может попасть инфраструктура, которая будет использоваться не по назначению, но нанесет существенный ущерб природоохранным землям.
Анна Васильева