Эхо керосина
Авиакомпании пытаются компенсировать деньги, потраченные на подорожавшее в 2018 году топливо. Перевозчики вводят новые платные услуги. Авиакомпания «Победа» стала брать деньги за регистрацию на рейс за рубежом и хотела продавать пассажирам пластиковые стаканчики. «Аэрофлот» ввел плату за предварительный выбор мест в экономклассе до регистрации и, возможно, экономит на отмене нерентабельных рейсов. Наряду с новшествами используется и старый проверенный способ — повышение цен. Daily Storm рассказывает, как авиакомпании пытаются покрыть прошлогодние многомиллиардные расходы на топливо.
Авиакомпании вступили в «голодный» зимний сезон и стараются найти способы заработать дополнительные деньги. Прошлый год оказался для перевозчиков тяжелым (значительно подорожало топливо). Расходы увеличились на десятки миллиардов, перевозчики потеряли «подкожный жир». Еще летом 2018 года авиакомпании пытались отыграть непредвиденные траты на топливо повышением цен на авиабилеты. По данным СМИ, «Аэрофлот» планировал поднять цены на билеты на 200 рублей для экономкласса и «комфорта» и на 400 рублей — для бизнес-класса. Daily Storm тогда выяснил, что авиаперелеты за границу подорожали на 9% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, билеты на внутренние рейсы — на 5%.
В конце минувшего года аналитики предупреждали, что в начале 2019-го перелеты подорожают на 5-7%. По прошествии праздничной недели сервис Kupibilet.ru уже говорил о росте цен на 20-30% в зависимости от направления. В сервисе Aviasales сообщили Daily Storm, что средний чек на перелеты по России в начале 2019 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 7% (до 6710 рублей). Перелеты на международных направлениях подорожали на 8% — до 42 тысяч 934 рублей. При этом сервис фиксирует рост спроса. Количество бронирований увеличилось на 30%.
Перевозчики надеются и на господдержку. Но правительство фактически предлагает авиаторам задуматься об эффективности нынешней модели работы компаний, то есть спланировать свой бизнес так, чтобы не просить денег у государства. Периодически авиаперевозчики поднимают цены — судя по данным сервисов для покупки билетов, так происходит и сейчас. Но полностью компенсировать расходы за счет пассажиров не получается: спрос на перелеты в стране растет не слишком быстро, россияне не готовы платить за авиацию больше, чем сейчас.
Авиаторы задействовали другие способы увеличить чек: «дочка» «Аэрофлота», лоукостер «Победа», стала брать с пассажиров деньги за регистрацию на рейс в зарубежных аэропортах. Перевозчик назвал эту меру вынужденной, сославшись на подорожавший керосин. Этим идея фикс «Победы» ограничилась — а так, она хотела еще собирать с клиентов деньги за пластиковые стаканчики (от этой мысли решено было отказаться). «Аэрофлот» тем временем ввел плату за предварительный выбор мест в экономклассе до регистрации (это новая услуга).
Источник Daily Storm в отрасли считает, что новые услуги не связаны с попыткой «Аэрофлота» покрыть расходы на топливо. «Стоимость противооблединительной жидкости в европейском аэропорту — полторы-две тысячи евро. На одну такую операцию уйдут сбережения, собранные на пластиковых стаканчиках за год. Это копейки. «Аэрофлот» предпочитает экономить по другому — отменяя и объединяя слабозагруженные рейсы, — утверждает собеседник Daily Storm. — Вчера, например, он отменил 76 рейсов. Еще у 24 изменили время вылета. Причиной назвали ухудшение погодных условий. Но остальные компании летают по расписанию. Погода мешает только «Аэрофлоту». Причем отменяются именно невыгодные рейсы». Среди отмененных рейсов большая часть — перелеты внутри страны. Например, рейсы из Шереметьево в Иркутск, Новосибирск и Екатеринбург. Есть и зарубежные направления: Стамбул, Будапешт, Берлин. Прокуратура заинтересовалась массовой отменой рейсов компании и начала проверку.
К слову, летом 2018-го «Аэрофлот» отказался от рейсов с фиксированной ценой на Дальний Восток в пользу своей дочерней компании «Россия».
Ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что у «Аэрофлота» еще есть возможность сокращать расходы и «ужиматься». К тому же дела у компании сейчас идут хорошо. Большая часть остальных игроков рынка, по словам собеседника, уже оптимизировали все что можно и давно работают в режиме гибридного лоукостера. Так действуют самые крупные компании — S7, «Уральские авиалинии» и «ЮТэйр», предлагая клиентам минимальный пакет и набор дополнительных платных услуг.
Источник проблемы отрасли Крамаренко видит в поведении самих авиакомпаний. До кризиса 2013 года они активно наращивали флот, и теперь на рынке пассажирских перевозок оказалось слишком много самолетов. В стране попросту нет столько желающих летать, чтобы заполнить все имеющиеся у отечественных компаний борты. В 2015 году проблему «раздутого» флота решил кризис. Обанкротилась вторая по величине авиакомпания в стране — «Трансаэро». У нее было более 100 самолетов. Когда игрок с таким количеством емкостей ушел с рынка, все остальные выдохнули. Но самолетов по-прежнему слишком много. И авиакомпаниям не хватает денег, чтобы работать с такой моделью.
Перевозчики идут в правительство просить субсидии. Но им не дают. «Решение о субсидиях перенесли как минимум на месяц. Дело в том, что отрасль даже не смогла сформулировать перед правительством, что они хотят. Они назвали сумму (порядка 30 млрд рублей), но не могут объяснить, почему им нужно именно столько денег. В Минфине к такому не привыкли. Там ждут разумных обоснований», — говорит Андрей Крамаренко.
Топливные расходы
И несмотря на то что цены на керосин в наступившем году наконец-то перестали расти (даже немного снизились — на 0,14%), авиаторы сомневаются в том, что выйдут в прибыль по итогам нынешнего зимнего сезона. Слишком тяжелым для перевозчиков оказался прошлый, 2018 год. Цены на топливо для самолетов (по оценкам Минтранса) подскочили на 30%. Учитывая, что почти треть расходов авиакомпаний приходится именно на топливо, такой сценарий оказался неприятным. Обострились накопившиеся проблемы. Лидер рынка — группа компаний «Аэрофлот» — закончил первое полугодие с убытком 7 млрд рублей (выручка при этом увеличилась на 10% — до 219,16 млрд рублей). Общий убыток отрасли, как утверждалипредставители авиакомпаний, достиг 40 млрд рублей.
В группе «Аэрофлот» (помимо одноименного перевозчика туда входят авиакомпания «Россия», лоукостер «Победа» и дальневосточный перевозчик «Аврора») к концу минувшего года посчитали, что теряют из-за подорожавшего топлива 77,9 млрд рублей запланированных доходов. Получить запланированные расходы помешала и девальвация рубля. В «Аэрофлоте» оценили потери от падения курса в 22 млрд.
Хуже пришлось другому игроку — компании «ЮТэйр» (входит в пятерку крупнейших российских авиаперевозчиков). Закончив первое полугодие 2018-го с убытком в 5,2 млрд рублей (выручка составила 36 млрд), перевозчик продолжил пике, планируя закончить год тоже с отрицательными показателями. В декабре «ЮТэйр» не смогла вовремя выплатить банкам проценты по кредиту на 19 млрд рублей. Авиакомпания предпочла перенести выплаты на лето, чтобы не рисковать операционной деятельностью.
Андрей Дубровский
Московские гостиницы откладывают процедуру классификации, несмотря на то, что она стала обязательной
Есть риск падения числа отдыхающих в стране