«Выжить можно и при падении с девяти километров»
Как должен развалиться самолет, чтобы выжили пассажир
При крушении двухмоторного самолета L410 в Хабаровском крае выжила четырехлетняя девочка, которая летела без родителей к бабушке. Ребенок получил сотрясение мозга и несколько переломов. Бывший военный летчик, а ныне — пилот гражданской авиации Виталий Соколовский отмечает, что похожие счастливые случаи в истории авиации случаются, и если пассажиру повезет сидеть в удачном месте и в правильной позе, то при авиационном происшествии он может остаться в живых.
— Насколько велика вероятность остаться в живых при падении с высоты 600 метров?
— При такой высоте шансы выжить еще есть. Они относительно большие: летчики еще видят землю. Иногда при подобных падениях так и получается, что выживает часть людей. Например, катастрофа военно-транспортного Ан-26 на Камчатке в 1983 году. Тогда погибли 35 человек, а выжили шесть (в некоторых других источниках указывается, что выживших было двое или четверо — «Газета.Ru»). Там тоже падение было с высоты примерно 700 метров. Все зависит от мастерства пилотов и от того, что происходит на борту летательного аппарата: разрушение его корпуса, падение в целом виде или что-то еще.
При падении у экипажа есть шанс спланировать. Это самый благоприятный вариант, при нем шансов спастись гораздо выше, чем при неконтролируемом падении или, тем более, при случаях, когда самолет разваливается в воздухе.
Еще немалую роль играют метеорологические условия и техническое состояние воздушного судна.
— Какие самые, на ваш взгляд, невероятные случаи спасения людей происходили при авиакатастрофах?
— Наверное, одним из таких случаев можно назвать катастрофу под Благовещенском в 1981 году, когда гражданский Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16. Там выжила женщина, Лариса Савицкая. Она была в хвосте, который спланировал очень удачным образом. Дело в том, что хвост самолета имеет как горизонтальное, так и вертикальное оперение. И получилось, что он стал как бы маленьким самолетиком, и при падении с почти 6 тысяч метров человек выжил, падая в куске металла. Этот хвост сыграл роль планера. Она сидела рядом с мужем, супруг погиб, а она получила ряд переломов, но выжила и даже потом смогла родить ребенка.
Ну и катастрофа в Шереметьево Ил-86. Это было единственное в истории крушение самолетов данного типа. Люди в самолете упали с 200 метров, причем в неконтролируемом падении. Но двоим стюардессам — Татьяне Моисеевой и Арине Виноградовой — повезло.
— Как думаете, в какой части самолета наиболее безопасно сидеть на случай его падения?
— Все зависит от того, как именно самолет падает или снижается. Если он идет вниз как планер, а пилоты пытаются его посадить, то, конечно, задняя часть самолета является более безопасной. Это хвост и вторая половина фюзеляжа. Если же самолет падает, как камень, вниз, как, например, Ту-154 под Донецком в 2006 году, то тогда нет никакой разницы, где сидеть: погибнут, скорее всего, все.
Хотя были случаи, когда самолет терял управление, но летчики его сажали, причем сажали так, что в живых оставались все. Это экстренная посадка на воду самолета Ту-124 в Петербурге, который в 1963 году летел рейсом Таллин — Москва. Его сажали в практически неуправляемом виде на Неву. И никто не погиб! Все зависит от того, что случилось с самолетом, как он двигается к земле, есть ли у него хоть какое-то управление.
— При экстренных ситуациях пассажирам всегда советуют закрыть голову руками и наклониться к коленям. Почему?
— Видите ли, это все связано с физиологией человека: он в утробе матери именно так и находится, в сгруппированном виде. Он как бы защищает себя сам от каких-то резких толчков. Тело малыша образует единый «кулак». Природа так сделала неспроста: это совершенный механизм защиты.
При аварийной посадке стюардессы подсказывают, как максимально обезопасить себя и свести к минимум травмирование. А опытным путем установлено, что это именно такая «первородная» поза.
Впрочем, если вам этот термин не очень нравится, можно привести другой пример: спортивные гимнасты при выполнении сложных акробатических номеров точно так же группируются. И тоже неспроста. Это наиболее подходящая поза, которая минимизирует повреждения человека при столкновении с препятствием.
— Какие самолеты, на ваш взгляд, более безопасные: наши или импортные?
— Так однозначно нельзя сказать. Наши самолеты — Ту-154, Ил-62 — не теряли управление даже при выходе из строя всех двигателей. Это происходит за счет авторотации и некоторых иных свойств летательного аппарата. Современные самолеты компьютеризированы. Пилоты только подают им сигналы через разные устройства, а компьютерные приборы управляют исполнительными механизмами, которые, собственно, и передвигают рулевые поверхности.
Насколько велика вероятность отказа приборов или всех двигателей? И такие случаи были. Каждый самолет имеет свои плюсы и минусы. Ну а вообще, авиация — самый безопасный вид транспорта, там катастрофы случаются гораздо реже, чем при ДТП. Это неоднократно подтверждается статистикой.
— А что можете сказать о самолете L410? Насколько это надежная машина?
— Это чешский самолет. Он надежен в целом, так как в свое время эти самолеты делали для первоначального обучения курсантов. Прежде чем самолет поступал в летное училище, его двигатели другие агрегаты подвергались тщательному анализу, чтобы свести к минимуму возможность того, что действия курсантов приведут к авиационному происшествию. Ведь ученик в принципе не может все так же адекватно сделать, как пилот с опытом. Именно на этих машинах курсанты вылетают самостоятельно, без инструктора. Естественно, эти самолеты отвечали самым высоким требованиям к аварийности.
Эта машина легка в управлении, не имеет сложных пилотажных приборов. Но с каждым механизмом может случиться отказ.
Почему он упал? Может быть, двигатели отказали из-за попадания в них льда. Может быть, пилоты случайно столкнулись с землей при заходе на посадку, такое тоже бывает.
На проведение детской елки байкеры из группы «Ночные волки» получили от администрации президента грант Общественной палаты на 3,5 миллиона рублей
Замглавы Ростуризма Роман Скорый поделился впечатлениями от выставки с журналистами редакции «Отдых в России»