«Ростех» выпишет «Электронную путевку»
Госкорпорация будет собирать сведения обо всех туристах
Концерн «Радиоэлектронные технологии», входящий в «Ростех», будет развивать информационную систему (ИС) «Электронная путевка», разработанную по поручению федеральных властей. ИС, куда должны поступать данные обо всех проданных турах, планируется запустить менее чем через полгода. Но в профессиональной среде утверждают: в новой системе до сих пор много недоработок.
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ; входит в «Ростех») займется развитием информационной системы «Электронная путевка», создать которую в 2014 году поручило федеральное правительство. КРЭТ планирует подписать соответствующий меморандум с Ростуризмом в рамках авиасалона МАКС. Сама система, которую разработала группа «Астерос», в тестовом режиме запущена еще в конце 2015 года: в ходе пилотного запуска обработана информация о 40 тыс. туров и 50 тыс. путевок без указания персональных данных. Как только ИС заработает, каждая путевка, проданная в будущем, получит номер, по которому можно будет отследить ее статус (бронь, предоплата, оплата, исполнение), узнать информацию об авиарейсе, о гостинице и о том, насколько страховое покрытие туроператора соответствует объему его деятельности.
Предполагается, что система заработает в штатном режиме с начала 2018 года. Советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин утверждает, что «Электронная путевка» повысит прозрачность рынка, так как с ее помощью можно отслеживать статус оплаты путевки и требовать возврата средств в случае неисполнения обязательств. «В ИС может находиться информация о 25 млн туристов,— продолжает господин Горин.— Она будет обрабатывать информацию о выездных (11 млн человек в год) и внутренних (14 млн человек в год) турах». По статистике Ростуризма, 70% поездок оформляется через туроператоров. «Первое время участие в ИС будет добровольным, в течение года может стать обязательным для всех участников рынка»,— отметил господин Горин. Сейчас на российском рынке 635 операторов выездного туризма и 3,7 тыс. компаний, оказывающих туристские услуги по России.
Пока обсуждается, что для туроператоров и агентств подача сведений в ИС будет бесплатной. Но гендиректор туроператора Click Voyage Игорь Козлов допускает появление в будущем сбора за участие в «Электронной путевке». Это подтверждает собеседник “Ъ”, близкий к Ростуризму. Помимо этого участников рынка беспокоит, что в ИС много недоработок. «Предмет основного спора (участников рынка с Ростуризмом.— “Ъ”) — это стоимость, которую нужно указывать в файле путевки. Есть пять-шесть видов стоимости, они различаются. Например, стоимость у турагента и стоимость, которую он перечисляет туроператору»,— рассказывает господин Козлов. Среди спорных моментов — контроль фонда персональной ответственности оператора (для операторов выездного туризма — формируется из отчислений в размере 1% от оборота за прошлый год), который гарантирует возмещение ущерба туристам. «В какой момент будет происходить сверка с суммой фонда, и на какой оборот он имеет право выходить по продаже путевок?» — рассуждает Игорь Козлов.
В рамках сотрудничества с Ростуризмом КРЭТ планирует также развивать национальный туристический портал и обещает содействовать построению единой системы рейтинга туристических объектов. Для КРЭТ такие проекты — возможность диверсифицировать бизнес в важном для компании сегменте. «Сейчас почти 90% загрузки компании обеспечивают военные нужды, наша задача — наращивать долю участия в гражданском секторе»,— пояснил “Ъ” советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев. До этого другая «дочка» «Ростеха» — «Росэлектроника» планировала совместно с Turkish Airlines начать разработку национальной системы бронирования авиабилетов (см. “Ъ” 31 января 2014 года). Но до сих пор эта система не запущена.
Российские власти рассматривают возможность создания на полуострове игорной зоны