USD:
EUR:

Туризм с рейтингом 18+

Любоваться разводом мостов можно и после 18 лет.

Туризм с рейтингом 18+

За последний год количество школьных автобусных экскурсий уже упало в два раза, — администрации школ опасаются брать на себя ответственность за организацию, а транспортные компании не хотят связываться с бизнесом, чреватым жесткими требованиями и большими штрафами.

Как рассказали «Фонтанке» сразу несколько участников рынка, требования приказа МВД России № 941 о порядке подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами от 30 декабря 2016 года, вступившие в силу 1 апреля, поставили под угрозу бизнес по проведению экскурсий по Северной столице для местных и иногородних школьников.

Приказ предписывает организатору перевозки детей уведомить о ней ГИБДД, указав количество перевозимых детей, программу маршрута, а также полную информацию о самом автобусе, его водителе, владеющей автобусом транспортной компании, а также самом организаторе.

На первый взгляд, в требованиях нет ничего экстраординарного, однако на практике они оказываются невыполнимыми, сетуют операторы. Если раньше уведомления направлялись в управление ГИБДД, то теперь в районные подразделения по месту начала перевозки. Хотя приказ МВД допускает электронную подачу, на практике такая опция, по словам участников рынка, возможна далеко не во всех районах города, рассказывает коммерческий директор «Прогулки по Петербургу» Павел Киселев. «При этом работают подразделения ГИБДД не каждый день и в определенные часы, что также создает значительные неудобства», – комментирует он.

Но даже если прийти за пакетом документов лично, можно остаться ни с чем. «Уведомление — это не разрешение, которое могут выдать, а могут нет. Но некоторые районные подразделения отказываются принимать наши документы, например, просят оформить какую-то информацию на отдельных бланках», – говорит Игорь Мазулов, генеральный директор одного из крупнейших участников рынка детского туризма в Петербурге компании «Петротур». По его словам, недавно компания получила штраф за несвоевременную подачу уведомления.

Кроме того, документом не установлен порядок действий при форс-мажоре. Например, при поломке автобуса или болезни водителя провести оперативную замену невозможно, так как информация о транспортном средстве и водителе подается не позднее чем за два дня до поездки. По словам участников рынка, такие ситуации случаются не часто, однако от них не застрахован никто. Так, один из операторов, столкнувшийся с подобной ситуацией в начале мая, не только получил взыскание, но и был вынужден за свой счет вызвать три минивэна, заказав для каждого отдельного экскурсовода. «В итоге сработали в минус», – говорит представитель компании.

По закону, за нарушение правил детских перевозок в дневное время предусмотрен штраф для водителя в размере трех тысяч рублей, для должностных лиц – 25 тысяч рублей, а для юридических лиц – 100 тысяч рублей, в ночное время соответственно – пять тысяч рублей, 50 тысяч рублей и 200 тысяч рублей. Впрочем, точно подсчитать объем потерь операторы затрудняются, поскольку часто проблему удается решить «на месте».

Однако административной ответственностью дело не ограничивается. По словам адвоката Людмилы Кауновой, ее клиент, водитель автобуса, 4 мая перевозивший детей по договору с одной из турфирм, был остановлен из-за того, что у него не горели габаритные огни. Однако наложением штрафа, положенного по закону, инцидент не был исчерпан. Водитель был вызван в Следственный комитет и допрошен по подозрению в совершении преступления по 238-й статье УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). «На мой взгляд, это абсурд. Данная статья создавалась совсем для другого — в частности, для пресечения контрафакта, и предусматривает ответственность в первую очередь для юрлиц», – комментирует юрист.

Детские туры в Петербург сейчас организуют около 150 компаний. В общей сложности они привозят 1,5 млн человек в год из других регионов, а также проводят экскурсии для местных школьников. Однако усиление требований к безопасности может привести к тому, что насладиться культурным наследием Северной столицы до 18 лет будет проблематично. По словам операторов, из 15 крупных транспортных компаний с детьми соглашаются работать только 4, да и те увеличили расценки на 25%. Представители отрасли не исключают, что тоже будут вынуждены повышать цены (сейчас стоимость пятидневного тура обойдется родителям в 15-20 тысяч) или же вовсе отказываться от этого бизнеса, который и до этого был не самым доходным. «Ситуация просто катастрофическая. По сути — это объявление войны детскому туризму», – резюмирует Игорь Мазулов.

От проблем с усилением норм безопасности страдают и сами школьники, считают представители родительских комитетов. Хотя они указывают, что проблемы возникли не в последние два месяца, а гораздо раньше. «Из-за требований к возрасту автобусов, фирм, готовых перевозить детей, становится меньше», – комментирует сопредседатель городского родительского комитета Михаил Богданов. По его словам, за последний год школьные экскурсии стали проводиться в два раза реже.

В некоторых школах существует запрет на организованные выезды на уровне руководства, рассказывает Галина Сиволодская, до недавнего времени руководившая родительским комитетом класса гимназии при Русском музее. «Учителя не хотят брать на себя ответственность, а сами родители могут заказать поездку только в воскресенье. Конечно, образование и развитие детей страдает», – говорит она.

А вот правоохранительные органы и городские власти с претензиями участников рынка не согласны. «Проблемы у организаторов детских перевозок возникли из-за нежелания следовать правилам», – заявили «Фонтанке» в УГИБДД. В дорожной полиции опровергли заявление операторов, что уведомление можно подать только лично. В пресс-службе управления кивают на сайт ведомства, где в соответствующем разделе есть уточнение, что подача уведомления возможна как лично, так и в электронном виде. Зато сами заявители откладывают согласования на последний момент. «Это особо тяжело, если речь идет о новогодних праздниках, периоде школьных каникул. Тогда инспектора просто завалены бумагами туристических компаний», – заключили в УГИБДД.

В Смольном в усилении требований к безопасности тоже не видят ничего страшного. «В погоне за прибылью операторы не должны забывать о безопасности детей. Это самое важное, что может быть», – отметил глава комитета по туризму Андрей Мушкарев. Школьникам, которые не увидят развода мостов, не нужно расстраиваться, считает он. «Посмотрят, когда им исполнится 18», – подчеркнул глава комитета.

В комитете по образованию сообщили, что точной статистикой по числу школьных экскурсий не обладают, однако допускают, что вместо автобусных перевозок для походов в музеи и театры образовательные учреждения стали чаще пользоваться общественным транспортом. «Для небольших групп это целесообразно», – прокомментировали в пресс-службе. В комитете также подчеркнули, что в обеспечении безопасности детских перевозок полностью доверяют профильным специалистам. «И школы, и организаторы перевозок, действительно заинтересованные в работе, осваивают эти процедуры – это лишь организационный вопрос», – отметили в пресс-службе.

Однако представители отрасли не теряют надежды найти с властями и правоохранительными органами общий язык. «В настоящее время готовим обращение в ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с просьбой разъяснить спорные моменты, возникающие при подаче уведомлений (невозможность подачи уведомления в электронной форме, предусмотренной законом, предъявление дополнительных требований к оформлению и т. д. – Прим. ред.)», – прокомментировала директор Северо-Западного отделения РСТ Екатерина Шадская. А вот в части действий при форс-мажорной ситуации, по всей видимости, понадобится доработка порядка на федеральном уровне.

Источник: www.fontanka.ru

Также в рубрике

В допетровской Первопрестольной

 0

 Какой будет Москва в Новый год

 0