Деревня совершенно пустынна, и пугать в ней можно на всю катушку
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
Зачем люди едут в заброшенные деревни
Хоррор на пустынной улице, джипинг среди деревянных развалин, праздник в обустроенной зэками церкви... Умирающая деревня русского Севера — одно из самых острых ощущений, которое может случиться с человеком, и местные энтузиасты заманивают туда туристов как умеют.
По сравнению с соседними Южное Маурино — деревня очень даже живая. Она всего в трех километрах от Вологды, и с мая в огородах начинают копошиться дачники. К столбу приклеено свеженькое объявление: "Уважаемые жители Маурино! Просим сдать 500 р. на подсыпку дороги. Староста деревни". Из чего следует, что есть тут и жители, и даже староста над ними.
В середине апреля дачников еще нет, теплится всего пара окон. Зато признаки недавней жизни — вот они, на каждом шагу. На одном дереве прибит череп коровы. На другом — висельник в синем шарфике головку набок свесил. Едем дальше — еще пара фигур без голов, затем — некто в белом балахоне, потом скелет с косой, в кустах — огромный кованый крест.
Сгущаются сумерки.
Нас встречают устроители живого квеста в Деревне страха.
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
С нами в команде три студентки колледжа — Маша, Надя и Катя. Девчонки приехали побояться и боятся на всю катушку — жмутся друг к другу, всматриваются в темноту, пищат. К ним приближается человек в капюшоне — косорукий, юродивый, хромой, завывающий. Ведет по деревенской улице, потом пропадает.
Включается фонарь, освещающий фигуру плачущей женщины. В какой-то момент тишину разрывает звонок — в пустой деревне звонит телефон-автомат. В трубке — душераздирающий (естественно) хохот. Скрипит калитка, появляется высокая фигура в длинном балахоне и с лицом, спрятанным под капюшоном. В руке держит серп. Девчонки визжат...
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
В общем, пугают нас устроители квеста на совесть: четыре человека — мутант с бензопилой, мужик в противогазе и с тесаком, юродивый в капюшоне и снорк — полтора часа растаскивают нас по избам, суют в лицо раскаленные электроды, размахивают пилой и заставляют искать мертвых младенцев.
Немножко даже перестарались: с нашей Катей случилась истерика. Всхлипывала она даже на пути домой.
— Жуть, да? — спрашивает на следующий день автор идеи Деревни страха Сергей Шварев (косорукий юродивый, оказавшийся симпатичным 30-летним парнем с небольшой бородкой).— Как вам Союзник? (Это который в противогазе.— "Ъ"). Вообще не колется, да? До конца в образе — самому страшно. Это потому, что он профессиональный актер.
Другие участники шоу — профессиональный же офицер МЧС, пиротехник и сам Сергей. Работает мой собеседник в Вологде сварщиком, иногда — кузнецом, а в Южном Маурино, своем родовом гнезде, в последние четыре года пытается делать такой вот туристический проект.
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
— У нас сначала хорошо шло дело, каждые выходные народ был. Бренд "Деревня страха" даже регистрировать не надо, все и так знают. Даже презентации ужастиков у нас проводили — "Сплит" и "Обитель зла". Но потом дачники возмутились: вопим, дескать, много. Пришлось в летний сезон только по будням проводить квест, а в будни много ли соберешь? Подальше в область с дачниками вопросов не возникло бы — там деревни совсем мертвые, пугай — не хочу, но как туда народ зазвать-то? И это все-таки моя родная деревня, кукол всех, на которых квест держится, отец делал, сам, своими руками...
— Да ерунда это все,— морщится вологодский писатель-деревенщик Анатолий Ехалов.— Не так надо умирающую деревню спасать. Весь этот туризм жизнь туда не вернет. Нужно сельское хозяйство возрождать, а оно на Вологодчине в десяти хозяйствах сосредоточилось, вокруг города.
На родине Василия Белова писатели-деревенщики еще встречаются, а вот оставшиеся в живых северные деревни можно сосчитать на пальцах.
По данным переписи 2010 года, из 8 тыс. сельских населенных пунктов Вологодской области 27% вымерли — не имеют постоянных жителей. Еще около 38% имели численность менее десяти человек, сейчас большинство из них тоже безлюдны.
Из Тимонихи, родной деревни Василия Белова, последний человек уехал в 2002 году.
— О каком сельском хозяйстве можно говорить, если только ветеринарам нужно отдать больше трети стоимости скота?! — возмущается Ехалов.— Фермеры говорят, что кастрировать кролика стоит 600 руб., а продать его — в два раза меньше выручишь...
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
Зато приятель Ехалова Алексей Задумкин, директор туристического хозяйства "Кульсевель" в селе Биряково, полагает, что беды в вымирании сельского хозяйства на селе нет, можно выжить одним лишь туризмом: "В магазинах продукты есть? Есть. Значит, с сельским хозяйством все нормально. А что деревня не у дел осталась, что ж, такой период. Деревня теперь, значит, просто для жизни. Для размышлений. Нам бы еще газ и канализацию. А то городские к системе "сортир на улице" не приучены, размышлять сюда не едут".
Это, между прочим, очень смиренный взгляд на вещи, если знать биографию Задумкина. Всю жизнь — с 1989 года — он был директором Биряковского совхоза, одного из крупнейших в области. Совхоз имел стадо в тысячу голов, работали в хозяйстве жители 43 деревень. К 2013-му из 43 деревень в живых осталась одна — Биряково, бывший райцентр, но вместо 3 тыс. в ней живут теперь 900 человек. А стадо, сократившееся вполовину, пришлось отдать на мясо за долги.
Пиковым в смысле успеха для молодого проекта "Кульсевель" стал первый же год его существования — 2014-й. Тогда бывший совхоз посетило больше 4 тыс. человек, главным образом дети.
Школьникам позволили погладить выживших лошадок, покатали на тракторе "Беларусь" (оставшиеся у совхоза 200 единиц сельхозтехники естественным образом превратились в музейные экспонаты), провели по экотропе.
В следующем году, впрочем, поток стал иссякать, а в этом — в связи с ужесточением правил перевозки детей — совсем захирел.
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
Иногда приезжают взрослые, гоняют за 100 руб. на тракторе, ночуют в гостевом доме, но в основном хозяева предоставлены сами себе.
— Заманить к нам людей трудно,— признает Задумкин.
Задумкин увлекся филологией. Он уже выпустил книжку "Манифест русского слова", где провозгласил, что никакого переселения народов не было, русские жили в этих местах испокон веков и переводить топонимы — и особенно гидронимы — следует не с угрофинского, а с санскрита, который по существу русский и есть. На каждый топоним Задумкин предлагает взглянуть как на ребус и, разобрав его по слогам, разгадать. "Москва" тогда будет разгадана как фраза "Время царям отмеряет". Что бы это ни значило.
В 2007 году Михаил Генис, топ-менеджер одного из московских банков, начал строить дачу на Белом озере. Этой идеей — дом именно в этом месте, в 600 км от Москвы — он бредил уже некоторое время, несколько раз побывав в этих местах и заболев ими. А, построив дом, стал думать, чем он может быть здесь полезен.
Михаил Генис — довольно необычный банкир. Романтика Белозерья для него гораздо важнее любых фешенебельных курортов
Фото: Вадим Штрик
— Здесь очень глубоко чувствуется богатая история: ремесла, традиции, язык,— говорит он.— Даже в вымерших деревнях, которых тут сотни, есть ощущение, что люди просто вышли, подперев дверь метелкой, как тут принято. А когда людей все-таки встречаешь, это почти всегда удивительные встречи. На Севере ведь не было крепостничества, и это зашито в местном генетическом коде. И вот со всех этих крупиц драгоценных очень хотелось смахнуть пыль, вдохнуть жизнь, прожить вместе с этими людьми какую-то новую страницу.
Михаил Генис создал туристическую компанию "Белозерье", директором и главным проводником которой стал Вячеслав Чистяков, увлеченный краевед и путешественник.
Компания предлагает не совсем обычные маршруты освоения Севера: помимо традиционных объектов — Кирилло-Белозерский монастырь, Белозеро — джипинг по бездорожью в сторону заброшенных деревень, высокий берег Шексны, затопленное село Крохино, нетуристические разрушенные храмы, домашние музеи, сделанные силами одного какого-нибудь сельского уникума.
— Есть здесь мужик, который своими руками, никого не спросясь, церковь из осины построил. И вот когда общаешься с этим удивительным человеком, находишься в этой церкви, это очень важное переживание,— говорит Генис.
Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ
Самым важным проектом для "Белозерья" стал автомотофестиваль, организованный в прошлом году в заброшенном карьере. Хотя праздник был сделан буквально из ничего, неожиданно для всех он оказался очень успешным.
В этом году фестиваль пройдет 27 мая, и Генис опять страшно волнуется: "Это ведь такой кайф, когда останавливаешься на дороге людям помочь шину накачать, а они тебя спрашивают: про фестиваль слышали? За кого болеть будете?"
Прибыли никакой "Белозерье" с фестиваля не получает, а затраты, как говорит Генис, невелики: "Это просто очень важно для людей: хоть маленькое что-то, что обеспечивает черты локальной принадлежности к социуму. Есть внутренняя мотивация, связанная с ощущением себя в мире, ощущение своей маленькой родины. И даже такая ерунда, как этот наш фестиваль, я прямо вижу, как он меняет что-то у людей в восприятии себя".
Самая страшная из вологодских тюрем "Вологодский пятак" — для осужденных пожизненно. На ее фоне кузнец Сергей с его деревенскими страшилками выглядит трогательно: вот уж нашел где пугать, далеко ли здесь за страхами ходить надо?
Местные рассказали историю про людоеда и телевизионщиков. Причем телевизионщики оказались страшнее людоеда. Людоед — маленький человечек, почти карлик — сидит в "Вологодском пятаке". Осужден он именно за людоедство — ел сердца рослых мужчин, верил, что так вырастет.
Телевизионщики приехали его снимать, запасясь печеньками в виде человечков. Такой ход придумали, значит. Людоед в ужасе сбежал от них и потом попытался вскрыть себе вены.
В деревне Слобода Сокольского района, куда я еду, из полутора сотен жителей осталось десять. Точнее, было десять, но теперь строится еще три дома. Один из тех десятерых — Евгений Осколков, до пенсии работавший в соседней колонии. Не тюремщиком, инженером по теплоснабжению, но служба все равно, судя по всему, давалась непросто.
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
После выхода на пенсию Осколков начал отстраивать в деревне церковь, взорванную в 1937-м. Первые деньги на строительство дал внук расстрелянного тогда же, в 1937-м, священника — он живет под Москвой, но о корнях не забыл, ездит.
Начинал Осколков всего с несколькими сподвижниками, со временем подтянулся актив. Сейчас актив как раз собрался в избе у местного художника. Жену художника Анну все почему-то называют матушкой — она взяла на себя функции смотрительницы церкви. За столом священник, глава сельского поселения и спонсоры — хозяин лесопилки и автосервиса из райцентра.
Приехал также начальник колонии особого режима, плотный мужчина в камуфляже, и его заместитель. Колония отвечает за весь церковный интерьер — мебель и другие деревянные предметы. Двое заключенных (по 158-й — кража — и по 105-й — убийство) сделали для церкви пятиметровый резной иконостас. Еще один — скульптуру преподобного Филиппа Рабангского, основателя монастыря, который стоял на месте той взорванной церкви с XV века.
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
Основная тема собрания — что делать с построенной церковью. Поначалу рассчитывали передать ее под крыло Русской православной церкви: по слухам, за иные постройки она не на шутку бьется. Но выяснилось, что маленькая церквушка в полуживой деревне никому не нужна.
— Может быть, нам монаха найти? — растерянно спрашивает Осколков.— Пусть здесь живет, мы ему пристройку сделаем, кормить будем...
На ухоженной площади над рекой стоит новенькая, с иголочки, церковь и колокольня. Рядом — мемориальные камни в память о вернувшихся и не вернувшихся с войны жителях деревни и та самая деревянная фигура Филиппа Рабангского. У ног преподобного крутится деревенский черный кот.
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
— Вон новый дом построили.— Евгений Осколков выходит вслед за мной на улицу.— А вон еще новый. Как появилась церковь, начали покупать участки, старые дома сносить и строить новые. Церковь теперь — визитная карточка деревни, прямо в объявлении о продаже домов ее фото дают.
Чтобы заманивать в Слободу людей, Осколков со своим активом научились организовывать мероприятия. Провели фестиваль духовной культуры "Преображение на Сухоне", устроили свой "Бессмертный полк", Масленицу справили.
— На некоторые мероприятия до трехсот человек приезжает из Сокола, даже из Вологды,— хвастается Осколков.— Приедут, оглядятся, а мы им и говорим: "Оставайтесь, живите..."
Источник: www.kommersant.ru