Негостеприимство российских отельеров
Отдых в России бьет по карману
Конкуренция бьет по российским курортам, но закрытие популярных зарубежных направлений или ослабление рубля приводят только к неоправданному росту цен на внутренний отдых. Однако у российского турбизнеса не остается особого выбора, кроме как пытаться заработать максимум за сезон, считают эксперты. И такая ситуация может измениться только через несколько лет.
На внутреннем российском туристическом рынке складывается непростая ситуация. Рынки Турции и, потенциально, Египта, который могут открыть для посещения россиянами в ближайшее время, составляют прямую конкуренцию российскому турбизнесу, получившему в прошлом году кратковременную поддержку за счет закрытия этих направлений. После того, как Росавиация предупредила в апреле о возможном закрытии чартерного сообщения с Турцией, спрос на туры в эту страну упал почти в два раза. Однако такое развитие ситуации может подхлестнуть цены на российские курорты. Причем этот рост никак не будет оправдан качеством предлагаемых услуг.
При этом половина опрошенных, настроенные поехать на российские курорты, готовы оставить на них не более 40 тысяч рублей. И только каждый десятый способен поднять эту планку до 60 тысяч рублей. В результате по итогам лета 2017 года крупные российские туроператоры ждут трехкратного увеличения потока из России в Турцию, где за сопоставимые деньги можно получить более качественный сервис.
Спрос на внутренние направления в этом году остается примерно на прошлогоднем уровне. На сегодняшний день в отрасли складывается замкнутый круг - внешня конкуренция бьет по нашим курортам, а закрытие конкурентных направлений или ослабление рубля приводят к неоправданному росту цен на внутренних направлениях. Есть, правда, надежда, что Крым станет дешевле в общих затратах отдыхающих после запуска Керченского моста, но это касается лишь тех туристов, которые предпочтут отправиться на полуостров на автомобиле. Уже сейчас очевидно, что вряд ли выиграют те, кто предпочтет ж/д транспорт авиасообщению. На самолете до Юга в некоторых случаях сейчас можно добраться даже дешевле.
Проблема, в частности, заключается в недостатке туристической инфраструктуры в России, считает первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. Крым и курорты Краснодарского края практически не выдерживают нагрузки в условиях «закрытых» привычных курортов Турции и Египта. Поэтому цены на российских курортах растут. При этом конкуренцию они выдерживают, считает Сигал, хотя уровень сервиса в большинстве случаев ниже ожиданий и требований отдыхающих. На исправление ситуации могут уйти годы. Но недостатка в туристах в 2015-2016 гг. не наблюдалось, поэтому цены никто снижать не собирается, они будут только расти.
После ввода в эксплуатацию Керченского моста Крым станет более доступным для бюджетного отдыха, но серьезно ситуацию с ценами это не изменит, соглашается эксперт. Более того, нагрузка на инфраструктуру только вырастет, поэтому более вероятно продолжение роста цен, нежели их снижение.
И все же глубинная причина постоянного роста цен на российских курортах — это общая нестабильность в экономике и в обществе, уверен аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Ведь, объясняет он, если цены на туры Ростуризм еще может контролировать, то цены в частном секторе, на которые приходится более 60% расходов в турпоездке, а именно - цены в экскурсионных агентствах, в магазинах, кафе и ресторанах — находятся полностью в ведении владельцев этих мест. Эти владельцы — предприниматели, которых череда экономических кризисов, санкций, контр-санкций, запретов зарубежных туристических направлений, научили в каждом сезоне извлекать максимальную прибыль, а дальше они не загадывают: непрогнозируемость развития экономики и политики в сфере туризма не дает им просчитывать развитие своего бизнеса больше чем на 1 сезон вперед.
Средний мелкий предприниматель в сфере туризма, рассказывает эксперт, боится всего, например, что его бизнес вообще закроют за какие-нибудь нарушения (реальные или надуманные), что рядом построят крупный отель, который разорит его своей ценовой политикой и уровнем сервиса, и поэтому он не готов, к сожалению, делать долгосрочные инвестиции в свой бизнес, нарабатывать постоянных клиентов. Он поднимает цену до максимума, на которому его клиент удивится, но заплатит от безвыходности, а больше его ничего не интересует. То есть, подчеркивает эксперт, проблема развития туризма в России — это проблема защиты интересов малого и среднего туристического бизнеса, обеспечение им хотя бы гарантий собственности. И, во вторую очередь, увеличение номерного фонда и строительство инфраструктуры. Необходимо, чтобы сформировалась традиция гостеприимства в сфере туризма, которая чувствуется на популярных зарубежных направлениях и только-только зарождается в России.
По мнению Кирилла Яковенко, проблема с регулированием заключается еще во въездном иностранном туризме в Россию, который, в теории, должен приносить хорошие деньги на развитие инфраструктуры, но почему-то не приносит. Для примера можно взять туристов-китайцев, которые посещают Россию: 90% из них пользуются услугами китайских турагентств, а также номерного фонда в России, который де-факто тоже принадлежит китайскому бизнесу, их ведут строго по магазинам, принадлежащим китайцам и местами они даже платят по пластиковым картам в юанях. То есть почти весь денежный поток, который они привозят с собой в Россию, уходит обратно в Китай, а ведь эти деньги могли бы помочь развитию инфраструктуры и для внутреннего туризма, сделать его дешевле.
Что же касается постройки Керченского моста, к сожалению, уверен Яковенко, он еще больше поднимет цены для туристов, так как их поток увеличится, а по ту сторону их все так же будут ждать малые и средние предприниматели, не уверенные в будущем и живущие одним сезоном. Повышение цен может составить от 15 до 25%, так как объем спроса со стороны туристов увеличится, а объем предложения останется прежним.
Источник: expert.ru
Начиная с 1 июня по официальным данным на "горячий" телефон поступило уже свыше ста звонков