Почему в турбизнесе сегодня лучше быть фрилансером, чем оператором
Агенты оказались в более выгодном положении, чем туроператоры, из-за закона, призванного защищать потребителей от банкротств туристических компаний
Одной рукой варит борщ — другой собирает деньги
С 1 января 2017 года вступил в силу ФЗ-49 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность». С одной стороны, нововведение стало очередной попыткой защитить туристов от последствий банкротства туроператоров. С другой – возложило на бизнес дополнительную нагрузку.
Прежде всего, законодательно было закреплено создание двух фондов — резервного и компенсационного. Один будет выделять деньги на вывоз туристов из-за границы или их размещение за рубежом, если туроператор обанкротится. Второй – компенсировать туристам ущерб в случае банкротства туркомпании. На эти цели оператор в обязательном порядке должен перечислять немалые средства.
«Размеры платежей в фонды зависят от объёмов прошлого года, 1% от годового оборота идёт только в фонд персональной ответственности, - рассказала ПРОВЭДу гендиректор ГК «Рейна Тур НТВ» Татьяна Нечепаева. - Сегодня крупных операторов осталось немного, около 15-ти. Многие помнят, как разорились и ушли с рынка крупные игроки: «Лабиринт», «Нева», «Южный крест» – на оставшихся легли серьёзные финансовые нагрузки».
При такой ситуации некоторые компании просто зарегистрировали новые юрлица, по которым платежи были не так обременительны. Агентства, берущие у оператора туры и продающие их, оказались в более выгодном положении, потому что их бизнес ничем не регламентирован. Более того, из экономии многие мелкие компании закрыли офисы и перешли в разряд фрилансеров. «Сидит такой сотрудник дома, одной рукой борщ варит, а другой собирает деньги, имея возможность оперировать большими суммами наличных средств клиентов», - говорит Татьяна Нечепаева. По её мнению, это привело к многочисленным случаям мошенничества.
«Помимо этого были изменены коды ОКВЭД, и нас лишили льготного 20-процентного налога в ПФ и соцстрах. Он стал 30% на одну только зарплату — это колоссальная нагрузка. Получилось, что те, кто работает честно, еле-еле выживают, неся затраты по аренде офисов, операционным расходам, а фрилансеры и самозанятые люди без всякой нагрузки неплохо зарабатывают», - подводит печальный итог руководитель туркомпании.
Гендиректор федеральной сети туристических агентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян работает в отрасли уже 26 лет. Он также считает, что сегодня быть оператором в турбизнесе крайне невыгодно экономически. «Я в докризисном 2008 году был оператором, а в кризисном 2009 перестал, и заработал в разы больше», - приводит он пример. Поэтому он отказался от статуса оператора и пошёл другим путём — расширения агентской сети. По его словам, 2016 год был наиболее тяжёлым для отрасли, а в 2017 началось оживление. Значит, операторы покажут большой объём и, выплатив от него проценты, придут к резкому ухудшению своего финансового положения.
От чего зависит рентабельность в турбизнесе
Надо отметить, что и прежде у туроператоров хватало поводов для беспокойств. Чего только стоят грабительские условия авиакомпаний, которые принуждают бронировать билеты на весь самолёт, вне зависимости от того, сколько удастся мест продать.
«Туроператоров тянет ко дну профицит перевозки, - утверждает Алексан Мкртчян. - Например, из Ростова в ОАЭ 4 рейса в неделю, из Краснодара — 4, из Минеральных вод — 3, в Анталию — 23 рейса из Ростова, из Краснодара — 19. Каждый рейс это 200 кресел, только перечисленные набирают 10 600 человек в неделю. Заполнить их на 100% нереально, значит, деньги за не проданные выкладывай из своего кармана. Я уже не говорю про такие дорогие перелёты, как в Таиланд, Доминикана, Вьетнам, Мальдивы. Стоит ли удивляться появлению исков от авиакомпаний: к TEZ TOUR на 6 млн долларов, к «Натали турс» на 5,8 млн долларов, а это очень крупные игроки».
Чтобы развивать турбизнес, предприниматели выбирают различные пути. Одни идут по наиболее простому — оптимизации, другие сложному, но дающему долгие инвестиции. Так, создатель группы компаний «Рейна Тур НТВ» Татьяна Нечепаева параллельно занимается гостиничным бизнесом (есть собственные отели), открыла свой учебный центр, который готовит кадры для туристической и гостиничной отраслей, своё агентство по продаже авиабилетов. За счёт стратегии многофункциональности компании удаётся перераспределять средства и удерживаться на плаву.
«С одной стороны, бизнес готов развивать туризм, с другой, есть ряд сопутствующих составляющих, не зависящих от него, - рассуждает она. - Прежде всего, неразвитая инфраструктура: плохие дороги, пробки, элементарное отсутствие туалетов, стоянок для автобусов, причальных стенок и причалов для малых судов. Теперь ещё появились платные стоянки — почему транзитные путешественники, приехавшие на одну ночь, должны платить за место для машины?».
Не надо постоянно менять правила игры
Татьяна Нечепаева считает, что в России нет консолидированной политики, которая объединила бы всех участников этого рынка. По её мнению, у отрасли должно быть своё Министерство по туризму и профильные комитеты с хотя бы минимальными ресурсами. А правила должны быть едиными как для операторов, так и агентов. Отрасли, если её называют приоритетной, необходима госпрограмма, которая предусматривала бы субсидированные перевозки для развития внутреннего туризма, продвижение территорий на внешних и внутренних рынках.
«Сейчас турбизнес находится в состоянии стихийности и зависит от людей, приходящих к власти, которые постоянно меняют правила игры, чем пользуются лоббисты собственных интересов», - говорит Татьяна Нечепаева. - Мы были за создание реестра надёжных туркомпаний, работающих в легальном поле. Надеялись, что новый закон утвердит его — целый год пробивали, но реестр не был создан. Он не панацея, конечно, но позволил хотя бы посчитать игроков агентского рынка, обеспечил бы собираемость налогов и помог потребителю ориентироваться в информации при покупке туров, особенно дорогостоящих. Ведь наши потребители падки на скидки, чем пользуются мошенники».
«Как только появляется новый закон, он лишь ухудшает положение, - дополняет Алексан Мкртчян. - Не надо помогать бизнесу — не трогайте его, не мешайте хотя бы 3 года, за это время он сам станет на ноги, потому что по большому счёту этот бизнес рентабельный».
Рынки ДНР и ЛНР
Вопреки устойчивому мнению о том, что в самопровозглашённых республиках царит разруха, жизнь там не просто продолжается, но и развивается. Работают предприятия тяжпрома, шахты, колбасный, сыродельный, маслодельный заводы, фармкомпании, заправки. И бизнес налаживается, в том числе туристический. Учитывая территориальную близость с Ростовской областью, региональные компании вышли на рынки ДНР и ЛНР, первыми стали «Розовый слон» и «Рейна Тур НТВ».
«В ДНР более 40 турагентств, в ЛНР более 25. У людей есть возможности, там работают 2,5 млн человек, они ходят в магазины, рестораны, театр, я когда попытался купить билет в музтеатр, мест не было. Открыл там офисы. Они, в первую очередь, покупают безвизовые направления — Турция, Таиланд, Вьетнам, Индия, ОАЭ и, конечно, Россия. Выбирают пляжный отдых в Крыму, на Кавказе и в Абхазии, которая официально признала республики и пускает к себе по их паспортам», - рассказал Алексан Мкртчян.
Проблема одна — трудности финансовых расчётов. Они ведутся через «Украинский национальный банк», Центральный республиканский банк ДНР, НКО Центр международных расчетов. Система осложнена строжайшим контролем, к тому же отсутствует электронная отчётность, и документы приходится часто переделывать. Бывает и так, что жители ДНР и ЛНР приезжают на российскую территорию, чтобы рассчитаться. Тем не менее, компании довольны работой с ними, и даже не ожидали, насколько привлекательным окажется это направление.
Туристический рынок сегодня оживляется и набирает обороты после провальных 2015-го и особенно 2016-го годов. Его рост, по словам работающих в отрасли, в конце 2016 - начале 2017 годов показывает до 400%. Главный фактор роста — раннее бронирование и приостановление падения доходов населения. По прогнозам экспертов, тенденция продолжится. Более широкое распространение получит внутренний туризм, у которого огромный потенциал. Так, в прошлом году на Кавказе отдохнуло 6 млн чел, около 6 млн в Крыму, тогда как в Турцию отправились не более 3,5 млн человек.
Источник: провэд.рф
Наталья Радулова узнала, кто лучше всех правит национальным символом России