Туристы настроились на вылет
Число самостоятельных поездок за рубеж может вырасти
Рост спроса на поездки по России замедлился не только в сегменте организованного туризма, но и среди путешественников, которые делают самостоятельные бронирования. В этом году, по прогнозу участников рынка, популярность внутренних направлений может не вырасти впервые за несколько лет. На этом фоне положительную динамику показывают зарубежные направления: на некоторые из них спрос уже вырос более чем в два раза.
Спрос на поездки по России среди самостоятельных путешественников замедляет рост, свидетельствуют данные поисковой системы Momondo. Если в 2015 году число поисковых запросов на авиабилеты по внутрироссийским направлениям выросло на 172%, то в 2016 году этот показатель увеличился лишь на 10%. Среди других популярных направлений положительную динамику показали Москва (13%), Сочи (32%) и Санкт-Петербург (6%). Число поисковых запросов на Симферополь за прошлый год снизилось на 20%. По прогнозам Momondo, в 2017 году, если рубль не будет дешеветь, спрос на поездки по России не покажет значительного роста.
С тем, что рост внутреннего туризма замедлился, соглашаются системы самостоятельных бронирований. Директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес указывает, что в 2016 году доля бронирований по России через его компанию не выросла и составила 65-70% спроса. "Последние два года в силу разных обстоятельств популярность российских курортов очень быстро росла, сохранить в будущем году такой же темп им будет довольно сложно",— рассуждает он. Представитель Tutu.ru Наталья Анисимова полагает, что в 2017 году соотношение внутренних и зарубежных перелетов в структуре продаж будет на прошлогоднем уровне. Негативным фактором для российских направлений, по мнению господина Гинеса, стало возвращение на массовый рынок Турции, которая оттягивает часть спроса. Но у управляющего директора Aviasales Максима Крайнова другие данные: за 2016 год доля внутренних перелетов в структуре спроса выросла с 55% до 66%. "Доля внутренних маршрутов огромна, качнуть маятник в другую сторону довольно сложно",— замечает он.
Интерес к европейским направлениям, согласно Momondo, в 2016 году замедлил падение. Если по итогам 2015 года число поисковых запросов на билеты в Чехию сократилось на 171%, в Германию — на 120%, в Италию — на 75%, то в 2016 году эти направления потеряли всего 7%, 15% и 12% соответственно. В 2017 году спрос на Европу может начать рост за счет укрепления рубля, прогнозирует Momondo. В Tutu.ru тоже отмечают, что по прошлому году не увидели спада интереса к Европе. Аркадий Гинес в 2016 году заметил небольшой рост интереса в целом к зарубежным направлениям: "Это связано с постепенным восстановлением рынка и тем, что в экономическом плане люди стали чувствовать себя более уверенно".
Одним из факторов, стимулирующих спрос на зарубежные поездки, господин Гинес называет тарифы авиакомпаний-лоукостеров. Так, по его оценке, средняя стоимость авиабилетов на маршрутах "Победы" за год снизилась на 10-15%. Momondo отмечает, что в 2016 году спрос на основные направления этого перевозчика значительно увеличился: популярность испанской Жироны выросла на 197%, Кельна — на 115%, Братиславы — на 130%. Заметный рост показали также направления ближнего зарубежья. В Tutu.ru их доля в осенне-зимний период прошлого года выросла на 12-15%. В Momondo рост интереса к Азербайджану оценивают в 32%, Грузии — в 61%, Казахстану — в 4%.
Постепенное увеличение выездных туристических потоков в сегменте самостоятельных бронирований происходит на фоне аналогичной тенденции в сфере организованных путешествий. В конце 2016 года аналитики Промсвязьбанка предрекали с 2017 года постепенное восстановление выездного туризма (см. "Ъ" от 18 ноября). Эти ожидания подкрепились высокими продажами на новогодний период: по предварительным оценкам Ассоциации туроператоров России, объем отправившихся за рубеж туристов на праздниках превысил аналогичный показатель прошлого года на 10-15%.
Источник: kommersant.ru
Из-за роста цен и курса валюты многие россияне решат провести отпуск «по-советски» — в палатках с тушенкой у костра.