Куротные сборы не должны стать поборами
Почему мы ставим в руководство туристического ведомства менеджеров с «Уралвагонзавода», а не профессионалов туротрасли
Завершающийся туристический сезон-2016 во второй половине сентября «отметился» двумя новостями. Первая – в радость: путешествующих по родной стране россиян увеличилось практически в полтора раза (40%!). И даже совершенно нейтральный индикатор этого – социальные сети – подтверждают: если раньше многие бравурно выкладывали свои фото с пальмовых берегов, то сегодня они же с радостью и восхищением делятся яркими и эмоциональными «картинками» своих путешествий по России: отдых на Селигере и Алтае, поездки в Поволжье и на Соловки, в Питер, Суздаль, Великий Новгород, Дивеево, рыбацкая деревня под Астраханью и в Карелии, круизы по Волге, на Валаам и Кижи. Прикосновение к нашим истокам, исконно русскому образу жизни заметно в туристских деревнях в той же Карелии и на Ярославщине, под Тверью и Калугой, в Подмосковье и недалеко от Рязани. Открытие и познание родной страны становится хорошим и модным трендом!
И вторая новость. Власти решили свою вялую некомпетентность в регулировании финансирования такой важнейшей социальной отрасли как туризм в России, переложить, отчасти, на самих россиян и ввести в 2017 году для них курортный сбор за каждую нашу поездку – будь то в Питер на выходные или в Сочи, на Селигер или по «Золотому кольцу».
Работая уже четверть века в сфере туризма, хотел бы поделиться некоторыми соображениями по поводу планируемого введения курортного сбора для россиян, желающих отдохнуть на отечественных курортах.
Ставя совершенно определённую и четкую задачу по развитию и популяризации внутреннего туризма в России, Президент и Правительство призывают к созданию новых стимулирующих инструментов в этой социально значимой для нашего общества сфере. События последних лет – в экономике, да и на международной арене – создали беспрецедентные условия для продвижения России как уникальной и востребованной территории для туризма, путешествий и отдыха! И подтверждением тому стал резкий спад показателей выездного туризма и, вместе с тем, кардинальное увеличение путешествующих по родной стране. Эту тенденцию надо всячески поддерживать и стимулировать, не допуская ни в коем случае никаких «тормозов» или препятствий, ослабляющих и/или негативно влияющих на возникший интерес и привлекательность к отдыху в России.
Как мне кажется, введение курортного сбора – это и есть один из тех «тормозов», завуалированный под, пусть и небольшие, но дополнительные затраты, а фактически – повышающий стоимость отдыха в России для простой семьи и побуждающий лишние вопросы: «а на что?», «куда?», «кому?» Дело тут не в ста рублях. Дело в самом принципе! К сожалению, невозможно сегодня переубедить народ и его сознание, что местные чиновники кристально чисты и безупречны, что каждая трудовая копейка, отданная, к примеру, в администрацию Сочи, пойдет именно на обустройство инфраструктуры, и т.д.
Трудно объяснить, почему, к примеру, правительство Израиля за привлечение в свою страну туристов создаёт возвратные стимулирующие механизмы, компенсируя туроператорам по 50 долларов за туриста, а мы, приглашая народ на родные берега, просим их раскошелиться еще на какой-то сбор, который выглядит в данном случае как побор. Привлекая туристов на наши курорты, очень важно не создавать лишнего и возможного прецедента для сомнительных выводов и пересудов. И зачастую, пока еще, спонтанное ценообразование в отелях и санаториях в различных регионах России должно и может оградить туриста от дополнительных затрат и расходов.
Тем не менее, туристская инфраструктура России в целом, и отдельных регионов в частности, безусловно, нуждается в дополнительном целевом финансировании, в привлечении частных инвестиций – как на саму инфраструктуру, так и – что немаловажно! – на акцентированное и целевое продвижение туристского продукта и самих территорий. Стыдно признать, но пока еще большинство наших сограждан, куда лучше ориентируются в переулках Анталии, нежели в географии собственной страны.
И потому, в условиях, когда бюджет Федеральной целевой программы на развитие внутреннего туризма был вынужденно секвестрирован (как и ряд других отраслей) едва ли не на две трети, предлагаю рассмотреть следующее предложение возможного нового инструмента/ресурса финансирования отечественной туротрасли, который в отличие от введения курортного сбора будет, на мой взгляд, объективен, понятен и оправдан, и реально исполним!
Вот в чем суть моего предложения. Давайте признаем, для той категории наших сограждан (порядка 15 млн.человек), которая вывозит ежегодно за пределы РФ десятки миллиардов долларов (в виде оплаты турпоездок, покупок услуг и товаров за рубежом), для них совершенно не существенно – платить за ту или иную опцию своего вояжа за границу: 100 или 101 доллар, 500 или 505, 1000 или 1010. Этот дополнительный «1%» и можно обозначить так называемым «выездным налогом», сумма которог, ежегодно будет привносить исключительно на туристскую инфраструктуру России и её необходимое продвижение сотни миллионов долларов!
Полагаю, введение «выездного налога» в размере 1% от оплаченных на зарубежный отдых услуг, в административном и законодательном исполнении будет не более сложным, чем планируемое введение весьма спорного курортного сбора. НО! Этот инструмент – будет не только направлен исключительно на реальное развитие и продвижение внутреннего туризма, но и символизирует некую социально важную функцию, и даже патриотический акцент нововведения. Никто не будет спорить, что выезжающему на отдых в Италию, например, куда логичнее и проще заплатить 10 долларов с каждой потраченной тысячи, нежели простому труженику из глухой провинции выложить за отдых, допустим в Анапе, его семьи из 4-х человек лишнюю тысячу рублей.
Таким образом, все наши сограждане, выезжающие на отдых за рубеж, на чьи деньги как грибы растут новые «пятизвёздники» в Турции и Египте, отныне будут реально вкладывать и в развитие туринфраструктуры России! Пора уже возвращаться к родным берегам и обустраивать их.
В случае принятия данной инициативы, впредь целесообразно было бы сформировать контрольный/распорядительный орган (Фонд), целью которого стало бы исключительно и абсолютно целевое распределение средств на приоритетные проекты внутреннего туризма и его акцентированное продвижение в федеральных СМИ и на телевидении!
А строить дороги, озеленять проспекты и набережные, ремонтировать и проводить коммуникации, на мой взгляд, надо не за счет туристов и их пресловутого курортного сбора, а за счет непосредственно хозяйствующего субъекта!
В дополнение к теме развития внутреннего туризма, считаю, что наряду с афишированными правительством дотациями на авиаперевозки из/в ряд регионов России выделением средств по ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» необходимо создать и реальные стимулирующие дотации и/или преференции:
- туристическим компаниям, представляющим (рекламирующим) в СМИ – исключительно предложения внутреннего туризма;
- средствам массовой информации, пропагандирующим отдых в России;
- предпринимателям и частным инвесторам, вкладывающимся собственными средствами в развитие туристской инфраструктуры России (сегодня, как и 10-15 лет назад, вопреки заявлениям с высоких трибун в этом вопросе осталось достаточно неразрешенных практических проблем).
И, если уж, до сих пор, страна, обладающая самым мощным и привлекательным туристским потенциалом в мире, по каким-то «замысловатым» причинам не может обзавестись Министерством туризма России (присоединяя туризм, как «бедного родственника», поочередно к ведомствам спорта, молодежи, экономики, культуры), то хотя бы во главу туристического ведомства логично было бы ставить не только грамотных менеджеров из кадрового резерва с «Уралвагонзавода», но и людей профессионально знающих все проблемы отрасли, реально и десятилетиями своей работы болеющих и страждущих за цивилизованное развитие красивой внешне, но тяжелой по сути сферы – отдых в России.
Крымский фотограф и блогер Александр Кирьяков опубликовал снимки и видео пляжей Судака: таким крымчанам запомнится этот июнь