Гид с зарплатой 150 000 в месяц
Новое поколение независимых гидов — это не жалкого вида пенсионерки, бормочущие себе под нос что-то скучное, а вполне успешные молодые люди, влюбленные в свою работу и получающие за неё приличные деньги.
Фото: Игорь Кубединов / ТАСС
За последние несколько лет они полностью изменили представление о том, что такое городская экскурсия, организуя гастрономические туры и «маршруты на бегу», заводя группы в телестудии, подземные коллекторы и на смотровую площадку Сити. МОСЛЕНТА узнала у создателей курса «Экскурсии как бизнес» онлайн-школы Vector, зачем в наши дни становиться независимым гидом и как зарабатывать в этой профессии по 150 тысяч рублей в месяц.
Обучение
Вслед за курсами, обучающими открывать хостел, создавать новый городской стартап и мобильные приложения, онлайн-школа городских предпринимателей Стрелки
Vector запустила курс «Экскурсии как бизнес». Похоже, независимый гид — теперь вполне себе востребованная профессия, позволяющая сочетать образ жизни фрилансера с занятием любимым делом. А экскурсии в наши дни перестали быть просто развлекательными прогулками с образовательной нагрузкой, теперь это ещё и инструмент управления общественным мнением.
График и заработок
В Москве сейчас существуют три сценария трудоустройства для независимого гида, каждый из которых предполагает определенный вариант сочетания рабочего графика и оплаты труда.
Вариант первый — можно быть гидом-фрилансером, работающим на бюро. В проектах «МоскваХод» и «Москва, которой нет», например, таким специалистам платят 3.000-4.000 рублей за экскурсию продолжительностью 1,5-2 часа. Гидам, работающим с иностранцами, платят в среднем по 700-800 рублей в час: оплата ниже, зато работа стабильнее — групп можно набрать сколько угодно и вести их в любое время в отличие от экскурсий для москвичей, которые проводятся на выходных, а в будние дни — только вечерами. Те, кто ведёт экскурсии в часы, свободные от основной работы, получают таким образом дополнительный доход порядка 30-40 тысяч рублей в месяц, работая гидом пару дней в неделю.
Фото: Артем Коротаев / ТАСС
У тех, кто посвящает этой работе больше времени, доходы существенно выше. «Мои постоянные сотрудники, которые работают в проекте Moscow free tour по 8 часов в день в графике „два через два“, постоянно проводят экскурсии для иностранцев. Зарплаты, ставки у них нет, они получают от туристов suggested donations (добровольные пожертвования), зарабатывая порядка 100-150 тысяч рублей в месяц», — рассказывает Айрат Багаутдинов, эксперт курса «Экскурсии как бизнес», создатель проекта «Москва глазами инженера».
Вариант второй — работать одному, придумав свой уникальный проект, посвящая ему всё свободное время и активно продвигая его в соцсетях. Если идея заслужит внимания у почтенейшей публики — то удастся зарабатывать те же 100-150 тысяч рублей в месяц. Айрат Багаутдинов вспоминает, что именно такие деньги он получил через два-три месяца работы созданного им проекта «Москва глазами инженера». В то время Айрат был единственным его сотрудником и один вёл «инженерные» экскурсии.
Фото: Иван Гущин / Strelka Institute
Эксперт курса «Экскурсии как бизнес», создатель проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов и маркетинг-директор городского сервиса Kudago Максим Полкунов (слева).
Третий вариант — открыть собственный проект, нанять людей и тем самым масштабировать бизнес. Тогда вы будете работать уже не столько гидом, сколько менеджером: искать партнёров, налаживать контакт с турбюро и другими заказчиками, создавать собственную команду. «При таком подходе зарплата успешного управленца может подняться и выше 200 тысяч, — объясняет контент-менеджер онлайн-школы Vector Александра Бессонова. — Курс онлайн-школы Vector учит, как создать продукт для любой из этих трёх моделей: кто-то сможет сделать отличную авторскую экскурсию и успешно работать с платформами-агрегаторами, а кто-то, будучи независимым гидом, распишет бизнес-процессы, научится эффективнее использовать собственное время и ресурсы — и поднимется на новый уровень в организации экскурсионного бизнеса».
Новые форматы
Что вызвало рост числа экскурсионных бюро в Москве, затрудняются объяснить даже эксперты. Независимые гиды не подлежит у нас обязательной аттестации, такая ситуация не менялась десятилетиями, так что «выстрелить» тема могла и в 2000-м, и в 2010-м, но произошло это только четыре года назад.
«Скачок числа новых ярких экскурсий, рассчитанных на горожан, а не на туристов, произошёл в 2012 году, — рассказывает Айрат Багаутдинов. — Я тогда сделал уже почивший теперь в бозе проект «Гуляй-Город», и тогда же прекрасные Марта Агеева и Юля Абрамова создали «Экскурс-бюро №1», которое делает замечательные экскурсии для влюблённых – по романтическим местам, и для девушек — про моду. Опять же в 2012-м Паша Гнилорыбов открыл бюро «Моспешком» со слоганом «Учим любить Москву». Удивительная штука — эти проекты возникли в один год. Почему именно тогда все решили, что как раз сейчас Москва этого хочет – невозможно понять. Видимо, столица сама заставляет горожан в определённый момент отрабатывать определённые архетипы».
Сейчас количество негосударственных городских экскурсионных бюро продолжает расти и приближается к двадцати. Часть из них представлена на ресурсе tripster.ru. Тенденция набирает такую популярность, что в этом году в Москве под девизом «экскурсии от местных для местных» впервые прошёл фестиваль «Открытая карта», рассчитанный на профессионалов своего дела, которые проводят экскурсии по профильной теме или только собираются этим заняться.
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Посетители смотровой площадки на 58-м этаже башни "Империя" бизнес-центра "Москва-Сити".
Разнообразие форматов столичных экскурсий впечатляет: это и экскурсии-спектакли, и «экскурсии на бегу» протяжённостью от трёх до семи километров. Бюро «Под землю»предлагает принять участие в путешествии по коллекторам столичных малых рек, а проект «Бегущий город» разработал вариант экскурсий-квестов, напоминающих соревнования по спортивному ориентированию, только проводятся они не на природе, а в мегаполисе.
Такое разнообразие новых форматов не случайно — москвичи уже неохотно идут на обычные экскурсии, организованные «по старинке». Вот что рассказывает директор по маркетингу и PR городского сервиса Kudago Максим Полкунов: «Действительно, есть определенный тренд на то, что типичные походы с гидом привлекают всё меньше внимания. Гораздо больший пользовательский интерес вызывают экскурсии с каким-то уникальным предложением, интерактивными элементами, когда предлагается дополненная реальность или актёрская работа. Из представленных на нашем ресурсе наибольшей популярностью пользуются экскурсии по смотровой площадке «Москва-Сити», на киностудию «Мосфильм» и «Ночная Москва у ваших ног» — на Останкинскую телебашню».
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Диггеры во время экспедиции в коллектор подземной реки Таракановки.
Средняя цена экскурсии по Москве — 500 рублей с человека. Стоимость колеблется незначительно.
Даже парки начали менять форматы экскурсий, уводя группы всё дальше в город. «У нас есть классические экскурсии по истории парка, которые сложились за много десятилетий, и они довольно популярны. Но по опыту парка «Музеон» могу сказать, что отлично «заходят» и менее очевидные темы, — объясняет заместитель PR-директора Парка Горького Екатерина Абрамова. — Например, тур по флоре и фауне парка. Мы запустили сезонные экскурсии с биологами МГУ и другими специалистами. И результат: даже те, кто всё знал про Музеон
, вновь стали приходить к нам. Формат был очень популярен, всегда — sold out. А для парка это, безусловно, была имиджевая составляющая. После мы даже решили сделать выход в город и водить экскурсии по не связанными с нами местам: в типографию, на радио, в мастерскую художника. Билеты распродавались моментально».
Экскурсии и бизнес
Одновременно с всплеском активности энтузиастов на экскурсии обратил внимание бизнес — как на инструмент, позволяющий привлекать клиентов. Хороший пример — первый московский океанариум, открытый в торговом центре «РИО» на Дмитровском шоссе — специально для привлечения покупателей. Затея оправдалась — с того момента, как сюда стали водить экскурсии, посещаемость самого ТЦ выросла на 35 процентов.
Александр Устинов, директор по развитию управляющей компании RD Management, называет такой формат работы с аудиторией «экскурсионным трафикогенератором»: «Для рынка недвижимости характерны четыре типа экскурсий: „профессионалы для профессионалов“ (Property & Facility Tours), экскурсии как инструмент продажи своих услуг (чаще всего это — неотъемлемая часть любого тендера), экскурсии от собственников для потенциальных арендаторов и виртуальные туры, как инструмент взаимодействия с коммерческой недвижимостью.
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Если к этому добавить событийный маркетинг, который также включает сторителлинг и уникальное предложение, ориентированное на «вовлеченность аудитории», то получается новый продукт на рынке, который можно охарактеризовать как экскурсионный трафикогенератор. Он способствует продвижению объекта для абсолютно разной аудитории. Экскурсии позволяют формировать и даже управлять общественным мнением — это своего рода пример „правильного“ вирусного маркетинга».
Говорить, что экскурсии уже стали в Москве инструментом воздействия на общественное мнение, ещё всё-таки рано. Но таким потенциалом они несомненно обладают. Это продемонстрировали активисты движения «Архнадзор», которые с 2008 года используют экскурсии как инструмент привлечения общественного внимания к зданиям, находящимся под угрозой уничтожения. Во многом именно благодаря таким экскурсиям им удалось отстоять Хитровку, Рождественскую церковь в Кадашах и Шуховскую башню.
Не обязательно быть экспертом
Таким образом городские экскурсии незаметно переродились за последние годы, предлагая пользователям новый вид интерактивных развлечений, краеведам — инструмент по акцентированию общественного внимания, а бизнесменам от недвижимости и торговли — дополнительный способ привлечения лояльной аудитории.
Независимые гиды хорошо зарабатывают, так что для кого-то эта профессия может стать источником дополнительного заработка, а для кого-то — работой мечты и делом всей жизни. И если вы обладаете ораторскими качествами, не тушуетесь перед незнакомой аудиторией и умеете легко отвечаеть на неожиданные вопросы, то почему бы не попробовать себя в новой профессии? Ведь, как выясняется, создать уникальную экскурсию можно, даже не являясь экспертом. Достоточно уметь искать и объединять качественную информацию из открытых источников.
Айрат Багаутдинов вспоминает, что первую экскурсию для иностранцев он провел через три недели после переезда в Москву. Подготовил её, посидев несколько вечеров за книгами и в интернете. И это была эмоциональная и увлекательная экскурсия, которая принесла ему хорошие отзывы и вдохновение, позволившее открыть инженерное направление в московском экскурсионном бизнесе.
Источник: moslenta.ru
Отдых в России. Гость - зампред партии "Зеленые", член Общественной палаты Московской области Елена Гришина.
Собираясь в долгожданный отпуск, никто из нас, даже самый зажиточный не горит желанием пускать на ветер свои деньги