USD:
EUR:

Россияне отказываются от летнего отдыха

По данным Левада-центра, 26% россиян в этом году не поедут отдыхать, но реальное количество бронирований туров, по сравнению с прошлым годом, пока не снизилось.

Текст: Екатерина Трофимова
Фото: Коллаж © Ridus.ru

Россияне отказываются от летнего отдыха

Более четверти россиян (26%) в этом году отказались от летнего отдыха. Это максимальный показатель с 2000 года, свидетельствуют данные опроса Левада-центра. Годом ранее таких граждан было всего 19%, в 2014 году — 16%. Еще 21% собираются провести отпуск на даче. И примерно столько же респондентов (20%) заявили о том, что останутся дома и будут заниматься своими делами.

За границу собираются всего 3% граждан — в два раза меньше, чем в прошлом году. Неизменным осталось количество тех, кто намерен отдохнуть на Черноморском побережье Кавказа (5%) и в других городах или селах России — 7%. А вот в Крым поедут 4% против прошлогодних 5%. Не определились с выбором 16% опрошенных.

Что касается Крыма, спрос на организованные туры есть и динамика положительная, отмечает президент Альянса туристических агентств Андрей Гаврилов. Сегодня туроператоры предлагают на данном направлении традиционные пакетные туры, включающие перелет, проживание и даже некоторые элементы all inclusive, к которому российские туристы так привыкли. По данным Министерства по туризму и курортам Крыма, в этом году полуостров планирует принять 6 млн человек, это все равно больше, чем в 2015 году.

Зафиксированное социологами снижение интереса, возможно, касается самостоятельных путешественников, пользующихся авиационным транспортом. Некоторые системы бронирования и продаж авиабилетов отмечают снижение спроса на авиаперелеты в Крым из-за некоторого повышения цен. А когда стоимость перелета «зашита» внутри пакета, этого подорожания нет. Как правило, туроператор заранее выкупает целые блоки мест, что и само по себе обходится дешевле.

Такая разная статистика

В целом, по словам эксперта, ситуация на туристическом рынке пока стабильна, и зафиксированные социологами цифры не находят подтверждения в реальном спросе — он остается как минимум на уровне прошлого года.

«Мы внимательно следим за результатами таких опросов, и их данные разные. По некоторым опросам, заинтересованность в поездках или в отдыхе в России и за рубежом упала на 5%, где-то другие цифры приводятся. Это можно рассматривать с точки зрения информации, но нам как бизнесу принимать это в качестве руководства к действию сложно и, наверное, не совсем правильно. Потому что есть определенные методики опросов, и многое зависит от того, как они сформулированы. Кроме того, нужно еще учитывать психологию нашего туриста. Туристы до последнего ждут, анализируют, прикидывают свои финансовые возможности. И часто в последний момент решаются поехать, и едут», — пояснил «Ридусу» Андрей Гаврилов.

Его слова о большом разбросе результатов подтверждают данные другой исследовательской компании, Nielsen, согласно которым всего 14% россиян не хотят брать отпуск этим летом, еще 27% проведут его дома, 33% — в деревне или на даче, а путешествовать по России или за рубеж собираются 37% респондентов. При этом 27% планируют ехать в Сочи и другие курорты Краснодарского края, 17% — в Крым. Правда, это исследование проводилось еще в апреле.

ВЦИОМ, в свою очередь, в конце мая выяснил, что остаться дома планируют 45% россиян. Провести отпуск на даче — 35%. На Черноморском побережье Кавказа и в Крыму — по 8%, в других городах России — 9%, за рубежом — 3%. Варианта отказа от отпуска в этом опросе не было.

Оптимистичная реальность

Судя по статистике бронирований, текущий год никак нельзя назвать самым провальным за последние 10−15 лет, считает Андрей Гаврилов. Два года назад ситуация была более тревожной: девальвация рубля привела к резкому подорожанию турпутевок, и наблюдался спад спроса в среднем на 30%, а по некоторым направлениям — до 50%. В прошлом и в этом году колебания курсов уже не были столь резкими, поэтому туристы имеют возможность хоть как-то планировать свой отдых.

Возможно, по некоторым направлениям есть спад и сегодня на 5−10%, но это не критичные цифры. Зато по другим маршрутам спрос, наоборот, значительно вырос. В передовиках Греция, Кипр и некоторые другие европейские страны.

В плюсе и страны ближнего зарубежья — Грузия, Абхазия. Традиционно неплохо идет Белоруссия. Потихонечку набирают обороты Азербайджан и Киргизия, которая стала активнее позиционировать себя на туристическом рынке. Конечно, речь идет не о миллионах туристов, но тенденция к росту турпотоков по данным направлениям налицо. Из дальнего зарубежья неплохую работу по привлечению российских туристов проводят Болгария, Черногория и Хорватия. Есть хорошие предложения по Италии, Испании, Франции. Таиланд закрепился на высоком месте и не сдает позиций. И, конечно, стабильно растет спрос на поездки внутри страны.

Андрей Гаврилов отмечает и еще одну приятную для турбизнеса тенденцию: увеличение глубины продаж в этом году. «Сейчас, и даже в мае уже продавались и бронировались туры на август-сентябрь. Здесь картина пока достаточно позитивная, и в целом на сегодняшний момент критическим назвать состояние по реализации туристических продуктов как за рубеж, так и внутри России, конечно, нельзя», — резюмирует он.

Также в рубрике
Фотовыставка «Красная Поляна. Что это для тебя?» пройдет с 4 по 14 октября на Тверском бульваре в Москве. В день открытия 4 октября выступит издатель журнала «National Geographic Россия» Ирина Ковалевич и коммерческий директор Курорта Красная Поляна Яна Перепечаева
 0
После строительства транспортной инфраструктуры число желающих отдохнуть в регионе увеличится в полтора раза.
 0