Космонавтика - визитная карточка России на туристической орбите
В Совете Федерации стартовал Год Юрия Гагарина
Фото: журнал «Отдых в России»
12 апреля 1961 года 27-летний Юрий Гагарин первым в мире совершил свой легендарный полет в космос, открыв человечеству дорогу к звездам.
Грядет 12 апреля – Международный день космонавтики. Для России это особый день. В этот день наша страна стала первой. Навсегда. Ведь именно советский человек 55 лет назад первым в истории человечества стартовал в космос, облетел земной шар и успешно приземлился на берегу родной Волги. Были потом и другие достижения: первая женщина-космонавт на нашей Планете, первый выход в открытый космос, первая в мире орбитальная станция. Есть все основания утверждать: Россия – великая космическая держава.
А что же российская туриндустрия? Как она использует в своей практике этот могучий ресурс?
В Совете Федерации по инициативе «Роскосмоса» и при поддержке программы «Москва Космическая» и журнала «Отдых в России» стартовал Год Гагарина.
Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров обратился к Председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко и всем членам Совета Федераций с речью, в которой призвал принять активное участие и содействовать акции в своих субъектах Федерации. РОСКОСМОС в ознаменование этой вехи в истории Земли объявляет 2016-й год «Годом Юрия Гагарина». Будут выставки и телепрограммы, радиоэфиры . Символично, что первый пуск с первого гражданского космодрома России – космодрома ВОСТОЧНЫЙ – состоится в этот, юбилейный «гагаринский» год.
Надо сказать, объектов показа, связанных с космосом и космической отраслью, в России множество. Есть и туристические маршруты, завязанные на эти объекты. Однако все они до 2013 года был разрознены, не объединены в единый бренд.
Началось все в 2013 году, когда компания «Атлантиc Лайн» анонсировала проект «Москва космическая», который был даже презентован многим странам, и некоторые из них уже собираются на базе этого проекта создать глобальный международный проект.
- Раздумывая о том, как продвинуть Россию на международном туристском рынке, решили, что в первую очередь нужно создать какой-то мощный бренд, который бы базировался на нашем национальном достоянии, - говорит автор проекта, Вице- президент Всемирной Туристской Организации в системе ООН ( UNWTO) Наталья Андронова.- Таким достоянием является космическая отрасль, которая, по нашему мнению, может и должна стать визитной карточкой нашей страны и Москвы в том числе.
- Надеемся что при поддержке сенаторов, - продолжает Наталья Андронова, - акция получит продвижение в регионах, где очень важно повышать интерес молодежи к достижениям отечественной космонавтики и к космосу в целом
А популярность этого вида туризма огромная: второй в мире по посещаемости после Лувра музей – это Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне. Через его залы ежегодно проходят свыше 8 млн. человек. Так появился проект «Москва космическая». Собственно говоря, это такой своего рода кластер, объединяющий различные объекты, связанные с освоением космоса: Мемориальный музей космонавтики, где расположены интерактивный корабль «Буран» и миниатюрный центр управления полетами, музей авиации и космонавтики, дом-музей Королева, Центр подготовки космонавтов в Звездном городке, Московский планетарий, Геологическом музее РАН, где представлена большая коллекция метеоритов. Нас очень активно поддержали космонавты, Ростуризм, правительство Москвы, Роскосмос.
Проект «Москва космическая» также призван поднять престиж России в глазах ее граждан, возродить чувство гордости за нее. Он получил высокую оценку Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) как самый инновационный в сфере туризма и городской инфраструктуры.
«Москва космическая» – это многофункциональный проект: и просветительский, и образовательный, - продолжает Андронова.- Уже создана специальная кафедра по теме «Москва космическая» в МГИИТе, где «куют» основные кадры для российской туротрасли. Она будет готовить экскурсоводов для планетариев и музеев.
По словам Натальи Андроновой, сначала проект был городским, потом разросся до федерального, превратившись в «Россию космическую». В перспективе он может стать международным. Вдохновившись им, даже некоторые страны Африки сейчас открывают свои небольшие музеи космонавтики и ставят памятники Гагарину.
С наполнением проекта «Россия космическая» проблем нет. «Космических» объектов показа в нашей стране предостаточно. Например, в Калуге могут предложить маршрут «Калуга - колыбель космонавтики», который включает в себя музей истории космонавтики и планетарий, дом-музей Циолковского и дом-музей Чижевского. Совместно со Смоленской областью, родиной Юрия Гагарина, Калуга продвигает межрегиональный маршрут «Шагнуть к звездам». Есть несколько объектов в Алтайском крае.
- У нас есть замечательный музей космонавтики, который находится недалеко от федеральной трассы Чуйский тракт. Его ежегодно посещают представители отряда космонавтов, - говорит член Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти Алтайского края Михаил Щетинин. - Алтайский край – это родина космонавта №2 Германа Титова. Он родился в селе Верхнее Жилино. Вы знаете, что он является самым молодым космонавтом в истории космонавтики? На момент полета Титову было 25 лет. Есть еще один космонавт, который родился в Алтайском крае, - Василий Лазарев. Наконец, Валентина Терешкова приземлилась на нашей земле. Если говорить о крупных туристических маршрутах – это Большое и Малое Золотое кольцо Алтая. Все объекты, связанные с покорением космоса, включены в эти маршруты.
В России есть еще и космодромы, куда можно организовывать экскурсии,– Плесецк, Капустин Яр, строится космодром Восточный.
Подключилась к работе с туристами и Объединенная ракетно-космическая корпорация. Она намерена открыть для посещений отраслевые музеи, ранее закрытые для широкой публики. И это очень важно, так как именно в этих музеях можно узнать о сегодняшних достижениях российской космонавтики и перспективных разработках в отличии от открытых музеев, где представлена история. В Москве такой музей есть в институте космических исследований и возможно в институте медико-биологических проблем. А еще есть работающие на космическую отрасль НПО имени Лавочкина и НПЦ имени Хруничева.
- Мы хотим упростить вход в эти музеи, обеспечив доступ прямо с улицы, и привлечь туроператоров, которые могли бы создавать туристический продукт, - говорит директор департамента общественных связей ОРКК Дмитрий Шишкин. - Также будем развивать туризм по линии патриотических госпрограмм: в этом году подписали соглашение с Военно-историческим обществом, которое будет организовывать экскурсии детей в наши ведомственные музеи.
По его словам, собственные музеи есть практически у всех предприятий космической отрасли. При этом экспозиция любого крупного космического предприятия по количеству реальных летательных авиационно-космических аппаратов превосходит коллекцию Мемориального музея космонавтики на ВДНХ.
Проект «Москва космическая», по мнению Натальи Андроновой, которая является членом экспертного совета комитета социальной политики в Совете Федераций, оказался очень востребованным. Приходит огромное количество заявок из разных городов России и стран. Но что хочется сказать. На фоне роста популярности «космических» маршрутов, почему-то растет и число подростков, которые не знают историю космических достижений СССР и России. Доходит до того, что многие школьники не могут ответить на вопрос: «Кто такой Юрий Гагарин?».
Член Совета Федерации от законодательного органа государственной власти Томской области Игорь Чернышев считает, что долю вины в этом должно взять на себя минобразования. По его словам, нужно создавать образовательные проекты, которые бы где-то входили в обязательную школьную программу, а где-то на факультативной основе популярно рассказывали о прошлом, настоящем и будущем российской космонавтики.
По мнению сенатора Михаила Щетинина, не дорабатывают и медиа.
- У нас должны быть больше внятных образовательных, детских, научно-популярных программ на телевидении, а не засилье западных фильмов, - говорит он.
А член Совета Федерации от правительства Тульской области Юлия Вепринцева полагает, что государство недостаточно активно популяризирует космическую отрасль.
- Патриотическое воспитание молодежи нужно начинать не со школьного возраста, а раньше, со старших групп детского сада, и делать это в игровой форме, - заявила она.
Именно так и мыслит генеральный директор туркомпании «Орфей» Михаил Романов, который в канун Дня космонавтики дал старт всероссийской акции «Поздравь родных и близких с 55-летием первого полета человека в космос». В Великом Устюге в резиденции Деда Мороза он устроил выставку поздравительных открыток на космическую тему. Все открытки из его коллекции, которую он собирает на протяжении 10 лет. В рамках выставки прошла презентация самой большой в мире поздравительной открытки размером 4,2 на 2,8 метра. Ко Дню космонавтики были выпущены и ее копии обычного размера. Выставку посетил Герой России космонавт Олег Артемьев.
Проект Натальи Андроновой «Россия Космическая» и журнал «Отдых в России» продолжат в Год Гагарина большое «космическое путешествие» по стране, рассказывая о многих туристических объектах, связанных с темой космоса. Надеемся, что при поддержке сенаторов акция получит продвижение в регионах, где очень важно повышать интерес молодежи к достижениям отечественной космонавтики.
Евгений Гудов уверен, что мультимедийные выставки принесут прибыль: он вложил более 150 млн рублей в проект "Люмьер–холл" и открывает планетарий за 300 млн рублей.