Как вернуть соотечественников на российские курорты?
Мнение специалистов
В преддверии Первого Национального туристического форума «Отдых в России 2016» мы публикуем мнения профессионалов турбизнеса.
На недавнем Экспертном Совете по развитию туризма при фракции КПРФ Государственной Думы прозвучали весьма острые вопросы, касающиеся санаторно-курортного комплекса России.
Об этом журналу «Отдых в России» рассказала Маргарита Немоляева, к.э.н., доцент , разработчик Государственной системы классификации гостиниц, президент Ассоциации «Отель Эксперт», член Экспертного Совета по развитию туризма .
- Проблемы развития санаторно-курортного комплекса настолько объемны, что, наверное, потребуют для своего решения отдельного заседания Госсовета. Об этом, кстати, год назад в Ялте говорил президент России Владимир Путин. В поручениях президента правительству - до марта совместно с органами исполнительной власти регионов провести инвентаризацию государственных и муниципальных санаторно-курортных учреждений, проанализировать состояние санаторно-курортного комплекса и представить предложения о мерах по его развитию, разработать новые подходы к решению проблем…
Россия обладает огромными ресурсами для развития рекреационного туризма, который позволяет сочетать отдых и оздоровительные процедуры.
Кстати, почему так велик поток российских туристов на спа-курорты Европы, Турции, Туниса, Израиля?
Одна из причин – традиция. В советский период россияне привыкли использовать свой отпуск для оздоровления на курортах. Развитие санаторно-курортного отдыха было большим достижением СССР, что позволило нам накопить уникальный опыт. Его мы должны активно использовать сегодня!
Очень важен для нас и опыт спа-курортов западных стран. Нужно признать, мы проигрываем в конкуренции: многие наши соотечественники предпочитают сегодня отдыхать на зарубежных курортах, несмотря на то, что Россия располагает уникальными ресурсами - 4 тысячи различных источников минеральных вод, характеризующихся широким диапазоном химического и газового состава и 700 месторождений лечебной грязи!
Чем же привлекают зарубежные курорты?
Прежде всего - сервисом, а также СОЧЕТАНИЕМ ОТДЫХА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР! В наших санаториях всё было подчинено только ЛЕЧЕНИЮ, то есть человек, переступая порог санатория, попадал в лечебное учреждение, где даже не шла речь об отдыхе и развлечениях. Начнём с того, что даже чтобы попасть в санаторий требовалось направление врача и наличие какого-либо заболевания. В 90-х годах многие санатории пришли в упадок, и стали даже появляться санатории без лечения, поскольку лечебное оборудование пришло в негодность. С другой стороны, санатории, которые выжили в эти трудные годы, провели реконструкцию, повысили уровень сервиса, подняли цены так, что стали малодоступными для широкого круга потенциальных отдыхающих. А уровень сервиса в них при этом всё-таки оставался значительно ниже, чем на зарубежных курортах.
Вот, с этого и нужно начинать в первую очередь - поднять уровень сервиса в наших здравницах!
Для этого НУЖНО УДЕЛЯТЬ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. А в России идёт сокращение не только вузов, но и количества выпускаемых специалистов по направлениям «Туризм», «Сервис» и «Гостиничное дело». В 2014 г. впервые отмечено сокращение на 13% вузов, готовящих кадры для туризма и уменьшение выпуска специалистов для сферы гостеприимства также на 13%.
Нужно изменить саму методику преподавания, используя активные формы обучения. Нужно, чтобы преподаватели работали непосредственно на объекте, используя такие формы как тренинги, мастер-классы, нужны программы, разработанные для каждого конкретного объекта.
Такая практика сегодня есть и широко используется в московском институте МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича, где занятия по таким программам проводят специалисты-практики, используя опыт тренингов, проводимых «сетевыми» гостиничными операторами.
У российских туристов должна быть возможность выбрать место для проведения отдыха, исходя из соотношения цены и качества. Для этого необходимо провести классификацию всей имеющейся санаторно-курортной базы на основе разработанной и действующей в нашей стране системы классификации гостиниц и иных средств размещения, которая включает требования к санаториям, домам отдыха и другим аналогичным средствам размещения.
Это обеспечило бы туристам возможность получения достоверной информации об ассортименте и качестве оказываемых в том или ином санатории услуг, включая состояние используемого оснащения и оборудования. Предусмотренная и действующая в настоящее время единая информационная база-Федеральный Перечень классифицированных средств размещения, публикуемый на Федеральном сайте: www. классификация-туризм.рф способствует решению этой задачи.
Служба информации РТ
Как туризм сделать прибыльной отраслью российской экономики.
Его создание анонсировал глава полуострова Сергей Аксёнов