USD:
EUR:

Отпуск на грядках и у телевизора

Россияне неожиданно для себя получили коллективную турпутевку в СССР

Отпуск на грядках и у телевизора

Российский туризм стремительно возвращается в СCCР, когда отдых за границей был недоступен народным массам по политическим причинам, а родные курорты не вмещали физически даже тех, кто смог накопить на отдых у моря. «Закатиться в Сочи» при таком раскладе вскоре смогут только избранные, а большинству россиян придется проводить свой законный отпуск по старой памяти — на дачных грядках или дома у телевизора.

Ростуризм нашел, чем похвастать на фоне закрытия для россиян двух главных зарубежных направлений отдыха — Турции и Египта и продолжающейся с небольшими перерывами второй год подряд вереницы банкротств российских туроператоров.

Слабый рубль способствовал рекордному за семь лет притоку в Россию зарубежных туристов. Нам у них отдыхать непомерно дорого, зато им у нас — беспримерно дешево.

По данным Росстата, Россию за девять месяцев посетили почти 20,7 млн человек, что на 8% больше по сравнению с 2014 годом. Чаще всего к нам приезжали в качестве туристов (иногда так маскируются и деловые поездки) граждане Китая – 583,6 тыс. человек. В тройку лидеров, как и в 2014 году, попали Германия и США: тут никакие санкции не сказываются. В топ-10 также представлены Турция (подсчет велся до инцидента с Су-24), Израиль, Великобритания, Республика Корея, Италия, Испания и Франция. При этом число путешественников, приезжающих в Россию из стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, растет. А из западных стран пока не уменьшается.

Но россиян, естественно, больше интересуют перспективы собственного отдыха. Берущие все новые высоты доллар и евро будут все плотнее закрывать для нас Европу. Дауншифтинг нулевых, когда можно было сдавать квартиру в Новосибирске и припеваючи жить по полгода в Индии или Таиланде, остался в прошлом. Теперь для нас даже Азия дороговата. Люди поняли, что кризис надолго и тратить последние деньги на подобные турпоездки не время.

Опрос «Газеты.Ru» подтверждает: 67% читателей будут проводить новогодние каникулы дома или в гостях.

Россияне неожиданно для себя получили коллективную турпутевку в СССР.

Спустя 25 лет мы снова оказались в реальности, в которой люди усиленно копят деньги на поездку в Крым или Абхазию. Прибалтика теперь опять предел мечтаний. Как и тогда, там часто бывает российская элита, покупает роскошные дома в Юрмале или квартиры в Риге. А наши туристы снова вспоминают бывших соседей по СССР — Грузия, Армения, Абхазия. Кроме того, всегда под боком есть гостеприимная и пока относительно дешевая Белоруссия.

Причем, выбирая между отдыхом в России и СНГ, те, у кого есть на это деньги (по статистике, почти две трети россиян в последние три года вообще не выезжали за пределы РФ), выбирают ближнее зарубежье. Потому что там море, горы (если ехать зимой) и, главное, дешевле.

Сколько бы глава Ростуризма Олег Сафонов ни пытался убедить нас в том, что «необходимость пляжа — это навязанный россиянам стереотип», людям нужен отдых на море. И желательно не только на Карском. Людям требуется тепло. Так было в СССР, так есть и сейчас. Так уж получилось, что России с пляжными широтами повезло не очень. Есть, конечно, Крым и Сочи. Но ни Ялты летом, ни Сочи круглый год на всех не хватит.

Жителей Кубани уже просят не ездить в сочинскую Красную Поляну на Новый год — и так места мало.

К тому же российские курорты делают все возможное, чтобы не стать доступнее для россиян.

Надеются, что все равно будет аншлаг, особенно после «закрытия» Турции и Египта. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе сообщила, что расположенные на черноморских курортах российские отели уже заявили о росте цен на следующий год на 30%. «Курорты пребывают в некоторой эйфории, ожидая, что все туристы, не поехавшие в Турцию и Египет, поедут к ним. Но все поедут, только если не будет повышения цен. Если эта эйфория у курортов не пройдет, это изменит картину спроса, туда никто не поедет с такими ценами», — цитирует «Интерфакс» слова Ломидзе.

Есть популярная точка зрения, что выездной туризм российские власти ограничивают ради того, чтобы граждане поменьше вывозили за рубеж валюту. В этом может быть доля правды. Отправка туристов всегда сопровождается вывозом денег в другие регионы или страны. Рабочие места появляются лишь в сфере организации туризма и отчасти в перевозке этих туристов. Государство рассуждает примерно так: стоит ли добывать нефть, качать ее по длинной трубе за рубеж, чтобы продать эту нефть и получить валюту, которую граждане туристы вывезут обратно в иностранные государства? Поэтому власти и стремятся развивать внутренний туризм, часто вводя жестокие экономические барьеры на пути выездного.

Но все-таки главная причина — наши конкретные политические и экономические барьеры. В Турцию и Египет российские туристы, разумеется, не прекратили бы ездить, не будь запрета. Но турпоток все равно начал бы падать из-за падения доходов населения.

В России пока никаким осмысленным развитием внутреннего туризма не пахнет, хотя его стихийный рост, если больше некуда поехать, на ближайшие годы обеспечен.

Мы приближаемся к советским временам, когда тот же Сочи был доступен в основном для крупных руководителей, нефтяников Сибири и Крайнего Севера, а также верхних слоев «воровского мира». Уже сейчас там отдыхают в основном чиновники и силовики, которым запретили по тем или иным причинам ездить за рубеж или которые сами не хотят светиться на заграничных курортах. Кроме того, после Олимпиады там действительно появилась мощная, очень приличного уровня инфраструктура, чего не скажешь о большинстве других туристических направлений России.

В результате к концу 2015 года в туризме мы имеем чуть более приличный, чем в СССР, сервис, но по европейским ценам.

Наш выездной туризм как отрасль фактически стал банкротом, а внутренний сильно стопорит отсутствие мест на курортах и денег у большинства россиян. Доехать зачастую невозможно — дорог нет, равно как и мотелей вдоль них, а на самолетах дороговато. Это все еще требует многих лет развития и миллиардов вложений. Конечно, можно, воспользовавшись дешевым рублем, сосредоточить все усилия на том, чтобы стать туристической страной для других. Не отдохнем, так хотя бы валюту заработаем…

Правда, как показывает опыт развитых туристических держав (той же Испании, которой туризм дает чуть ли не 15% ВВП), для этого сначала надо сделать привлекательной собственную страну. Не только для чужих, но и для своих.

Источник: www.gazeta.ru

Также в рубрике

Ценители старины просят власти столицы перенести знаменитый монумент и восстановить Страстной монастырь

 0

Турпутевки в Крым в этом году продаются чуть менее активно, чем в прошлом

 0