Полуостров во тьме: как блэкаут изменил жизнь крымчан?
В некоторых поселках люди всю неделю живут без электричества
С 1 декабря крымские санатории и здравницы перестанут принимать отдыхающих, а медицинская помощь самим жителям полуострова будет ограничена. Исключением станут только дети до трех лет и призывники, сообщают в МЧС республики. Блэкаут Крыма уже внес серьезные изменения в жизнь людей, в некоторых поселках Южного берега Крыма электричества не было уже всю неделю.
«То потухнет — то погаснет» — примерно так включалось электричество в большинстве крымских городов. В начале недели правительство Крыма опубликовало график включения электроэнергии. Планировалось, что электричество должно быть доступно в течение трех часов в сутки любому крымчанину. Но пунктуальность соблюдения этого графика очень сомнительна.
Энергетическая блокада особо остро ударила по маленьким поселкам Южного берега Крыма (или, как его коротко называют, ЮБК) и горной части полуострова. В некоторых населенных пунктах электроснабжение ни на минуту не возвращалось.
Маленькие поселки на южном берегу оказались совсем заброшенными. Высокий курортный сезон завершен, и внимания к проблемам жителей побережья заметно поубавилось. В Малый Маяк, Партенит, Изобильное свет вернулся только на третий день после энергоколлапса. А в Солнечногорском и Малореченском районах в часть поселков его не вернули до сих пор. Жители этой части полуострова оказались в информационном вакууме — не работает телевидение, интернет, перебои с мобильной связью. И если в частном секторе проблему с энергоподачей решают с помощью генераторов, то проживающим в квартирах повезло меньше.
«Мы уже два дня живем с полностью разряженными телефонами. Проблему с приготовлением еды решили так — построили с соседями мангал прямо во дворе. Готовим по очереди. Детей отправили к родственникам в Краснодар, все равно в школах вынужденные каникулы. 20 месяцев прошло со дня референдума — могли бы и подумать о том, что независимость — это еще и независимое обеспечение энергией и продуктами. Причем не только Севастополя и Симферополя, но и маленьких поселков», — говорит Василий, житель Изобильного.
И если многоквартирные дома на ЮБК в большинстве своем все же дождались включения света, то владельцы эллингов и частных гостиниц из сумрака так и не вышли. Оказалось, по документам большинство этих сооружений оформлены как нежилые строения. Потому и в график «веерных включений» не попали. Тем временем в частных гостиницах и эллингах продолжают жить люди. Среди них немало беженцев.
Ирина с семьей переехала из Донецка к дальнему родственнику в Малореченск больше полугода назад. Троюродный дядя поселил их в собственном эллинге. Жизнь на берегу моря казалась раем после постоянных обстрелов и бомбежек. Но счастье закончилось 22 ноября вместе с подрывами ЛЭП.
«Хозяин эллинга уехал еще в начале ноября погостить к детям во Владимирскую область. И, конечно, возвращаться пока не собирается. Нам уезжать некуда. У меня годовалая дочка. Муж и свекор пытаются подключить эллинг к какому-то генератору, чтобы хотя бы на час в сутки получать электроэнергию. Пока безуспешно. Соседи разъехались, и мы остались в темноте и холоде. Это ужасно», — жалуется молодая мама Ира.
Безутешным для Ириной семьи стал и прогноз погоды — на первую неделю декабря прогнозируют похолодание. Обогреватель подключить не к чему.
Жизнь на ЮБК теплится возле больших гостиниц. Таких как «Бристоль» в Ялте и «Агора» в Алуште. Там работают такие генераторы, что круглосуточно доступны и свет, и тепло, и горячая вода, и интернет. Но владельцы этих благ цивилизации стараются использовать их разумно и экономно. Экономят на приготовлении пищи. В пабе «Бристоль», например, пересмотрели меню. И предлагают исключительно блюда, приготовленные на мангале. Кстати, работа кафе и ресторанов в Крыму теперь тоже регламентирована. Электроэнергию им подают на один час в день. Продавать спиртное после 8 вечера нельзя. Владельцы заведений общепита написали об этом соответствующие расписки. В магазинах спиртное продают до 17 часов.
Цены на продукты питания, газовые баллоны заметно росли. Люди жалуются, что из-за перепадов напряжения горит техника — холодильники и телевизоры.
Крупные продуктовые магазины — супермаркеты, моллы — практически прекратили работу. Торговля продуктами питания не прекращается только в маленьких точках и на рынках.
Власти Крыма встревожены: контролировать качество продуктов практически невозможно. Хотя пока массовых вспышек отравлений не зафиксировано.
Больницы и поликлиники в крупных городах Крыма подключили к генераторам. В тех населенных пунктах, где сделать это невозможно, работают мобильные бригады медиков. Группы волонтеров вызвались развозить горячую еду в села и поселки, оставшиеся без электричества надолго.
Проблему отключенных терминалов тоже решили. Предприниматели освоили новую профессию — пополнение счета мобильного через свою банковскую карту с заранее заряженного ноутбука с личного модема.
Жители подстраивают свои бытовые проблемы под график включения электричества. Вместо кинотеатра — пешая прогулка по горам, вместо интернета и телевизора — библиотека.
Новости узнают из объявлений, развешанных возле административных зданий. И, конечно, пытаются приобрести личный энергогенератор. Цены на них взлетели на треть по сравнению с материковой частью страны. Некоторое опасение у крымчан вызывает поставка бензина. На заправках в районе ЮБК — очереди. Некоторые АЗС закрыты. Однако глава Крыма Сергей Аксенов уверяет, что паниковать не нужно.
«Топливо на территории республики находится в больших объемах — общий запас, если исходить из потребления, более 20 дней. Просто некоторые предприниматели провоцируют ажиотажный спрос: кто-то умышленно переходит на талоны, кто-то не завозит умышленно бензин, скорее всего, ожидая повышения цен», — пояснил Аксенов.
Сейчас четко по графику живет лишь Севастополь — свет подают по три часа каждые шесть часов. Жители знают расписание на два дня вперед. В некоторых микрорайонах, подключенных к электроснабжению военных объектов, подача света не прекращается ни на минуту.
В Севастополе работают больницы, банки, устойчивая мобильная связь и интернет.
Крым не сдается, но нервничает, уверяет политолог Андрей Бедрицкий. «Украина еще больше отдалила от себя Крым своими действиями. Кстати, есть такая шутка, сейчас она широко ходит не только в Крыму, но и вообще в интернете: «Крымчане вернутся на Украину только на танках и самолетах», — говорит Бедрицкий.
Большую тревогу у крымчан вызывает прогноз погоды. Прошлая неделя была теплой и солнечной — столбик термометра доходил до 20 выше нуля. Если же резко похолодает и начнутся декабрьские штормы, то появится еще и риск прекращения поставок товаров на полуостров.
Источник: gazeta.ru
Руководитель Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Елена Омельченко — о численности, составе и лояльности власти молодежных субкультур.