Кристалл-Балалайка: русская всенародная
Как в России появляются национальные музыкальные бренды?
У каждого региона, каждого народа есть свой музыкальный бренд, которым они гордятся. Журнал «Отдых в России» и сайт «Российский туризм» продолжают серию публикаций о музыкальных коллективах нашей необъятной страны. Мы уже рассказывали о дагестанском коллективе «Лезгинка». Сегодня наш герой – ансамбль «Кристалл-Балалайка», который по праву является музыкальной визитной карточкой Саратова.
Этот коллектив знают не только в России. Под зажигательные ритмы русских народных инструментов и голоса российских исполнителей отплясывают и в Америке, и в Европе, и в столицах, и в малых городах. Творческая группа, созданная более двух десятилетий назад в городе на Волге, в Саратове, сумела донести до широкого слушателя красоту русской музыки и самобытность нашего народа.
Может ли музыка стать национальным брендом, который привлечет в страну миллионы туристов? Как иностранцы принимают русскую народную музыку? Об этом и многом другом журналу «Отдых в России» рассказал руководитель и основатель группы Сергей Рябов.
Поворот, удививший Макаревича
- Сергей, насколько я знаю, ваша группа часто путешествует по миру, и даже название родилось именно благодаря путешествиям?
- Да, мы образовались в начале 90-х годов. Но первое время обходились без названия. Были просто коллективом, который безумно любит свое дело. Но уже в 1994 году нас пригласили выступать за границу. И мы решили, что как-то не солидно оставаться безымянными. Название родилось сразу. Первые годы ансамбль базировался во Дворце культуры Саратова «Кристалл». Отсюда – первое слово в названии коллектива. А второе пришло само собой: наш ансамбль народных инструментов, а балалайка – самый русский и колоритный из них.
- Песни в исполнении вашего коллектива преломляются и звучат совершенно по-новому. А как авторы относятся к перепевам?
- Андрей Макаревич, например, был приятно удивлен перепевом ансамблем своей песни «Новый поворот» в моей обработке. А Вячеслав Малежик подарил ансамблю две своих песни. Его «В деревне Занино» мы всегда исполняем на бис.
- А с чего все начиналось?
- В 1992 году я, учитель музыки и руководитель оркестра народных инструментов, создал ансамбль народной музыки “Кристалл-балалайка”. Это было сложное время: тогда заводы и фабрики выживали с трудом, чего уж говорить об учреждениях культуры. В итоге и мы остались без финансовой поддержки одного из местных заводов и отправились в свободное плавание. Основу нашего будущего коллектива составил детский ансамбль жалеечников “Гусята”, который раньше был частью оркестра. Вместе мы выступали на любой доступной площадке; шли туда, куда звали. Давали концерты прямо на улице. Параллельно с этим дети продолжали учебу в музыкальной школе, потом в консерватории. Росло количество и разнообразие музыкальных инструментов, накапливались профессиональные навыки, умение владеть залом. Потом добавили вокал, пригласили профессионального учителя по вокалу из Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, и лицо коллектива оформилось окончательно. Кстати, уже в 93-м на фестивале «Рождественские каникулы в Москве» коллектив получил свой первый гран-при.
Электро на балалайках
- В вашем репертуаре не только русская народная музыка?
- В нашей обработке звучит и городской романс, и популярные песни разных лет. Я уверен: все, что прошло многолетний отбор и прочно осталось в народной памяти, также имеет право быть отнесенным к народной музыке. Экспериментируем мы и с электронной музыкой. Однажды даже заняли первое место в номинации «Электронная музыка» на виртуальном фестивале «Интер-звезда», в котором приняли участие 3,5 тысячи коллективов со всей страны. Какая электромузыка может быть там, где тон задают балалайки и рожки? Музыканты и сами по этому поводу шутят: если, говорят, у нас на концерте отключат свет, мы все равно будем продолжать играть – живой звук, живые инструменты. Но плох тот музыкант, который не мечтает стать Элвисом Пресли. Вот и наши балалаечники решили поэкспериментировать и несколько композиций обработали в электронном ключе. Один иностранный продюсер пригласил наш ансамбль в Милан – провести там серию клубных дискотек.
- А помните свои первые зарубежные гастроли?
- Еще в 94-м мы открывали русские вечера на Кипре. А в начале 2000-х уже ездили с сольными концертами в США. К тому моменту нас уже знали во многих российских городах, и нам, конечно же, хотелось расти. И вот представился такой случай: мы получили приглашение в рамках программы международного сотрудничества городов посетить с концертами США. Мы выступали в штате Северная Каролина. Именно там участники группы впервые познакомились с музыкой в стиле Блю Грасс. Даже выступили в качестве почетных гостей на Большом двухдневном фестивале, где собрались лучшие исполнители, играющие в этом стиле.
Следующая поездка в США состоялась на десятилетие ансамбля, в 2003 году. Мы выступали на международном фестивале «Русская зима в Далласе». Тогда же побывали в Болгарии. С тех пор зарубежные гастроли стали неотъемлемой частью нашей концертной деятельности.
- Как вас принимают за рубежом?
- Судите сами. Мы четыре раза были в Штатах, и нас сделали почетными гражданами города Даллас в Техасе. Другой пример: в Варне ежегодно проходит один из лучших фольклорных фестивалей, и у них правило – программа никогда не должна повторяться, поэтому каждый год приглашают новых артистов. А нас попросили приехать дважды. Мы не просто музыку играем - мы парламентарии, утверждаем мир и показываем наши ценности на Западе, а самое хорошее, что есть у них, привозим сюда. Благодаря нам в Америке знают наш родной город - Саратов и русскую музыку. На Западе русских артистов принимают губернаторы, мэры. Как-то выступали в Венгрии, а тамошние журналисты потом объявили: их серьезный губернатор впервые улыбнулся благодаря русским артистам. А после концерта губернатор пригласил нас за стол переговоров и рассказал про экономику. А ведь, если приглядеться, культура и экономика – это единое целое: мы туда продвигаем нашу культуру, а они благодаря этому разрабатывают совместные с нами бизнес-проекты. К примеру, венгры после наших гастролей выпустили розовое вино «Балалайка-кюве». В общем, если Россия хочет пробиться на мировой рынок, нужно использовать все, включая русский язык.
- Получается, иностранному слушателю не чужда русская народная музыка?
- Звучание русских народных инструментов, которые рассказывают о загадочной русской душе, очень трогает их, они всегда просят исполнить что-то на бис, задают вопросы о нашей стране, о людях, признаются, что хотели бы побывать в России.
Сюрприз для Ельцина
- Вовремя сыгранная песня, как вовремя сказанное слово, может улаживать конфликты, решать какие-то вопросы. Вам помогала песня?
- Мы лично не раз убеждались, что музыка облагораживает. А может решить подчас судьбу целой губернии или повлиять на принятие важного экономического решения.– Однажды к бывшему губернатору Саратовской области Дмитрию Аяцкову приехал в гости Борис Ельцин. Визит был частный, президента принимали в Чардыме, загородной резиденции Дмитрия Федоровича. Как частенько бывало в таких случаях, он пригласил нас выступить. Перед концертом настроение у Ельцина было подавленное, видя это, Дмитрий Федорович тоже заметно нервничал. Видно, неудачно о чем-то поговорили накануне. Надо было срочно что-то придумывать, чтобы снять это напряжение. И тут наши девчонки вспомнили про «Уральскую рябинушку» и то, что Ельцин родом с Урала. С нее и решили начать. Ельцин как услышал, обрадовался: вот это, говорит, сюрприз! И все – атмосфера сразу разрядилась, куда только девались и плохое настроение, и скованность. Аяцков нас потом сильно благодарил: спасибо, ребята, удружили…
- А что за история с двойником Путина?
- Так наш один из лучших его музыкантов Сергей Карпов сильно похож на Владимира Владимировича. Однажды в Америке его увидели, стали кричать: смотрите, смотрите. Путин на балалайке играет!
- Что вы считаете самым большим достижением коллектива?
- То, что мы столько лет вместе. И еще одно: это выработка своего стиля. Он прижился. Во многих городах созданы группы, подобные нашей. Все хотят так же музицировать. И это приятно. Да и в Саратове много нам подобных групп. Люди бросили стулья, встали на сцене и начали играть, как настоящие музыканты, как скоморохи или рокеры. За последние пять лет мы ушли далеко в фолк-рок. Мы стали другими. Для нас пишет песни известный композитор Михаил Устинов (он живет в Пугачевском районе нашей области), который сочиняет для Надежды Бабкиной. Он приезжал на наш первый юбилейный.
- Вы сами растите себе новое поколение музыкантов?
- Да, это, во-первых наши ясли, как мы их ласково называем, - группы «Гуслята». Они делают большие успехи, которыми мы оченьб гордимся. К примеру, в мае этого года наш гусенок - Дарина Картошкина завоевала звание Лауреата на Всероссийском конкурсе им.И.Я. Паницкого. Ансамбль представлял Саратовскую область на 14 Международных Дельфийских играх в г. Орел. На Первых Играх "Гусята " стали обладателями Гран - При и золотых медалей детской Олимпиады в области искусств. диплома Лауреата 1 степени на 10 Международном Фольклорном Фестивале в Питере
Кроме того, мы являемся соорганизаторами Открытого Межрегионального фестиваля-конкурса художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья "Аленький цветочек". Он проводится уже не первый год и в нем принимают участие в заочном туре более 500 детей. Те эмоции, которые он дарит детям и их родителям, дорогого стоит!
- Какой концерт стал самым запоминающимся?
- На самом деле, мы помним каждое выступление, пусть не до деталей – но все же. Но если назвать одно, то, пожалуй, я остановлюсь на концерте, посвященном десятилетию ансамбля. Это было в 2003 году. Концерт проходил аж в четырех отделениях, и длился он два вечера подряд! Конечно, это было незабываемо. Мы получили такой заряд энергии от наших слушателей, поклонников, что его нам хватило на долгие годы вперед. Кстати, не менее масштабно мы отмечали и 15-летие, и двадцатилетие. Уверен, что и до трех десятков доживем!