USD:
EUR:

Министр финансов Антон Силуанов: «Мотоцикл – это ощущение свободы»

Руководитель Минфина – об увлечении мотоциклами, отпуске в Крыму и традициях Минфина
 

Фото: Семен Кац для FOrbes

Министр финансов Антон Силуанов: «Мотоцикл – это ощущение свободы»

Как вы стали байкером?

А.С.: Идея была еще в детстве, лет в двенадцать, я был младше, чем мой сын сейчас. Брат ездил на мопеде, и мне тоже очень хотелось такой же мопед, чтобы пах бензином и громко тарахтел. Но у родителей не было возможностей, времена были непростые. А лет пять назад я увидел на мотоцикле своего товарища Александра Новака, и нахлынуло. Мы оба работали заместителями министра финансов, были в одной компании. Он приехал на мотоцикле, и это было очень классно.

Мотоцикл — это ощущение свободы на дороге, полета, ты садишься — и как будто за штурвалом корабля. Полная свобода действий. Никаких препятствий на наших часто сложных, перегруженных дорогах — просто ныряешь между рядами.

Вы сели за руль и поехали? 

А.С.: Сначала решил получить права категории А, думал, это минутное дело, так как всю жизнь за рулем, мне это тоже очень нравится, как, наверное, многим. Так вот, права мне не сразу дали, сказали, что на категорию А надо обязательно учиться. Я брал уроки, и это абсолютно правильно, потому что сесть на мотоцикл без подготовки — большой риск. У меня и сын уже получил права. Как только ему исполнилось шестнадцать, он сказал: «Я тоже пойду сдавать на права». Закончил школу и гоняет сейчас на мотоцикле по всей Москве.

В правительстве, как выяснилось, много байкеров: Дмитрий Рогозин, Михаил Абызов, Александр Новак. Вы ездите с друзьями по кабинету? Как у вас это устроено — совместные заезды, постоянная компания? 

А.С.: Я не то чтобы часто катаюсь. Обычно мы просто созваниваемся: «Поедешь кататься? Давай, встречаемся там-то и там-то». Я знаю очень много людей, которые садятся на мотоцикл, чтобы проехаться по Москве, почувствовать движение и ритм города, заехать в какую-то кафешку, на Воробьевы горы. Просто классно. Особенно вечером в пятницу или субботу.

То есть у вас свой мотоклуб в правительстве. 

А.С.: Не клуб, конечно, но, когда встречаемся, мы иногда рассказываем друг другу новости: кто куда поехал, с кем встретился по части мотоциклетного движения. Ездили в Сочи, а из Сочи в Абхазию с целой группой коллег — все на мотоциклах. 

Какой у вас мотоцикл?

А.С.: У меня их несколько. Мотоциклы же очень разные. Есть чисто спортивные, которые гоняют, таких байкеров называют «креветками». Есть туристические, как у меня здесь, большие комфортные, на которых едешь и просто получаешь удовольствие. Во-первых, они мощные, а во-вторых, устойчивые. Есть так называемые кафе-рейсеры. От кафе до кафе. На них далеко не поедешь, неудобно, нет ветрозащитного стекла. В них между машинами удобнее ездить в пробках и так далее. Спортивных у меня нет. У меня есть кафе, GTL, и есть еще эндуровский мотоцикл. 

А куда вы все же ездите?

А.С.: Мы, например, только вернулись из Грозного. Длинная поездка — из Грозного до Фороса. Серьезное мероприятие, к нему надо готовиться. Где-то 1300 км, с заходом в Краснодар на ночевку, потом через паром. Жара 42 градуса, по ощущениям это как в бане включить пропеллер. Двое суток. А в прошлом году мы сюда, в Форос, приехали из Москвы. Тоже двое суток, правда, мы в Ростове останавливались. 

Как разрабатывается маршрут, почему именно Грозный?

А.С.: Мы были в Грозном по приглашению главы республики Рамзана Кадырова. Кстати говоря, он тоже поклонник мотоциклов. Грозный сейчас совершенно новый город, абсолютно безопасный, очень красивый. В горной части — великолепные места, не хуже, а может быть, лучше, чем альпийские склоны, только нужна инфраструктура, дороги.

Вас узнают на дорогах? 

А.С.: Нет, не узнают, я же в шлеме. 

Вам, видимо, нравится в Крыму. 

А.С.: Тут природа красивая. Скалы, долины. В Крыму очень интересно, столько исторических мест, вот вчера мы в Байдарскую долину ездили на мотоциклах, столько можно увидеть, узнать. Для мотоциклов здесь дороги идеальные, они все серпантинные, рядом с красивым морем.

То есть когда у вас на Крым просят денег, вы даете с удовольствием.

А.С.: Разве министр финансов может давать деньги с удовольствием? Но если серьезно, то в этом году вижу реальные изменения по сравнению с прошлым, когда от Керчи до Симферополя ехали на мотоциклах. Дороги во многих местах обновили. 

А российский министр обязательно должен отдыхать в Крыму, есть такая негласная директива?

А.С.: Никакой обязаловки нет, как нет и жестких регламентов: только в Крым, в Сочи, на Дальний Восток или Курилы. Но как в Крым не съездить, когда здесь такая красота? У нас действительно много уникальных мест, где надо побывать. А если среди этой красоты да с ветерком и в хорошей компании — это и есть настоящий отдых.

Мы уже задавали этот вопрос вашим коллегам. Вас как министра финансов устраивает цена Крыма?

А.С.: Для меня имеет значение, что народ Крыма всегда хотел быть в составе России. И это произошло. Финансовые издержки в этой ситуации не главное.

Сообщалось, что федеральный центр направил в правительство Крыма своих кандидатов. 

А.С.: В структуре отраслевых министерств и ведомств правительства Крыма действительно сейчас работают представители регионов Российской Федерации, федерального центра. Это сделано для того, чтобы прошла скорейшая адаптация законодательства. Такая поддержка осуществлена путем делегирования и командирования сотрудников федерального центра и региональных.

Это командировка или трудоустройство? 

А.С.: Трудоустройство.

Вы член клуба «Ночные волки»?

А.С.: Нет.

А вы общаетесь?

А.С.: Я не сторонник вступления в какие-либо общества и не фанат клубных объединений.

Как вышло, что у нас байкеры такие идеологичные?

А.С.: Многие байкеры — люди с активной жизненной позицией. Есть несколько клубов мотоциклистов, но далеко не все связывают свою деятельность с политической. Вообще хочу сказать, что среди настоящих мотоциклистов случайных людей не бывает. Многие, наверное, думают, что байкеры — это «хулиганы на мотоциклах». Но они абсолютно нормальные ребята, получающие удовольствие от движения и скорости. Это такие «мужские радости». Байкер — это вообще такое состояние души. 

Вы с президентом не катались?

А.С.: Нет.

На чиновников влияет, что президент с симпатией относится к байкерам? 

А.С.: Это же хорошо, когда у коллег интересы вне работы совпадают, на работе легче найти понимание. 

Вы еще немецкий, кажется, хорошо знаете. 

А.С.: Да, я учился в спецшколе.

Вы занимались каким-нибудь видом спорта до этого серьезно? 

А.С.: В детстве занимался легкой атлетикой. Бегал спринт. Занимался довольно профессионально. Сейчас каждое утро плаваю — надо поддерживать форму в условиях непростого рабочего режима.

Выходные у вас есть? Воскресенье? 

А.С.: Воскресенье, да. В субботу, как правило, полдня работаю.

Вы приезжаете на работу на мотоцикле? 

А.С.: Летом да. Но зимой и когда погода плохая, приезжаю на машине. Подчиненные нормально реагируют. Мой зам Татьяна Нестеренко переживает, когда я на мотоцикле. Надеюсь, однажды прокатится и после этого поймет все достоинства мотоцикла.

Как Кудрин к мотоциклам относился? 

А.С.: Не знаю. У него свои увлечения.

А вы поддерживаете с ним отношения? 

А.С.: Конечно. Мы созваниваемся, особенно если обсуждаем важные для экономики вопросы и нужно выбрать тот или иной вариант решения финансовой проблемы. Приглашаем экспертов, звоним Алексею Леонидовичу, потому что его мнение для нас крайне важно. 

К слову о развилках. А как вы сейчас справляетесь с бюджетным процессом? Раньше можно было сверстать и на год выдохнуть, нефть ведь росла.

А.С.: Да, вы правы. Во-первых, в последний год существенно ухудшились внешние условия. А во-вторых, с каждым годом все меньше остается места для маневра, и если мы будем оттягивать проведение структурных реформ, особенно в соцсфере, то проводить их с каждым годом будет все болезненнее.

Вам не обидно быть министром финансов, когда все так плохо с финансами? 

А.С.: Во-первых, с финансами не так все плохо. А потом, мы же не выбираем время, в которое живем и работаем. Конечно, когда нефть росла, увеличивались доходы, экономика росла в среднем на 7% каждый год, естественно, и бюджет верстать и исполнять было гораздо проще, чем сейчас, когда экономика сжимается. Но в сложные периоды интереснее работать.

Есть решения Минфина, о которых вы жалеете? 

А.С.: Вы знаете, возможно, надо было более жестко отстаивать свою позицию в вопросе реализации пенсионной реформы, ее справедливости и сбалансированности. Когда мы готовили законодательство в этой части, нас не до конца услышали. 

Вы, что называется, карьерный финансист, всю жизнь в Министерстве финансов. Каково это — работать в одном месте почти всю жизнь?

А.С.: В этом есть и плюсы, и минусы. Во-первых, каждый бюджетный цикл особенный — проблемы разные, люди разные, задачи решаются новые и так далее. Это творческий процесс. Я почти 30 лет в Минфине, экономика и бюджетный процесс за это время изменились и продолжают меняться. 

Вы представляли себе, что станете министром? Когда начинали работать, у вас были такие амбиции?

А.С.: Нет, не было. Студенты в Финансовом университете мне тоже почему-то этот вопрос задают: «Вы, наверное, мечтали всю жизнь министром быть?» Ничего подобного. Хотя и говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, мне кажется, надо просто делать ответственно и качественно свою работу. Тогда достигнешь профессиональных высот, где бы ни работал. 

Когда вам сказали, что вы станете министром, это было неожиданностью?

А.С.: Безусловно. Позвонил Алексей Леонидович и говорит: «Послушай, тебе не звонил председатель правительства?» — «Нет». — «Жди». Я спрашиваю: «А что такое?» Он говорит: «Ну вот увидишь». Знаете, честно говоря, в тот момент у меня не было никаких предположений.

И что вы почувствовали, когда вам это объявили? 

А.С.: Я почувствовал, что моя жизнь серьезно поменяется. И почувствовал, без всякого пафоса, огромный груз ответственности. 

Как вам кажется, почему вас назначили министром, за какие свойства?

А.С.: Вопрос все же не ко мне. Но Минфин — это действительно школа, которая формирует отношение к принимаемым решениям, формирует привычку взвешивать все на предмет затратности и эффективности. 

У вас в Минфине есть корпоративные традиции? 

А.С.: У нас есть традиция вместе подводить итоги года и праздновать принятие бюджета парламентом.

 

Также в рубрике

Как "жгут" русские туристы за границей

 0

Министерства образования и регионального развития одобрили создание лагеря

 0