ФАС просят установить предельные цены на авиабилеты экономкласса
Федеральная антимонопольная служба может установить верхнюю ценовую границу стоимости авиабилета экономкласса.
Фото: ТАСС/Алексей Михеев
С такой инициативой к главе ФАС Игорю Артемьеву обратился депутат от ЛДПР и зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов (письмо есть у «Известий»).
Как следует из письма Старовойтова, регулировать ФАС следует только цены в экономклассе, стоимость авиабилета в бизнес-классе и других классах повышенной комфортности регулироваться не будет. Такое решение, следует из письма, поможет воплотить в жизнь старые инициативы главы ведомства Игоря Артемьева, который на протяжении последних нескольких лет пытался бороться с целым рядом принципов тарифообразования в авиации. Теперь Артемьеву будет проще регулировать стоимость авиабилетов — на этой неделе Федеральная служба по тарифам была упразднена, а все ее полномочия переданы ФАС. Подробностей о том, как антимонопольщики распорядятся таким счастьем, еще не поступало.
— Предлагаю вернуться к рассмотрению неправомерных действий авиаперевозчиков и совместно продумать меры ограничения формирования несправедливых по отношению к пассажиру тарифов. Как одну из возможных мер предлагаю рассмотреть вариант установления верхней границы стоимости авиабилета в экономклассе, — пишет Старовойтов. — С одной стороны, такая мера не нарушит рыночной конкуренции между авиаперевозчиками — каждый из них сможет предложить конкурентоспособную цену авиабилета, а с другой — предохранит пассажиров от вынужденной покупки слишком дорогого билета. Также такое регулирование не помешает авиакомпаниям устанавливать произвольную стоимость в других классах обслуживания.
Как пишет Старовойтов, ранее сам Игорь Артемьев и его ведомство не раз высказывали недовольство тарифной политикой авиакомпаний. Претензий у ФАС действительно в разное время была масса: от монопольно высоких цен на авиабилеты на некоторых маршрутах, где работает несколько перевозчиков, до подорожания стоимости билета по мере приближения к дате вылета.
— На основании уже сформированной позиции ФАС по этой проблеме и особо учитывая, что функции Федеральной службы по тарифам перешли к ФАС, полагаю целесообразным усилить контроль с целью выявления неправомерных действий авиаперевозчиков и выработать меры ограничения формирования завышенных тарифов, — пишет Старовойтов.
В пресс-службе ФАС «Известиям» заявили, что письмо пока не дошло, но когда дойдет — готовы рассмотреть.
Что касается монопольно высоких цен, то с начала 2011 года ФАС возбудила против авиаперевозчиков более 30 дел за необоснованное завышение тарифов. Но отстоять свою правоту ФАС удалось лишь несколько раз. Например, осенью 2014 года ФАС выиграла суд против «Сибири». Тогда ведомство посчитало, что монопольно высокие цены установлены на маршрутах Хабаровск–Токио и Хабаровск–Пекин. Проигрывать антимонопольной службе приходилось гораздо чаще. В 2013 году ФАС обвинила «ЮТэйр», «Сибирь», «Уральские авиалинии» и другие компании в ценовом сговоре при продаже авиабилетов на рейсы Москва–Иркутск. Как следует из иска авиаперевозчиков к ведомству, ФАС возбудила дело на основании обращения пассажиров, которые посчитали, что перевозчики необоснованно завышают стоимость авиабилетов на этом маршруте. Разбирательство дошло до Верховного суда, но отстоять свою позицию у ведомства все равно не получилось. Не получилось у ведомства в марте 2014 года доказать и то, что «Сибирь» завышала стоимость авиабилетов на маршруте Новосибирск–Анапа и Новосибирск–Сочи годом ранее.
У Артемьева, который возглавляет ФАС с момента создания службы в 2004 году, были и другие претензии к тарифам авиаперевозчиков. Так, например, в интервью РБК в прошлом году Артемьев заявлял, что его не устраивает, что стоимость авиабилета может значительно различаться при одинаковой протяженности рейсов, выполненных к тому же на одной модели самолета. Тогда он посчитал, что это происходит «исключительно благодаря монополизму». Правда, тогда никаких решительных действий от ФАС не последовало.
Руководитель ФАС в 2014 году проявлял недовольство тем, что авиакомпании даже при незаполненных рейсах удерживают высокую стоимость авиабилета. Артемьев предлагал авиакомпаниям устраивать распродажу нераскупленных билетов за день-два до рейса, снижая их стоимость примерно на четверть. Эта проблема, как поясняли в ФАС, упиралась в смену систем бронирования — они автоматически повышают стоимость билета по мере наступления даты вылета. Авиакомпании возражали, что если устраивать скидки за пару дней до вылета, то пассажиры не будут покупать билеты заранее, ожидая падения их стоимости. Артемьев же говорил, что ведомство хочет вывести из обращения эти системы бронирования и вместо них разработать свою.
Эксперты по-разному оценивают предложение Старовойтова. Однозначно поддерживает своего коллегу по цеху депутат от «Справедливой России» Олег Нилов, о чем он заявил «Известиям». Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков частично поддерживает идею: он сообщил, что видит смысл вводить госрегулирование только на определенные маршруты, на которых работают 2–3 перевозчика.
— В отдельных случаях этот инструмент должен быть, — считает он. — Но стоит отметить, что его явно не стоит применять на субсидируемых направлениях: Симферополь, Калининград и др.
Против идеи выступает гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
— В XX веке такое регулирование цен существовало в Европе и США, но в развитых странах этого нет уже как минимум 30 лет. В СССР были монополии на маршруты: тогда организации, которые осуществляли перевозки на том или ином маршруте, подавали заявление в Центр регулирования тарифов и им устанавливали максимальную и минимальную стоимость авиабилета, — рассказал эксперт. — А вот если бы не было той системы тарифов, которая создавалась на протяжении последних двух десятков лет всей мировой гражданской авиацией, если бы были плоские тарифы, то сейчас час полета стоил бы примерно 10 тыс. рублей на всех рейсах. Та система, которая есть, позволяет делать какую-то часть билетов дешевой, какую-то — подороже, третью — совсем дорогой. Система построена таким образом, чтобы на конкретном рынке максимизировать выручку и маржу, иначе бы пришлось закрывать часть невыгодных маршрутов.
Как отмечает управляющий партнер юридической фирмы Vegas Lex Александр Ситников, ФАС вполне могла бы предпринять попытки для введения госрегулирования авиабилетов.
— Учитывая, что теперь ФАС переданы функции ФСТ, в теории у ведомства действительно есть возможность ввести полное или частичное госрегулирование стоимости авиабилетов. Для этого ФАС необходимо инициировать регулирование цен в федеральном законодательстве, например изменить ст. 64 Воздушного кодекса РФ — «Тарифы на услуги в области гражданской авиации и сборы за данные услуги, правила продажи перевозочных документов». Вместе с этим нужно понимать, что госрегулирование никогда не гарантировало низкий уровень цен и могло приводить к сокращению количества участников соответствующего рынка.
— Если регулирование будет установлено в том виде, в котором это предлагает сделать Старовойтов, то, на мой взгляд, нарушения закона «О конкуренции» не будет, — говорит адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов Инна Кудрякова.
В «Аэрофлоте» и «ЮТэйр» от комментариев отказались. В пресс-службе «Трансаэро» заявили, что «для реализации данных предложений депутата необходимо внести существенные изменения в российское законодательство, в том числе и в Воздушный кодекс РФ, а это, как известно, является исключительной прерогативой законодательных органов». В «Сибири» и «Уральских авиалиниях» не ответили на запрос «Известий».
Источник: ИЗВЕСТИЯ