USD: 92.5919
EUR: 100.2704

Сергей Шпилько: В столице есть все – от инфоматов до туристской полиции

Как устроена индустрия туризма столицы и чего ей не хватает?

Фото: Анатолий Жданов

Сергей Шпилько: В столице есть все – от инфоматов до туристской полиции

Сергей Шпилько, первый заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональной связи и туризма города Москвы, накануне заседания Госсовета по туризму рассказал журналу «Отдых в России» о том, как устроена индустрия туризма столицы и чего ей не хватает. 

«Звезды» и миллиарды

 - Сегодня многие говорят об изменении структуры рынка с точки зрения развития внутреннего туризма, о том, что у нас формируется турпродукт на базе чартерных программ из регионов. Безусловно, стимулировали этот процесс два события - Олимпиада в Сочи и присоединение Крыма. Но, в целом, этот процесс начался несколько раньше.

На примере Москвы можно сказать, что за четыре года численность размещавшихся в столичных гостинцах увеличилась на 34 процента, почти на 1,5 миллиона человек. Ночёвок – почти на 3 миллиона. Доходы выросли на 45 процентов. И если говорить о доходах, то в 23 миллиардах налоговых поступлений в федеральный бюджет от гостиничного бизнеса страны почти каждый третий рубль – это рубль, полученный с московских гостиниц.

Остаётся, конечно, целый ряд проблем: например, повышение качества обслуживания, классификация гостиниц. В прошлом я был скорее оппонентом обязательной классификации. Но сейчас считаю, что норму 108-го ФЗ через поправки в 132-й федеральный закон нужно распространять на все средства размещения. В Москве  из 280 гостиниц классифицировано пока только 170 объектов, то есть 75 процентов. Все они проходили эту процедуру в добровольном порядке, а не в принудительном. До 1 июля 2016 года, надеюсь, выйдем на показатель 100 процентов.

Мы видим результат этого процесса классификации.  Гостиницы начинают дотягиваться до заявленных "звёзд", кондиционируются, например, и так далее. Поэтому если организовать всё правильно, не допускать торговли "звездами", то можно получить реальный рычаг повышения качества обслуживания.

Мне кажется, целесообразно также вернуться к вопросу аттестации, аккредитации экскурсоводов и годов-переводчиков. Проводить его на общей методологической, методической основе в масштабах страны, но силами региональных органов управления, точнее, объединения самих гидов и экскурсоводов вместе. Например, в Москве экспертный совет при нашем департаменте на базе Ассоциации гидов и экскурсоводов продолжает аттестовывать. Аккредитовано уже больше 2 тысяч гидов и экскурсоводов в городе. Но нужно, чтобы они проходили подготовку в музеях основных федерального значения, как минимум, и чтобы у них был туда гарантированный доступ после того, как они прошли там подготовку и получили аккредитацию.

Обязательный набор для туриста – в каждом аэропорту

Мы в городе создали практически все условия для того, чтобы туристам было максимально просто получить всю необходимую информацию: круглосуточный колл-центр, сайты, QR-коды, инфоматы, есть даже туристская полиция.

Но вопрос туристских информационных центров всё равно актуален. Также как и проблема автобусных парковок. При серьёзной логистике этот вопрос становится совершенно принципиальным. Почему я об этом говорю? Потому что, если не решить этот вопрос на вокзалах и аэропортах федерального значения, не установить там КИЦ, не сделать парковку обязательным элементом инфраструктуры для аэропортов и вокзалов международного и межрегионального значений, то навести порядок к Чемпионату мира по футболу 2018 года будет практически нереально.

И есть, конечно, другие элементы инфраструктуры, которые у нас, почему-то, забыты. Например, тот же tax-free. Почему мы во всех странах можем использовать этот сервис, а у нас нет?

Серьезная проблема - состояние транспортного парка, парка транспортных средств, обеспечивающих транспортное обслуживание туристских потоков. В первую очередь я имею в виду автобусы и круизные и прогулочные суда. Проблему автобусного парка, её нужно решить до Чемпионата мира по футболу. То ли это вопрос обнуления таможенных пошлин на евро-5 и евро-6, на что, скорее всего, сейчас никто не пойдет, то ли это централизованная закупка или использование опыта той же подготовки к Олимпиаде. Но система обслуживания заказных автобусных перевозок требует серьезных реформ.

Очень важным вопросом является развитие сети средств размещения. У нас очень немного на самом деле городов и территорий, которые могут сегодня предложить достаточный запас номерного фонда, а тем более в высокий сезон. Исключение – Сочи. Москва может предложить 15-20 тысяч номеров современных в выходные и праздничные дни на сегодня. Поэтому у нас одни из самых низких цен в Европе на сегодня. Цены у нас конкурентоспособные, но это нужно продвигать на рынке, рекламировать.

С точки зрения инфраструктуры нужно обязательно обратить внимание на развитие некапитальных средств размещения, то есть это быстро возводимые модульные гостиницы, которые сейчас широко распространены в Европе, которые ставятся за несколько месяцев, а потом при необходимости, разбираются и переносятся на новое место. У нас в России уже есть производители таких моделей.

Уроки в музеях

Нужно работать над продуктом. Ветеран туризма Сергей Николаевич Зенкин, объехав в очередной раз полстраны, сказал: "Да, всё здорово, гостиницы уже появились, а продукта мало". На самом деле качественного продукта не так много, и просто генерируя бесконечное количество маршрутов, эту проблему не решить. Например, в той же Москве нужно каждый год внедрять новые продукты. Сначала сити-туры на базе даблдекеров, на следующий год сити-брейки, бюджетные туры выходного дня и так далее. Можно было бы организовать и каскадные туры, и московские уроки, то есть тур, полностью подстроенный под школьную программу с уроками в музеях.

Медицинский туризм

Если говорить о видах туризма, на мой взгляд, очень важно не упустить тему санаторно-курортного лечения. Хватит уже дискуссий на тему: где кончается туризм, начинается санаторно-курортное дело.

Если Каталония у себя создаёт мощнейший комплекс медицины, включая офтальмологические операции и так далее, и конкурирует, и борется за то, чтобы, будучи прекрасным пляжным направлением, стать медицинским. Но нам сам Бог велел в этом направлении работать. Но для этого нужно сохранить охрану природных территорий, нужно расширить льготу по НДФЛ на санаторно-курортную путёвку до всей её стоимости, а не ограничивать только медицинскими услугами, предпринять целый ряд других мер и рекламу.

Потому что, скажем, рекламу санаториев в стране в основном все эти годы делали органы управления туризма. Но отвечает за это направление Минздрав! А у нас ведь очень доступные цены по сравнению с той же Европой.

То же самое можно сказать и про молодёжный и детский туризм, который необходимо поддерживать и развивать. Поскольку наша задача, если говорить о Москве на ближайшие годы, - это стать всероссийским туристским хаббом.

Виза не должна быть препятствием

Несколько слов по поводу въездного туризма. В первом чтении принят законопроект по 72 часам безвизового въезда через международные аэропорты страны. Там, правда, введено ограничение - для транзитных пассажиров. Очень жаль, потому что это, конечно, категорически и принципиально снижает эффективность такого проекта. Одно дело люди едут на выходные, допустим, в Москву, и другое дело, если мы ограничим только теми, которые выезжают потом в третьи страны. Это абсолютно разный масштабопоток.

Желательно, конечно, вернуться к этой теме. И это то, что касается стран экономически развитых, безопасных с точки зрения нелегальной трудовой миграции.

В прошлом году через московские аэропорты воздушной Московской зоны по проштампованным у нас в комитете спискам в столицу въехало 110 тысяч китайских туристов в составе групп. За три года - это порядка 340 тысяч. За три года было всего лишь 10 случаев нарушения режима въезда-выезда.

То есть этот механизм как миграционный, фильтрующий, работает исправно. Впереди Индия, которая начнёт выбрасывать на рынок такие же вот потоки. Поэтому надо эту возможность использовать, тем более что механизм отработан.

Служба информации "РТ"

Также в рубрике

Решение московских властей переименовать станцию метро "Улица Подбельского" в "Улицу Рокоссовского" из-за "несоответствия топонимике на поверхности" вызвало волну критики 

 0

Сорок четыре процента россиян по разным причинам в этом году от работы не отдхохнут

 0