Туризм – услуга в упаковке
Внутренний турпродукт становится все более конкурентоспособным. Олег Сафонов, руководитель Федерального агентства по туризму Российской Федерации
Еще до недавнего времени российский внутренний туризм по разным причинам был неконкурентоспособным продуктом. И, прежде всего, потому, что мы не могли предложить те туристические услуги, которые пользуются популярностью среди туристов: пакетные туры по России. В этом году, впервые, такие услуги, наконец-то, появились на рынке.
Корреспондент журнала «Отдых в России» побывал на круглом столе, по проблемам качества услуг в туризме и на парламентских слушаниях прошедших в Госдуме в преддверии подготовки заседания Госсовета.
Сто миллиардов прогуляли за границей
В течение 20 лет российский туризм воспринимался, в основном, как туризм выездной. Ежегодно почти 18 миллионов наших туристов выезжало за рубеж. При этом туристы вывозили за границу миллиарды: по данным Всемирной туристской организации, в 2014 году российские туристы потратили на отдыхе за рубежом 50 миллиардов долларов, в 2013-м - 53 миллиарда долларов.
Но есть и позитивные моменты. Как рассказал на круглом столе в Госдуме, посвященном развитию внутреннего туризма, руководитель Федерального агентства по туризму Российской Федерации Олег Сафонов, на данный момент стратегия развития туризма коренным образом изменилась. «Под развитием туризма мы понимаем развитие внутреннего и въездного туризма. Уже в прошлом году на 30% увеличилось количество наших граждан, путешествующих по родной стране. Если в 2013 году туристов было 32 миллиона человек, то в 2014 году их число составило 41,5 миллиона человек. Значительный и серьёзный рост!», - констатирует Олег Сафонов.
Удивительно, но вырос и въездной туризм в Российской Федерации – примерно на 5%. Получается, что желающих увидеть нашу страну не пугают ни санкции, ни изменения в глобальной политике.
В Ростуризме отмечают: позитивные тенденции сохраняются, и есть все основания полагать, что внутренние турпотоки будут только расти.
Услуга стала массовой
Еще до недавнего времени наш внутренний туризм по разным причинам был неконкурентоспособным продуктом. И, прежде всего, потому, что мы не могли предложить внутри страны те туристические услуги, которые пользуются популярностью среди наших туристов.
Впервые в 2015 году такие туристические услуги, наконец-то, были предложены: появились пакетные туры по нашей стране.
«Когда наш турист принимал решение поехать куда-то отдохнуть, в туристических агентствах он получал предложение поехать по пакетному туру в какую угодно страну за рубежом, а аналогичного предложения внутри России просто не было»,- комментирует Олег Сафонов.
Преимущества пакетного тура очевидны: он включает в себя и перевозку, и размещение, и экскурсионную программу. Поэтому вполне объяснимо желание людей отдыхать по системе «все включено». В 2015 году такая услуга в массовом порядке стала предлагаться в нашей стране. Причем, крупнейшими туроператорами России, которые до этого года работали только на выезд наших граждан за рубеж. И это, например, уже позволило практически на 100% заполнить все гостиницы и отели в Сочи.
Переломный момент
Пакетные туры сегодня предлагаются на юг нашей страны: в Сочи, в Анапу, на Кавказские минеральные воды, в Крым. Как замечает глава Ростуризма, принципиально важно распространить эту практику по всей стране, у которой невероятные возможности для организации туризма.
Инфраструктура во многих регионах, в том числе и на Дальнем Востоке, уже создана и позволяет организовать эти пакетные туры. Эксперты называют нынешний момент переломным в развитии туризма в России. Поэтому именно сегодня нужно максимально развивать инфраструктуру туристической отрасли. Специально для этого еще в 2011 году была принята федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма, которая будет действовать по 2018 год.
«Бюджетные ассигнования по этой программе на 2015 - 2018 годы составляют 20 миллиардов рублей, - уточняет Олег Сафонов. - Это, пожалуй, единственная и эффективным образом работающая федеральная целевая программа, которая предполагает государственно-частное партнёрство в её реализации». Дело в том, объясняет руководитель ведомства, что на один рубль бюджетных денежных средств предполагается софинансирование трёх рублей из внебюджетных источников. В этом году, например, на софинансирование было выделено порядка 4 миллиардов рублей. Соответственно, более 12 миллиардов рублей из внебюджетных источников тоже финансируется и инвестируется в нашу туристскую отрасль.
Так что есть все основания полагать, что совсем скоро большинство наших туристических направлений смогут дать фору любому заграничному курорту.