USD:
EUR:

На родине музы Булгакова, Цветаевой и Волошина

Коктебель давно является культурной столицей Крыма

Текст: Андрей Рагуля
Фото: Андрей Рагуля

На родине музы Булгакова, Цветаевой и Волошина

Каждое лето с началом сезона у подножия древнего вулкана Кара-Даг традиционно собирается творческий люд со всей нашей необъятной СССР. Гостеприимный курортный городок Коктебель принимает в эти дни художников, поэтов, музыкантов, мастеров народных промыслов. Творческая публика заселяется в палатках на берегу теплого моря и в ближайших дешевеньких квартирах и комнатах поближе к главной площади города, где находится дом знаменитого русского поэта и художника Максимилиана Волошина. Собственно, традицию собираться в этом местечке и заложил еще в начале 20-го века сам художник. Построив на тогда еще пустынном берегу дачу, Волошин стал приглашать талантливых поэтов и художников со всей России бесплатно погостить, что и в дальнейшем превратило этот кусочек Крыма в Мекку для творческих людей.

Каждый год, прихватив свой старенький трофейный немецкий аккордеон, я приезжаю сюда в сентябре на джазовый фестиваль. Здесь же, на набережной проходит неформальный фестиваль уличной культуры, где среди художников, развернувших свои полотна, свое мастерство может показать музыкант. Я как всегда, в тельняшке, белых брюках и желтых ботинках занимаю место около памятника Максимилиану Волошину и начинаю импровизировать от Мурки и танго до Цыганочки и Бесаме Мучо. Раздаю гуляющей публике бубны, маракасы и трещотки. Через некоторое время подтягивается флейтист, игравший до этого по другую сторону фонтана, затем гитарист, барабанщики в дредах - и вот уже над набережной звучит настоящий джаз-сейшн. В открытый кафр от аккордеона летят гривны, рубли и даже доллары. Отдыхающий народ танцует и веселится, а уличные музыканты чувствуют, что приехали на фестиваль не зря. Тем более, что все заработанное за вечер будет поделено по-братски или выпито вместе поздно ночью, когда берег опустеет, и только романтически настроенные курортники вместе с нами встретят рассвет.

Надо сказать, что еще до нынешнего великого исторического события - возвращения Крыма России, Коктебель меньше всего чувствовал себя украинским. Всюду слышалась русская речь, и песни звучали только на русском. Единственное, что «напрягало», - это постоянный обмен рублей на гривны, даже чебурек продавался за украинскую валюту.

И мы, люди искусства, далекие от политики, собиравшиеся многие годы в этом благословенном уголке, в восторге поздравляли друг друга телеграммами, звонками, по e-mail с тем, что теперь нам не надо будет объяснять украинским таможенникам, что картины, написанные нами на берегу моря, не представляют «художественной ценности», и что старый патефон, который я везу, чтобы крутить на Набережной Утесова и Шульженко, не предназначен для продажи, и что мой трофейный аккордеон не является «антиквариатом», и что его не будут пытаться конфисковать здесь же, на украинской таможне. Какое же это счастье - переплыть на пароме Керченский пролив и оказаться опять же на русской земле!

Вот и лето наступило! И Коктебельская бухта опять распахнет свои объятия творческому люду, и Дом Волошина, принимавший когда-то Алексея Толстого, Максима Горького, Петра Кончаловского, Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова, Валерия Брюсова, сестер Цветаевых и многих других, соберет как маститых, так и начинающих писателей и поэтов. И снова зазвучат на Набережной флейты, барабаны, скрипки, и, конечно же, мой старенький немецкий аккордеон.

Также в рубрике

Что такое all inclusive по-русски

 0
Эксперты ЮНЕСКО приступили к оценке последствий от землетрясения для исторических и культурных памятников и объектов в Турции и Сирии
 0