Туризм может остаться без продвижения
Из-за проблем с финансированием туристско-информационные центры России оказались под угрозой закрытия
«Существование туристско-информационных центров России - под угрозой», - так накануне обозначили проблему на портале RATA-news. С 1 января 2016 года может прекратиться финансирование профильных туристских организаций за счет бюджетных средств. Проблема касается нескольких десятков туристско-информационных центров по всей стране.
На сегодняшний день сфера туризма не входит в базовый перечень государственных и муниципальных услуг и работ, и для того, чтобы получать средства на развитие и создание туристско-информационных центров, необходимо включить турсферу в этот документ. Также, по мнению специалистов, ситуация может разрешиться после принятия закона № 612877-5 «О внесении изменений в закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части конкретизации полномочий в области туризма и туристской деятельности)», который также предусматривает создание ТИЦ.
На данный момент в нашей стране функционируют порядка 120 туристско-информационных центров, и их число растет с каждым годом. Власти в целом признают важность туризма и значимость ТИЦ в вопросах продвижения дестинаций, но непростая экономическая ситуация в стране вынуждает экономить бюджетные средства.
Более того, на федеральном уровне не существует определения функционала туристско-информационных центров, то есть в каждом регионе он определяется самостоятельно. В то время как еще в октябре прошлого года в рамках заседания Межпарламентской ассамблеи СНГ некоммерческое Партнерство «НАИТО» выступило с инициативой о включении в федеральное законодательство о туризме определения ТИЦ, которое звучит следующим образом:
«Туристско-информационные центры (далее ТИЦ) – организации, целями деятельности которых являются:
– содействие органам государственной власти, в том числе уполномоченному государственному органу по туризму, в формировании и использования информационных ресурсов о туризме, туристской индустрии, туристских ресурсах и доступных достопримечательностях, национальном и региональном туристском продукте, отдельных туристских услугах, туристских маршрутах на основе ведомственного статистического наблюдения туризма, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, анализа, маркетинга, целенаправленного распространения этой информации, способствующей потреблению туристского продукта и туристских услуг;
– предоставление на безвозмездной основе (гражданам и иным заинтересованным лицам) беспристрастной и компетентной документированной туристской информации, способствующей удовлетворению потребностей граждан при осуществлении туризма, экскурсий, ознакомлении с достопримечательностями и деятельности в других целях туризма».
Что ожидает российские туристско-информационные центры в ближайшем будущем? Прояснить ситуацию мы попросили экспертов туротрасли Санкт-Петербурга: заместителя руководителя Ростуризма, вице-президента Совета некоммерческого Партнёрства «Национальная Ассоциация информационно-туристских организаций» Сергея Корнеева, заместителя председателя Комитета по развитию туризма, президента Правления Партнёрства «НАИТО» Нану Гвичия и директора Партнёрства Михаила Ушакова. Напомним, НП «НАИТО» уже не первый год курирует вопросы, связанные с созданием и развитием туристско-информационных центров в России, а также организации в стране единого информационного пространства.
Сергей Корнеев, заместитель руководителя Ростуризма, вице-президент Совета некоммерческого Партнёрства «Национальная Ассоциация информационно-туристских организаций»: «Вопрос, касающийся функционирования российских ТИЦ, более чем актуален на сегодняшний день. Когда администрации регионов активно поддерживают существование туристско-информационных центров, это положительно отражается не только на развитии туризма, но и на развитии регионов в целом. Для многих муниципальных образований туризм – это единственный способ создавать рабочие места. Наличие туристско-информационного центра – это индикатор развития туризма области, ведь без рекламы, без пиара сложно и порой даже невозможно продвигать туристские услуги. Министерство культуры сейчас активно прорабатывает этот вопрос и действует в силу своих возможностей. Мы призываем всячески поддерживать существование туристско-информационных центров и ни в коем случае не разрушать то, что уже создано с их помощью. Разумеется, мы понимаем, что должна быть проделана существенная работа над формированием новых законов, связанных с деятельностью ТИЦ, и на это требуется время, но мы однозначно признаем: законодательство должно быть изменено, и туристско-информационные центры России должны существовать на законных основаниях. Ростуризм полностью разделяет эту точку зрения, ведь ТИЦ – главные партнеры Агентства, при поддержке которых мы продвигаем свои проекты, например, «Время отдыхать в России» - национальный туристический проект, в рамках которого освещаются возможности отдыха в России для российских и зарубежных туристов. Поэтому Ростуризм очень заинтересован в том, чтобы туристско-информационные центры работали, развивались, и их число росло по всей стране. ТИЦ – это «корневая система», основа основ туризма».
Нана Гвичия, заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, президент Правления НП «НАИТО»: «Основная проблема заключается в том, что туризм в России не отнесен к списку приоритетных отраслей, вносящих вклад в экономику. Однако опыт последних лет показывает, что в рамках любого кризиса, любой сложной геополитической ситуации туризм способен сохранять взаимоотношения стран и поддерживать их экономическую составляющую – если туризму уделяется соответствующее внимание, он помогает стране выживать. ТИЦ в России должны руководствоваться регулирующей нормативно-правовой базой, которую определял бы закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Работа в этом направлении ведется еще с прошлого года, и Партнерство инициировало необходимость решения этого вопроса с Министерством культуры РФ и Федеральным агентством по туризму. Это предполагает внесение в закон «О туристской деятельности» понятия «Туристско-информационный центр» и изменения в бюджетном кодексе, так как туризм взаимосвязан со многими смежными отраслями. На данном этапе этот вопрос глубоко прорабатывает Министерство культуры. В свете того, что на сегодняшний день существует определенная политика поддержки туристско-информационных центров и признается, что основным инструментом продвижения в любой стране являются ТИЦ, данная проблема может быть решена более оперативно, чем несколько лет назад, когда не была подчеркнута значимость туристско-информационных центров. Стоит отметить, что проблема обусловлена своевременным и эффективным взаимодействием исполнительной и законодательной властей регионов с туристским сообществом при решении возникающих проблем».
Михаил Ушаков, директор НП «НАИТО»: «Такая проблема существует. Она была озвучена уже достаточно давно самим Партнерством «НАИТО». Решение требуется в ближайшее время, поскольку ТИЦ становятся зависимыми от нового порядка бюджетного финансирования, который вводится с 1 января 2016 года. Сфера туризма выпала из того функционала, который определен в качестве базового перечня, на что муниципалитет может потратить бюджетные средства; он может потратить их на культуру, но не может потратить на туризм. Мы полагаем, что это - техническая ошибка, упущение, которое необходимо исправить, туризм должен быть включен в этот перечень. Партнерство активно взаимодействует с Министерством культуры по разрешению этих проблем. Также необходимо определить, что такое туристско-информационный центр, обозначить его функционал.
Туристские услуги, как до сих пор считается, не влияют напрямую на жителей, которые проживают в данном муниципалитете – деньги тратятся на туристов, а не на жителей. Это ошибочное мнение, ведь развитие туризма – это глобальная комплексная отрасль, которая способствует развитию всех смежных отраслей хозяйства. Сегодня можно отметить колоссальный рост внутреннего туризма, он играет значительную роль в туротрасли в целом, а сложившаяся ситуация негативно влияет на развитие этого вида туризма. Бюджет муниципальных образований в малых городах (в нашей стране уже тоже можно прослеживать эту тенденцию) зачастую строится на въездном туризме. Но сегодня муниципалитеты на законных основаниях не могут выделять деньги на функционирование ТИЦ. И это нужно менять: необходимо сделать так, чтобы развитие туризма на вверенной территории входило в функции муниципалитета. И в решении этой проблемы мы надеемся на помощь всего туристского сообщества России».
Источник: Пресс-служба СПб ГКУ «Городское туристско-информационное бюро»