USD:
EUR:

Погулять на славу

На что россияне тратят деньги накануне Нового года

Текст: Милена Бахвалова
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Погулять на славу

Предчувствие россиянами тяжелых времен видно в возросших расходах на алкоголь. Об этом говорит Ситибанк в традиционном предновогоднем исследовании покупок по кредитным картам. По итогам года траты сограждан вырастут на 5% по сравнению с 2013 годом. В декабре расходы увеличатся на 2% по сравнению с декабрем 2013-го и составят в среднем 47 200 рублей на человека. Это на 12% превысит расходы в другие месяцы года. Помимо подготовки к Новому году на рост трат влияет и кризис.

«Потребительское поведение представителей среднего класса пока существенно не изменилось с точки зрения объема трат, — говорит руководитель управления по работе с клиентскими базами данных Ситибанка Дмитрий Коловский. — Хотя при более благоприятных условиях стоило ожидать существенно большего роста». В то же время в банке отмечают, что за последние месяцы изменилась структура покупок: «средний чек» уменьшился, а сами покупки совершаются с учетом текущей ситуации в экономике, т.е. на долгосрочную перспективу.

Базой для исследования стали данные о покупках, совершенных клиентами Ситибанка с использованием кредитных карт. Были проанализированы данные с начала 2011 года до декабря 2014-го, причем в этом году в исследовании участвовали 500 тысяч человек: мужчины и женщины в возрасте от 22 лет с ежемесячным доходом от 9 000 рублей.

Особый спрос — на товары иностранных производителей, цены на которые начали расти из-за обвала рубля. Например, компания Apple планирует повышать цены на свою продукцию в России 24 декабря, сообщают в РСН. Предыдущее подорожание произошло меньше месяца назад, 26 ноября: так, новые iPhone 6 и 6 Plus выросли в цене примерно на 25%. В понедельник стало известно, что компания Samsung повысила розничные цены на некоторые мобильные устройства Galaxy. Аналитики прогнозируют, что покупки электроники в торговых точках вырастут на 67% по сравнению со среднемесячными показателями этого года, а покупки через интернет-магазины и вовсе удвоятся (точнее — рост на 108%).

Источник: Ситибанк

Кстати, то, что рост расходов в интернете вдвое превышает рост трат в офлайн-магазине — типичная картина предновогодних расходов. Более того, рост трат в сети заметен и там, где уже наблюдается спад продаж в торговых центрах. Например, траты на одежду в обычных магазинах вырастут в декабре на 19%, а интернет-магазинах — на 40%. Если же сравнивать этот декабрь с прошлогодним, то покупки в торговых центрах и вовсе уйдут в минус (-5%), в то время как заказы через интернет покажут рост в 15%. Хотя это — влияние, скорее, не кризиса, а общемирового тренда. «По оценкам Citi, в течение ближайших 5 лет, во многом благодаря развитию мобильных технологий, доходы от международной интернет-торговли вырастут на $800 млрд: это больше, чем весь оборот в этом сегменте за прошедшие 25 лет», — говорит Дмитрий Коловский. Причем, наиболее активно будут развиваться интернет-магазины, которые специализируются именно на продаже одежды.

Влияние кризиса уже чувствуется в том, сколько денег будет потрачено на туризм. Традиционно люди планируют свой новогодний отдых заранее, поэтому непосредственно в декабре траты обычно ниже средних значений за год. В этом году мы тоже увидим, что на авиабилеты россияне потратят на 12% меньше, а на гостиницы — на 8% меньше, чем в среднем в другие месяцы. Однако по сравнению с 2013 годом рост составит 7% и 2% соответственно. Но такой рост не должен вводить в заблуждение: учитывая рост доллара и евро с начала года, это означает, что в целом люди уже начали экономить на этих недешевых удовольствиях. «Общий объем продаж авиабилетов на новогодние праздники упал почти на 30% по сравнению с прошлым годом», — рассказал РП директор по развитию онлайн-сервиса Anywayanyday.com Евгений Шухлин. Поменялось и место отдыха: если в прошлом году соотношение продаж на внутренние и международные рейсы составляло 10% и 90%, то в этом году — 20% на 80%, приводит статистику Шухлин.

В условиях, когда падение спроса на заграничные каникулы достигло от 30% до 70% в зависимости от направления, россияне вынуждено переходят на более доступные радости жизни — еду и алкоголь. Накануне каждого Нового года мы оставляем в супермаркетах денег больше, чем в другие месяцы года. Но если годом ранее этот рост составлял 29%, то в этом декабре мы потратим на еду на 44% больше, чем в другие месяцы года.

Больше стали тратить и на спиртные напитки: рост этой категории расходов также традиционен для кануна Нового года, однако если годом ранее на выпивку тратили на 78% больше, чем в среднем по году, то в этом декабре траты на горячительное вырастут примерно на 96%. В итоге алкоголь возглавил список самых актуальных трат этого декабря. Любопытно, что в прошлом году он занял лишь второе место, а лидировали расходы в магазинах для коллекционеров, например, для нумизматов. В этом году они не вошли даже в топ-10.

Среди лидеров предновогодних трат в 2013 году значились и расходы на фитнес-клубы: они выросли на 73%. Этот декабрь напрочь выкинул эти расходы из первой десятки, зато туда пробрались расходы на спортивные товары: они увеличились на 45% (годом ранее — всего на 25%). Вероятно, в этом году россияне положат под елку не абонемент в фитнес-клуб, а гантели.

Среди позитивных изменений в структуре новогодних трат — рост расходов на игрушки (на 81% по сравнению с 65% в декабре 2013 года), косметику (на 69% по сравнению с 51%) и — приятная новость для женщин — ювелирные украшения (на 61% по сравнению с 31% годом ранее).

Всего же россияне потратят на подарки к наступающему Новому году более 95 млрд рублей. Хорошая возможность поднять настроение своим близким накануне 2015 года, в котором реальные доходы населения (т.е. с учетом инфляции) снизятся на 2,8%, как прогнозирует замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев.

Источник: rusplt.ru

 

Также в рубрике

Журнал "Отдых в России" - о том, почему критикуют участников программы по развитию туризма

 0