Одноразовые гаджеты, фрукты и минералка втридорога. Как в Ростовской области на трассе М-4 «Дон» зарабатывают на туристах
Как ростовчане наживаются на отпускниках, которые стоят в пробках на федеральной трассе М-4 «Дон»
Летом через Ростовскую область транзитом к морю на автомобилях и автобусах едут туристы со всех регионов России. Все потому, что трасса М-4 является единственной дорогой, по которой жители Воронежской, Московской и других областей могут добраться к побережью.
От этого автомагистрали превращаются в настоящее испытание. Отдыхающие, которые решили рвануть на Черноморское побережье на машине, становятся заложниками бесконечных заторов, усталости и в итоге аварий и ДТП. В то время, как одни люди томятся в пробках, другие видят в этом хорошую возможность заработать.
Журналист «КП — Ростов-на-Дону» решил проверить, как обстоят дела на главных автодорогах к побережью, и как зарабатывают предприимчивые дончане на автотуристах.
Всегда стоит
Небольшие участки на подъезде к Ростову длиной в несколько километров увеличивают путь к заветному морю на 4 — 5 часов. Все потому, что автомобили здесь движутся со средней скоростью всего около 20 километров в час.
Итак, любой бывалый автолюбитель, который не раз ездил на машине к морю, прекрасно знает, где находится город Аксай. Все потому, что именно возле него собираются все самые большие пробки. Угадать, где «встанешь» и в какой день, довольно сложно. При этом стоять в заторе придется как на пути к морю, так и по дороге обратно домой.
Например, с середины июня начинает стоять кольцо возле Аксайского моста. Автомобили собираются на трассе после моста: там постоянно происходят ДТП. Все потому, что увидев прямую трехполосную дорогу, водители пытаются «нагнать» потерянное время, превышая скорость и уменьшая дистанцию при вождении. Усугубляют ситуацию огромные караваны фур, которые также прибавляют «газу» на прямой.
Обходить заторы на трассе через город Аксай, как это делали в прошлые годы автолюбители, уже не имеет смысла. Все потому, что из населенного пункта остался только один узкий выезд на Аксайский мост. И он стоит в любое время дня и ночи. Особо торопливые ездят по обочине, тем самым накаляют и без того сложную дорожную ситуацию.
Объезжая одну, попадаешь в другую
Чтобы избежать дорожных испытаний возле Аксая, водители едут через центр Ростова и попадают в другую пробку — на развязке возле Батайска. Там дорожные работы не прекращаются уже третий год. Даже «местный» транспорт протискивается с трудом, не говоря уже о транзитных автомобилях.
К слову, построенная автодорога «Обход Ростова-на-Дону», действительно, сократила время к морю примерно на час. Но (!) прежде, чем туда попасть, приходится потолкаться на узких подходах и лавировать между дорожными работами.
Кроме того, уже на протяжении нескольких лет идет реконструкция моста и в Каменске-Шахтинском районе через реку Северский Донец. Там сразу несколько полос вклиниваются в одну, от чего движение заметно замедляется.
Даже певец Юрий Лоза в своем аккаунте отметил, что уже второй год попадает в жуткие пробки на подъезде к Ростову.
Вдобавок этом году на трассе установили и дополнительные полицейские пункты досмотра. Перед ними нужно притормаживать, а движение искусственно сводится в одну полосу. Плюс, некоторых водителей останавливают для проверки документов, из-за чего остановившийся транспорт тоже нужно объезжать.
Сейчас такие пункты появились возле таких донских городов, как Шахты, Каменск-Шахтинский, а еще — между городом Аксаем и Ростовом.
Каждый зарабатывает,как может
Благодаря дорожным трудностям опустевшие кафе к летнему сезону оживают. Заторы способствуют тому, что люди предпочитают останавливаться и пережидать пробки за чашкой чая, а не в дороге.
Еще туристы заходят в торговый центр «Мега», чтобы отвлечься от пути и передохнуть. В летний период местом паломничества туристов со всей страны становится «Ашан», который находится там же. И, конечно, сетевой фастфуд пользуется огромным спросом, так как в нем намного дешевле, чем питаться в придорожных кафе.
Активизировались и мотели. Так, возле ТЦ парковка постоянно забита, а на двери красуется надпись «Мест нет». Номера доступны для аренды от трех часов. Час — 300 рублей. Поскольку люди останавливаются на пару-тройку часов, поток посетителей в гостинице не заканчивается.
Гаджет на раз
На подобных стоянках часто можно заметить продавцов различных зарядных устройств и переносных аккумуляторов для зарядных телефонов.
Предприниматели знают, что смартфоны — это последнее, без чего хотят остаться туристы в пути. Они искусно крутят массивные гаджеты в руках и предлагают купить их уставших водителей.
Соблазн такой покупки очень велик, так как за портативный аккумулятор просят всего 500 рублей, а за автомобильную зарядку для телефона — всего-то 300. Однако бывалые говорят: на практике переносной аккумулятор включается только во время презентации, а потом совершенно не заряжает телефон и быстро садится.
Уличные продавцы знают, что если обман вскроется по дороге, никто не станет возвращаться из-за 500 рублей.
Холодка не хотите
Обычно в жаркие дни кондиционер в автомобиле уже не справляется с температурой. Поблизости нет и тени, где можно перевести дух. Да и не будешь же сворачивать в посадку, увеличивая и без того продолжительное время в пути.
Вот предприимчивые механики и стоят на обочине возле таких заторов, предлагая освежить кондиционер. Портативных заправщиков можно встретить на подъездах к Аксаю, Батайску и на трассе в районе города Шахты.
В среднем, заправка кондиционера обходится в 3 000 рублей. Это дороже чем на сервисе — там бы заплатили 1 500 рублей. Но деваться некуда: многие готовы переплачивать. О качестве такой услуги сложно судить. Но, если через пару метров кондиционер опять перестанет освежать салон, вряд ли кто-то вернет деньги: гарантий и чеков на дороге никто не дает.
Втридорога
Вдоль трасс с заторами то и дело появляются прилавки с фруктами и овощами. Цена у них «заоблачная». Но в дороге не хочется есть тяжелую пищу: многие отдают предпочтения сезонной еде.
Так на подъезде к Батайску арбузы продают по 40 рублей за килограмм (на рынке — 16 рэ), а помидоры по 120 рублей (в городе можно купить за 40 рублей). Продавцы учтиво предлагают свою продукцию прямо клиентам в салоне, попутно предлагая минералку, мороженое и кукурузу, на все одна цена — 100 рублей.
Поэтому лучше всего запастись всем необходимым заранее. Но самое печальное, что путь к морю не заканчивается пробками в Ростовской области. Впереди у отпускников заторы Краснодарского края, где последние сто километров к побережью можно ехать все 6−8 часов.
И вот изможденные и уставшие туристы приезжают к морю, чтобы за пару дней перевести дух и опять вернуться к заторам на дорогах на обратном пути.
Сколько земли в России простаивает или используется не по назначению. Сколько застроено коттеджами, заложено под кредиты и т. д.? И хватит ли оставшихся гектаров, чтобы прокормить Россию?