Первозданную природу Камчатки необходимо сохранить для развития туризма
Камчатка всегда была особым «брендовым маршрутом» нашей страны, территорией, притягивающей иностранных и российских туристов своей необычностью, прежде всего своей чистотой. Но сегодня край оказался в центре громких скандалов, связанных с экологией, край страдает от многочисленных нарушений золотодобытчиков, у которых, по-видимому, свой собственный взгляд на то, как использовать полуостров. В последнее время в прессе все чаще вскрываются неприглядные факты их бурной и не всегда разумной деятельности. Обеспокоенные экологи предлагают даже защитить Петропавловск-Камчатский зеленым поясом в 100 километров, чтобы сохранить рекреационные зоны и возможность развития туризма.
Корреспондент РТ Сергей Беляев мечтает о Камчатке
Камчатка, земля, славящаяся своими вулканами, сопками, уникальным растительным и животным миром, чистейшими реками с хрустальной водой, в которой нерестится лосось, невероятными пейзажами – уникальный край, который всегда был востребован иностранными туристами. Приехать сюда было весьма недешево, но зарубежный гость мог себе это позволить. Сейчас пандемия коронавируса изменила ситуацию и на рынке внутреннего туризма: россияне обратили свое внимание на российские красоты, массово поехали на Байкал, на Урал, в Калининград, на север и на юг страны – и на Камчатку.
Причем, специалисты туротрасли отмечают, что Камчатка особенно привлекала высокомаржинальных туристов, которые, способны потратить максимальное количество денег. Но, конечно, и требования у таких гостей соответствуют их высоким запросам. А потенциал развития внутреннего туризма у Камчатки огромен.
Блогеры-путешественники на Камчатке - обзавидуешься
Однако к этому времени ситуация в Камчатском крае изменилась. Экологи и жители полуострова, как могут, бьются за сохранение местной природы, пытаются оградить ее от излишнего техногенного влияния, но это, оказывается не так просто. Ведь край богат еще и золотом, а золотодобывающие компании по-прежнему грешат нарушениями природоохранного законодательства, то и дело оставляя после себя «лунный ландшафт». И если такая тенденция в дальнейшем сохранится, то затраты туроператоров на привлечение целевых туристов и создание конкурентоспособного туристического продукта будут тщетны.
Например, уничтожение дикой природы в районе красивейшей реки Быстрая, где развернула в прошлом году свою золотодобывающую деятельность компания «Дальстрой», обнаружили туристы, отправившиеся на сплав. Они испытали шок от увиденного. Если бы не их бурная реакция и активная позиция, кто знает, сколько еще красот было бы уничтожено. Золотоискатели вырубили все деревья в том месте, где в реку Быстрая впадает река Камешковая. Участок популярнейшего туристического маршрута был полностью перекопан, а копатели начали там добывать золото.
«Я был в этих местах летом 2019 года. Никакие работы там тогда еще не велись. Здесь был очень красивый плес, где туристы останавливались на ночевку, делали баню. К этому месту группы туристов прибывали на второй день трехдневного сплава по Быстрой. Там березовый лес, подлесок, кедровый стланик. А сейчас – карьер», – рассказывал руководитель одной из турфирм Алексей Ситников. Он отмечает, что в этих местах встречались медведь, соболь, выдра, лоси. «По этой реке сплавляется, наверное, 95% всех камчатских туристов. Представьте, какой урон нанесен. Теперь будем наблюдать там не медведей, а бульдозеры», – возмущался Алексей. В дело вмешался губернатор края Владимир Солодов, а затем и полномочный представитель президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, работа «Дальстроя» была остановлена.
Вообще, как замечают обозреватели, ушедший 2020 год на Камчатке примечателен тем, что экологические катастрофы и нарушения из факта скрываемого, замалчиваемого и игнорируемого превратились в факт публично обсуждаемый на всех уровнях: от государственных органов до youtube блогеров и каналов в телеграмм. Портал «Российский туризм» тоже следит за ситуацией. Раньше мы не раз писали о полуострове, о его туристических маршрутах, и даже направляли на Камчатку своих специальных фотокорреспондентов. Теперь, вот, приходится писать об угрозе, которую несут местной природе недропользователи. Информационное поле сегодня насыщено вопиющими примерами.
Не ради таких картин едут на Камчатку туристы
Не меньший, как оказалось, урон живой среде нанесли своей деятельностью компании «СиГМА» и «Тревожное зарево». Золотодобытчики не заботились о создании полноценной системы очистки грунта и воды от химии, ядовитых веществ, которые остаются после процесса добычи золота. Вместо очистных сооружений, так называемых, «хвостохранилищ» и прудов-отстойников все это попадало в местные, подчеркиваем, нерестовые реки – бесценное сокровище Камчатки! Многочисленные нарушения вскрывались природоохранными ведомствами, а суды выписывали штрафы – и такая ситуация почему-то длилась годами. И ведь не только наши «блудные дети», доморощенные золотокопатели, это делали, «Тревожное зарево» - дочерняя структура аж самой британской Trans-Siberian Gold (TSG). Это уже пахнет международным скандалом.
«В 2011 году на реке Асача и ее ручьях были образованы охотугодья. Всего в 5 км выше от нашей базы стояла фабрика «Тревожного зарева», – рассказывает Николай Крапков, бывший директор АО «Асача». – К нам приезжали российские и иностранные туристы: река чистейшая, осенью там рыба буквально стояла в воде, руками можно было ловить. Но с каждым годом пошли ухудшения. Вся грязь сливалась в реку. Мы несколько раз переносили водовод, потом сделали колодец, но и в нем уже вода поднималась коричневая – вот как стол. Пить ее было невозможно. Зверь ушел из леса, рыба была чем-то отравлена – разрезаешь, а она внутри в пятнах. Да угол стал не тихий – постоянно шум техники. Какая уж там охота и рыбалка! Мы потеряли туриста». Уже более пяти лет, когда-то перспективное, охотугодье не действует. Компания потеряла деньги, туризм уходит с Камчатки, природа уничтожается.
Говоря о подобном воздействии человеческого и техногенного фактора на природу, Владимир Латка, эколог, биолог, замечает: «Река - это кровеносная артерия. Если по артерии течет яд - это значит, что все прилегающие ткани и органы будут убиты. Ущерб экосистемам, животному и растительному миру этой территории будет колоссальный, на много-много лет вперед».
«Главная причина проблем - колониальная модель освоения ресурсов в нашей стране. Все нацелено на выкачивание ресурсов для получения прибыли. А вклада в модернизацию, в улучшение инфраструктуры нет. Надо вкладываться в повышение безопасности, этого не делается», - отмечал Никита Овсяников, доктор биологических наук, зоолог-исследователь, специалист по полярным животным.
Кстати, та же компания «Тревожное зарево», работающая на Асачинском месторождении, и успевшая наследить там, уже завершает разведывательные работы на месторождении Родниковое. А ведь эта территория расположена всего в 70 км от туристической столицы полуострова - Петропавловска-Камчатского, и такое соседство экологи считают опасным. По их мнению, слишком близко подобная промышленная территория оказалась и от самых туристически привлекательных зон на территории трех вулканов – Мутновский, Вилючинский и Горелый, где расположены охраняемые природные территории.
Для того чтобы эта дивная красота стала доступна туристам и успешно «работала» на отечественную туриндустрию в 2021 году началось проектирование круглогодичного международного курорта - Парка «Три Вулкана», проект одобрен правительством РФ, Ростуризмом и руководством края.
«Со стороны руководства страны Камчатка будет рассматриваться как центральный регион Дальнего Востока с точки зрения развития туризма», - отметил губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Вечная сказка Камчатки
Но важно сделать так, чтобы здоровье людей, природа и развитие туризма не страдали от загрязнения окружающей среды, в том числе от нарушений золотодобытчиков. Экологи уже не раз говорили, что вокруг крупных городов необходимо создавать зеленые буферные зоны, чтобы сберечь экологию и население от влияния техногенных факторов, а также обеспечивать развитие рекреационных зон и сферы туризма.
«Экотуризм сегодня – крайне важная сфера, ее надо развивать. Иностранный и российский турист становится все более искушенным и разборчивым. Он не поедет туда, где природу портят техногенные факторы», - отмечает Андрей Майстров, статс-секретарь «Фонда развития малых исторических городов».
«Камчатка – один из уникальных регионов нашей страны. Удивительно, как можно было попустительствовать разрушению такой хрупкой природы. Мы всегда получали большой запрос от зарубежных и российских туристов на посещение Камчатского края. Обычно мы формировали уникальные, практически авторские, недешевые туры, ведь это не чартерный туризм, это всегда индивидуальная работа: туристам было интересно познакомиться с местной природой, увидеть камчатского медведя, лосося в реке, удивительные вулканы, пейзажи. Но ситуация, сложившаяся в крае в последние годы, когда промысловые реки оказались загрязнены отходами золотодобычи, не способствует такому отдыху, - отмечает Андрей Зубов, представитель одной из частных российских туристических компаний, организатор индивидуальных туров. – А ведь туризм в таких отдаленных местах – это еще и серьезная финансовая подпитка для региона. Не стоит пренебрегать этим и превращать край в промышленную зону. Конечно, надо сейчас сделать все возможное для сбережения и очищения камчатской природы, чтобы рыба и зверье вернулись в свои места обитания. Да и Петропавловск-Камчатский давно пора превратить в центр туризма, избавив его от участи умирающего города. Зеленый пояс вокруг города может спасти ситуацию, предприятия надо удалять от населенных пунктов и от чистых природных зон».
Кстати, Федеральный закон от 03.07.2016 № 353 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых поясов вступил в силу еще в январе 2017 года. Способствовать созданию таких буферных зон могут местные некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления - через ходатайство в общественную палату субъекта РФ, которая, в свою очередь, организует общественные (публичные) слушания.
«Урбанизация в мире давно приняла стремительный характер. Уже подсчитано, что к 2050 году каждый седьмой человек в мире будет жить в городе, - говорит Андрей Майстров. - Города всегда окружались защитными лесами – они выполняли функцию «легких» города. А сегодня под влиянием промышленных и техногенных факторов эта зеленая защита исчезает с карт. Необходимо восстановить эту традицию».
Не такую Камчатку хочет видеть турист
Как отмечает эксперт, сегодня проблема выживания человечества и природы актуальна как никогда. На примере Камчатки необходимо создавать преграды экспансии средоразрушающих технологий и компаний, способствовать сохранению и приумножению зеленых участков и зон. Развитие природных и туристических объектов на очищаемых от производства природных территориях – лучший способ сохранения и приумножения природных богатств.
Ростуризм постоянно говорит о необходимости работы над созданием самого качественного туристического продукта. Ведомство вместе с экспертами дает рекомендации регионам. Самое важное условие - он должен быть конкурентоспособен на внутреннем и внешнем международном рынках.
Глава Ростуризма Зарина Догузова, подчеркивает: идет работа над транспортной доступностью, ведется плотный диалог с авиационными властями страны о субсидировании туроператоров непосредственно на авиаперевозки. Глава ведомства пообещала работать над тем, чтобы возможность путешествовать по стране стала более доступной для людей.
Легендарная Камчатка станет ближе для россиян. А местные власти и общественность должны позаботиться о том, чтобы деятельность человека не успела нанести непоправимый урон первозданной природе полуострова.
Александр Тукмаков
Фото из архива автора
Почему-то принято считать, что руководитель кремлевской администрации Сергей Иванов – человек предельно закрытый