Тарелка с двойным дном
С 2007 года на петербургском острове Крестовский продолжается стройка века. На новость о скором завершении строительства одной из главных арен предстоящего чемпионата мира по футболу даже самые завзятые шутники отреагировали вяло — запасы острот и фотожаб за десятилетку дрязг и скандалов фактически иссякли. В том, что происходит на самом скандальном и дорогом долгострое страны, разбирался специальный корреспондент «Ленты.ру».
Ты ваще кто такой?
«Ты ваще кто такой? По-русски понимаешь?» — молоденький охранник стадиона «Крестовский» вот уже минут 15 не может уйти на обед. Виновником голодного разговора, с самого начала проходящего без особого успеха, стал гастарбайтер, который пытается вернуться на территорию арены без соответствующего разрешения. «Меня не интересует, что ты выходил ненадолго. Без пропуска нельзя. Сколько вас тут таких, а я один!» — закипает вахтер КПП.
Самое одиозное спортивное сооружение страны держит оборону круглосуточно. Проникнуть на объект можно через одну-единственную проходную, получив соответствующее разрешения от подрядчиков из «Метростроя» либо от куратора стройки — вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина. Все транспортные средства досматриваются с собаками, стройплощадку по всему периметру окружает высокий забор с колючей проволокой.
Журналист на объекте — персона нежелательная. Если и пускают, то строго в рамках официально-показательных мероприятий, сутью которых является мантра «У нас все по плану». Делать фотографии внутренней структуры без особого распоряжения запрещено. Вне означенного формата официальные комментарии по вопросам строительства уполномочен давать лишь Албин и его представитель Елена Михина, при этом ни тот, ни другая оперативностью не блещут.
Понять их, впрочем, можно: работать приходится в условиях жесточайшего общественного прессинга. Поговаривают, что терпение иссякло даже в Кремле.
В соответствии с амбициями
Строительство стадиона на Крестовском острове началось в 2007 году, однако событие, сделавшее это возможным, произошло на три года раньше, когда власти Санкт-Петербурга заключили соглашение о сотрудничестве с «Газпромом». В его рамках «национальное достояние» перевозило в город основные офисы, становясь крупнейшим налогоплательщиком. В свою очередь Смольный открывал режим наибольшего благоприятствования в знаковых для госкорпорации девелоперских проектах.
В 2005 году «Газпром» стал генеральным спонсором, а фактически владельцем «Зенита». В клуб стали вкладываться огромные деньги, что дало немедленный результат. С тех пор сине-бело-голубые четырежды побеждали в чемпионате, дважды — в Кубке России, выиграли Кубок УЕФА. На матчах команды постоянно гостили не только руководители газового гиганта, но и крупнейшие чиновники страны.
Болеть за «Зенит» стало выгодно и престижно, вот только старенькая арена клуба никак не соответствовала амбициям и тем более имиджу его нового владельца. На месте стадиона имени Кирова на Крестовском острове решили возвести новую арену, решив все организационные вопросы с присущей корпорации уверенностью и безжалостной эффективностью. Финансироваться строительство должно было из налогов, которые «Газпром» перечислял в казну города.
Автором первоначального проекта был японский архитектор Кисе Курокава. Увидев макет 50-тысячной арены, напоминающей летающую тарелку, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко пришла в восторг. Однако уже на первом этапе работ между городской администрацией и руководством «Газпрома» возникли неразрешимые противоречия. От предложения корпорации взять под свой контроль не только строительство самой арены, но и застройку близлежащей территории власти города отказались, решили возводить объект на свои деньги. В результате «Газпром» от проекта демонстративно отстранился.
С каждым годом от исходного макета Курокавы оставалось все меньше: по ходу работ город трижды — в 2008-м, 2010-м и 2013 годах — пересматривал принятые японцем решения. В том числе и потому, что в результате скоропостижной смерти архитектора, случившейся вскоре после начала строительства (в 2007 году), многие чертежи нуждались в расшифровке и доработке.
Навстречу чемпионату
Первый подрядчик — компания «Синтез-СУИ» — взялся возвести объект за 6,7 миллиарда рублей к началу 2009 года. Валентина Матвиенко обещала, что «Зенит» сыграет на новом стадионе уже в марте 2009 года. И действительно, поначалу стройка шла с опережением графика, однако в июле 2008-го проект изменили: добавили выкатываемое поле и крышу-трансформер. Попутно выяснилось, что стройка обойдется уже в 23,7 миллиарда. Тем же летом контракт с генподрядчиком, к тому моменту сменившим название на «Авант», был расторгнут. Генеральный директор застройщика Григорий Фельдман в декабре 2008 года погиб в ДТП. Обстоятельства происшествия не позволили следствию сделать однозначный вывод о причинах аварии.
Выбор подрядчика с самого начала породил множество вопросов. Каким образом застройщик, в чьем портфолио не было столь крупных и сложных проектов, получил контракт на возведение огромного стадиона с непростыми техническими решениями, аналогов которым еще не было в стране? Вызывало недоумение и нежелание руководства «Аванта» идти на сотрудничество: все претензии представителей «Зенита» (читай «Газпрома») оставались без рассмотрения.
Смена подрядчика на «Инжтрансстрой-СПб», входившего в группу «Базовый элемент» бизнесмена Олега Дерипаски, многие проблемы закрыла: в срочном порядке было проведено перепроектирование, конечная стоимость работ уменьшилась до 13 миллиардов.
Но в 2010 году снова пришлось все менять. Россия выиграла право на проведение чемпионата мира по футболу; стадион в Санкт-Петербурге включили в перечень спортивных сооружений, которым предстоит принимать матчи первенства. С учетом требований ФИФА к вместимости арен, безопасности зрителей и уровню комфорта проект переработали специалисты института «Моспроект-4». Стоимость контракта на возведение уже 68-тысячного стадиона выросла до 22,6 миллиарда. Завершить строительство планировалось к 2014 году.
Извините, подвиньтесь...
В 2011-м в Санкт-Петербурге сменился губернатор: Матвиенко ушла в Совет Федерации, на ее место назначили Георгия Полтавченко. У новой администрации отношения с «Инжтрансстроем» сразу не заладились. В 2013-м город еще раз настоял на изменении проекта и в итоге расторг контракт. Однако застройщик уходить не спешил. Сначала он выиграл годовой тендер, затем еще один... В итоге компания продолжала осваивать смету, распухшую к лету 2016 года до 45 миллиардов, и довела готовность объекта до 85 процентов. Повлияло на стоимость работ и удорожание стройматериалов, связанное с изменением курса рубля.
И тут за дело взялся вице-губернатор Игорь Албин. В июле Смольный объявил о разрыве контракта с «Инжтрансстроем», который, в свою очередь, назвал это попыткой рейдерского захвата объекта. После обмена любезностями в СМИ стороны были вынуждены переместиться в суд. Первые слушания по делу намечены на середину ноября. Подрядчик требует компенсацию за досрочное расторжение договора; заказчик считает, что город застройщику ничего не должен.
По словам источника «Ленты.ру» в «Инжтрансстрое», администрация Санкт-Петербурга решила достроить практически готовый стадион силами «карманного» подрядчика — в его роли выступила компания «Метрострой», — присвоив себе все лавры, а в недочетах и задержках обвинив прежнего застройщика.
«Тупо начали ржать»
Подрядчик новый — проблемы старые. Даже в условиях нехватки официальной информации каждую неделю появляются факты о разного масштаба поломках и недочетах, многие из которых не вписываются в рамки здравого смысла. Из последних — запуск отопления и тестирование механизма выдвижного поля.
Первая процедура обернулась потопом. Во время проверки радиаторов выяснилось, что они были подсоединены не к магистрали, а замыкались друг на друге. Пришлось долбить перекрытия. «Когда выяснили, в чем проблема, тупо начали ржать. Но, как оказалось, настоящее веселье было впереди: едва принялись исправлять ошибку гастеров, какой-то приколист дал воду. И нас затопило», — рассказывает непосредственный участник событий. Согласно проекту запланирована установка 2384 радиаторов. Запуск всего механизма отопления произойдет в начале ноября.
Не без проблем прошла и процедура первого выката газона, свидетелем которой стал корреспондент «Ленты.ру». По проекту платформа с футбольным газоном весом в 8400 тонн должна задвигаться под трибуны и выезжать обратно на арену. Назначение процедуры, продолжительностью шесть часов (в одну сторону), — естественная вентиляция покрытия.
На практике же реализовать идею оказалось не так просто. Когда до цели оставалось всего метров 15, поле забуксовало, и все попытки «раскачать» его успехом не увенчались. Причиной, как выяснилось, стали неровности стяжки бетонного основания — 18 рельсовых путей лежали на нем волнами, выступая относительно друг друга в среднем на 6 миллиметров.
«Тут постоянно что-то ломается», — с плохо скрываемым безразличием и таким же акцентом сообщает один из рабочих. До конца октября их количество на стройке планируют увеличить почти вдвое — с 3,5 до 6 тысяч человек. Работы ведутся круглосуточно, в основном в подтрибунных помещениях — фасад готов, поле засеяно, кресла смонтированы. Стандартная смена — 10 часов. Оплата — 150 рублей в час. «Это еще человеческие условия. Мне на прежнем месте вообще 100 за час платили. А кое-кто и вовсе без зарплаты остался, — завидев мое недоумение, сообщает трудяга из солнечной республики бывшего СССР. — То, что стадион строится уже десять лет, меня мало волнует. У нас свой график, а с ошибками они пусть сами разбираются. Я просто хочу здесь что-то заработать».
1900 неполадок и лабиринт для ФСО
Плановый срок окончания работ — 25 декабря, после чего будет запущен процесс передачи объекта футбольному клубу. Завершиться он должен в марте 2017 года. В минувшем августе комитет по строительству, комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга и «Зенит» подписали меморандум о взаимодействии, регламентирующий обязательства сторон по завершению строительства стадиона и его передаче в эксплуатацию. В рамках соглашения на объекте постоянно присутствует более 50 человек нанятого клубом технического и инженерного персонала. К концу года их количество возрастет в два раза.
Вот только в самом «Зените» от перспективы эксплуатации пока не в восторге. И не только потому, что она будет ежегодно обходиться в 600 миллионов рублей — клубу дали понять, что стадион сдадут ему в аренду с последующим переходом в концессию.
По словам гендиректора сине-бело-голубых Максима Митрофанова, в настоящее время речь идет о 1900 нареканиях к объекту, более половины которых весьма серьезные. И это при том, что подготовку к переезду зенитовцы начали еще в 2008 году. Была создана дочерняя компания, изучен опыт других стадионов, в том числе «Амстердам-Арены», также оснащенной технологией выкатываемого поля.
«Для госзаказчика построить объект — значит возвести прежде всего само здание. Им по большому счету все равно, каких размеров будет дверь или какой ширины лестница, и абсолютно неважно, что это может быть неудобно или неправильно с точки зрения конечного пользователя», — рассказывает Митрофанов, категорически возражающий против «народного» названия стадиона — «Зенит-Арена». Именно так величали объект до апреля этого года, пока он не получил нейтральное наименование «Крестовский».
Одна из основных проблем, по мнению клуба, связана с качеством строительства и проектными решениями, касающимися раздвижной кровли стадиона, в частности — работы механизмов перемещения светопрозрачной мембраны купола и снеговой нагрузки. По мнению экспертов, там могут возникнуть довольно крупные «карманы», из которых снег не будет естественным образом скатываться вниз.
При этом в администрации «Зенита» продолжают надеяться, что до официального завершения работ все недочеты будут устранены. «После реконструкции "Уэмбли" было зафиксировано около 100 тысяч крупных и мелких замечаний. Спустя пять лет сотрудники лондонской арены устранили только 40 тысяч, работы продолжаются до сих пор. Так что от жесткой критики коллег я бы воздержался», — заметил Митрофанов.
Воздержался и глава «Газпрома» Алексей Миллер, полтора месяца назад посетивший стадион в рамках ознакомительного визита. Главу госкорпорации, в частности, интересовала VIP-зона, откуда он будет наблюдать за матчами. По словам одного из прорабов, в ходе инспекции чиновник чуть не задел каской потолок, высота которого составляет всего 185 сантиметров. Миллер также посетил ресторан для VIP-гостей, спроектированный с минимальным количеством окон, и изучил логистику посещения арены первыми лицами страны, в числе которых наверняка рано или поздно окажется Владимир Путин. Помимо Миллера, инспекцию стадиона провели и сотрудники ФСО, которые, по информации свидетелей, в разговоре с вице-губернатором Албиным выразили недоумение по поводу запутанной схемы доступа к ложе.
90 процентов +
Сам Албин, впрочем, преисполнен оптимизма. 10 октября чиновник, отвечающий в городской администрации за решение вопросов капитального строительства, реконструкцию объектов недвижимости и архитектуры, показательно переехал на стадион для руководства работами, что называется, в ручном режиме.
«Сейчас у нас очень много дел, связанных с коммуникациями, в частности — внутренними инженерными сетями. Надо наладить электроснабжение, теплоснабжение, вентиляцию, завершить отделку, потом установить спортивное и медицинское оборудование, заняться системой общепита. Но настанут день и час, когда Петербург и Россия будут гордиться нашим стадионом», — говорит вице-губернатор.
Подобное «самопожертвование» вполне объяснимо. По информации источника «Ленты.ру», именно Албин является одним из главных претендентов на роль «стрелочника». Сам чиновник в курсе положения дел и в настоящее время пытается выказать искреннюю заинтересованность в скорейшем завершении стройки.
Впрочем, учитывая прошлое Албина, не исключено, что ему и на этот раз удастся выйти сухим из воды. До своего петербургского периода Игорь Албин, тогда еще носивший фамилию Слюняев, успел потрудиться губернатором Костромской области и министром регионального развития. С первой должности он был досрочно отправлен в отставку в апреле 2012-го после того, как провалил выборы в Госдуму. Возглавив местную региональную группу избирательного списка «Единой России», он обеспечил партии чуть более 30 процентов голосов, что стало одним из худших результатов в ее истории.
Новую должность Слюняев получил в ноябре 2012 года: Владимир Путин перевел его в Москву и назначил главой Министерства экономического развития. Министром, впрочем, Игорь Николаевич не пробыл и двух лет. В сентябре 2014 года ведомство по-тихому расформировали — после того, как Счетная палата выявила нарушения на 367 миллионов рублей. В прессе активно комментировалась информация о нецелевом приобретении чиновниками упраздненной структуры 15 квартир общей стоимостью 128 миллионов, но дело замяли.
Но и на этот раз безработица обошла Слюняева стороной. Буквально через месяц после отставки он занял должность вице-губернатора Санкт-Петербурга, вплотную приступив к обязанностям куратора строительства стадиона, скандал вокруг стоимости которого к тому моменту разросся до федерального масштаба.
Что касается конечной стоимости строительства, то, согласно заявлению Албина, проектно-сметная документация (ПСД) в настоящее время находится на экспертизе. Согласно утвержденной три года назад ПСД, стоимость составляет 34,9 миллиарда рублей. По данным источника в администрации города, объект обойдется Петербургу как минимум в 42 миллиарда. С учетом волатильности национальной валюты (только за последние четыре года курс евро колебался от 40 до 90 рублей), затраты на строительство составят более 900 миллионов евро. В этом случае стадион вполне сможет посоперничать за статус самой дорогой футбольной арены мира с уже упоминавшимся «Уэмбли», построенным за 1,25 миллиарда евро.
Формально объект готов уже более чем на 90 процентов и должен быть сдан в эксплуатацию в конце декабря. Но принять зрителей он сможет в лучшем случае весной 2017-го, буквально накануне стартующего в июне Кубка конфедераций. Об окупаемости затрат речь пока не идет — сам факт завершения строительства большинству петербуржцев и представителей городской администрации все еще кажется фантастикой.
Источник: lenta.ru
Самый многострадальный стадион России даже после сдачи в эксплуатацию продолжает удивлять.