USD:
EUR:

Святой остров раздора

На Валааме между местными жителями и представителями церкви разгорелся скандал

Текст: Ольга Гостюхина
Фото: Потехин Сергей

Святой остров раздора

В святом месте, на острове Валаам, между местными жителями и представителями церкви разгорелся скандал. Многолетний процесс переселения островитян на материк перерос в острый конфликт. Нежелающих покидать свои дома выселяют через суд, сейчас рассматривается девять исков.

История одного переселения

Жить валаамцам предложено в городе Сортавала, расположенном на другом берегу, в сорока километрах. В настоящее время расселению подлежат обитатели квартир в здании Зимней гостиницы Спасо-Преображенского мужского монастыря, но они отчаянно сопротивляются.

Административно остров входит в Сортавальский городской округ, так что формально — все по закону. Людям не нравятся ни грядущий переезд, ни Сортавала, ни навязанное решение. Они хотят оставить все по-прежнему или найти какой-то компромисс. Собственник не готов на уступки.

Хозяйственными и имущественными делами на Валааме занимаются, конечно же, не монахи. В феврале 2015 года монастырь учредил автономную некоммерческую организацию (АНО) «Валаам». В июне распоряжением, подписанным Дмитрием Медведевым, АНО получила 322,2 миллиона рублей в рамках государственной программы по укреплению единства нации. Именно на эти деньги должны отреставрировать Зимнюю гостиницу, чтобы открыть в здании духовно-просветительский центр. Для этого требуется отселить оттуда местных жителей, пользующихся пока квартирами по договору социального найма.

Валаамцы подали множество исков, заявлений и писем в разные инстанции и не собираются останавливаться. «Среди жителей острова царит беспокойство и страх», — пишут они в петиции, адресованной Владимиру Путину. Под обращением подписались 3352 человека. «Патриарх требует немедленного освобождения здания Зимней гостиницы от местного населения до начала 2016 года, чтобы использовать этот дом для приема туристов и паломников с целью извлечения прибыли. При этом представители власти Республики Карелия выступают против своих граждан, то есть на стороне церкви, которая, согласно Конституции РФ, отделена от государства», — говорится в документе.

На данный момент на острове осталось около 150 местных жителей. Из них 70 человек (30 семей) прописаны в Зимней гостинице. Не так давно здание, памятник истории и культуры федерального значения, было признано непригодным для жилья. Но люди не согласны и считают, что с ними поступают несправедливо. Говорят, что никакой комиссии не было, а значит, здание вовсе не аварийное. Обвиняют суды и местные власти в предвзятости, церковь — в жадности и подтасовке фактов. Новое жилье валаамцам категорически не понравилось. Посмотрев квартиры, от них отказались даже те, кто изначально не спорил с переселением.

Что взамен

По словам депутата городского совета Сортавалы Сергея Григорьева, предоставленные квартиры — сырые и некомфортные. Расположены они в бывшем офисном здание по адресу Фанерный тупик, 16, на окраине города, рядом с промзоной. Отопление здесь только электрическое. Сам депутат живет как раз на Валааме в Зимней гостинице и не согласен с оценкой комиссии, признавшей дом непригодным для жилья. Липовое, говорит, заключение. «У меня полностью благоустроенная квартира, с ванной и стеклопакетами. Никакая комиссия к нам не приезжала. Нам говорили, что якобы управляющая компания развесила объявления о выселении — никто их не видел. Странно, что сотрудники монастыря живут в том же здании, и их квартиры не признают непригодными», — рассказал депутат «Ленте.ру». И добавил, что никто не хочет защищать права мирян — правоохранительные и судебные структуры принимают решения не в их пользу.

Заместитель главы городского поселения Сортавала Дмитрий Вельев с такой оценкой нового дома совершенно не согласен. «От конторы там остался практически один фундамент, остальное надстроили новое. У нас в городе очередь на расселение из ветхого жилья с 1964 года, любой был бы счастлив получить такую квартиру. Тем более что это тупик только по названию — оттуда всего 15 минут пешком до центра города и пять — до школы», — утверждает он. Чиновник сообщил «Ленте.ру», что по договору социального найма при признании жилья непригодным, людей могут переселить вообще в резервный фонд, который куда хуже дома в Фанерном. Он уверен, что те, кто поднимает шум, просто хотят получить более выгодный вариант.

«Их все равно выселят, в Зимней гостинице уже начата реконструкция, снаружи поставили строительные леса. В Сортавале сейчас строится еще один дом, пятиэтажный, но есть и другие люди на острове», — пояснил Вельев. По его мнению, островитяне не желают менять место жительства из-за налаженного бизнеса. «Одно дело торговать матрешками для туристов, другое — устраиваться в Сортавале на работу», — заключил он.

Вид на Спасо-Преображенский собор на острове Валаам

Вид на Спасо-Преображенский собор на острове Валаам

Фото: Сергей Ермохин / РИА Новости

Чужие люди

Иски, апелляции, кассации, обращения взывают к совести администрации РПЦ: нельзя выселять людей из родного дома без их согласия. Валаамцы отдали острову много лет жизни и не хотели бы ничего менять. Среди обитателей Зимней гостиницы есть и ученые, и экскурсоводы. Они с болью рассказывают о том, что всегда жили дружно с монахами, принимали вновь прибывших, никогда не ссорились… В монастыре тоже вспоминают, как устраивали общие праздники, помогали школе дровами и продуктами. Но началась битва за собственность, и угол зрения поменялся у обеих сторон.

Один из выселенных, Филипп Мускевич переехал на Валаам в 1989 году вместе с семьей из Таллина, чтобы работать в государственном музее-заповеднике. Получили жилье в бывшем Трапезном корпусе Воскресенского скита. Через несколько лет был выдан ордер на другое помещение, надлежащим образом оформлена прописка всех членов семьи. «Для постоянной регистрации на Валааме мы оставили государству квартиру и выписались с предыдущего места проживания по действующим в то время советским законам, — рассказывает Мускевич «Ленте.ру». — В 1992 году власть ликвидировала заповедник, в 1994-м наш дом передали на баланс монастырю. А в 2002-м монастырь вдруг решил расторгнуть договор социального найма. Начались суды».

От Мускевичей потребовали переехать в город Сортавалу, в один из домов, построенных там специально для переселенцев. Семья отказалась. Валаамский монастырь подал иск. Сортавальский городской суд трижды принимал решения в пользу ответчика и признавал право Мускевичей проживать в законно полученной квартире. В 2007 году судебная коллегия Верховного суда Карелии отменила решение суда города Сортавалы и постановила семью Филиппа Мускевича выселить на том основании, что постоянно он в квартире не живет. Как объяснил Филипп, чтобы работать и дать образование детям, приходилось курсировать между двумя населенными пунктами. Но суд не учел этот аргумент. В августе 2008 года Мускевичей выселили.

По словам Мускевича, от квартиры в Сортавале он отказался потому, что в документах не было точно сказано, по какому праву его семья будет пользоваться жильем. Вдруг выселят и оттуда?

Мускевичи долго жили на Валааме у друзей — ведь зарабатывают они продажей сувениров. После очередного визита на Валаам патриарха Кирилла было принято решение торговлю у монастырского причала прекратить.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и наместник Валаамского монастыря владыка Панкратий (слева направо) в Валаамском монастыре. 2009 год

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и наместник Валаамского монастыря владыка Панкратий (слева направо) в Валаамском монастыре. 2009 год

Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости

Пресс-секретарь игумена Валаамского монастыря и епископа Троицкого Панкратия Михаил Шишков сообщил «Ленте.ру», что часть островитян благополучно переехала в Сортавалу. «Три дома было для них построено, первый — полностью на средства РПЦ. Люди были довольны», — уверяет он. По его словам, Зимняя гостиница действительно была не приспособлена для жилья. «Люди сами благоустроили квартиры. Раньше это было практически общежитие коридорного типа, без санузлов в квартире. У жильцов имелась временная прописка, постоянную они оформили непонятно на каком основании в перестроечные годы. Там действительно до сих пор живут и сотрудники монастыря, но никакой регистрации и прав на помещения у них нет. Как начнутся строительные работы — переселим в другое место», — пояснил он, добавив, что здание не ремонтировали с 1870 года, находиться в нем просто опасно. «А если что-то случится, отвечать кто будет? Монастырь — как собственник. А ведь в поселке нет даже больницы», — резюмировал он. И уточнил, что строительство на острове запрещено, а значит, вариантов у переселенцев нет.

На чьей стороне закон

Представители РПЦ и местные жители окончательно перестали слышать друг друга, и конфликт превратился в битву юристов. 
Руководитель практики группы правовых компаний «Интеллект-С», кандидат юридических наук Александр Латыев назвал лукавством заявления представителя РПЦ о том, что жители селились в своих помещениях незаконно. «Если они были там зарегистрированы, то на тот момент помещения считались жилыми; попытка сейчас оспорить состоявшееся 20, а то и более лет назад вселение заранее обречена на неудачу. Можно смело говорить, что право проживать у людей возникло на законных основаниях», — объяснил он «Ленте.ру».

Адвокат Илья Рейзер также считает, что у жителей Валаама есть шанс добиться успеха в судебных тяжбах. По его мнению, очевидно несоответствие используемых правовых норм. Здание, из которого выселяют людей, квалифицируют объектом нежилого фонда, одновременно ссылаясь на Жилищный кодекс и называя жителей нанимателями помещения. «Основной аргумент представителей РПЦ — отсутствие нанимателей по регистрации. Чтобы это опровергнуть, необходимо предъявлять все доказательства своего проживания в Валааме: квитанции за коммунальные платежи, показания свидетелей, справки с места работы или учебы детей. Нужно предоставить договор найма жилого помещения, что также доказывает принадлежность помещений к жилому фонду. Дом называют непригодным для постоянного проживания, и это может служить основанием для расселения. Но люди живут там постоянно, и для объективной оценки состояния помещения нелишне привлечь независимых экспертов», — рекомендует он.

Улица в центре города Сортавала

Улица в центре города Сортавала

Фото: Александр Чиженок / «Коммерсантъ»

Адвокат Владимир Постанюк, напротив, обращает внимание на то, что архитектурный ансамбль монастыря — это музей-заповедник и не относится к жилому фонду. «Местным жителям предложили переехать на материк с предоставлением благоустроенного жилья. Для постоянного проживания поселок не пригоден, ему не присвоен статус административного образования. Валаамцы-миряне не имеют возможности участвовать в муниципальных выборах, инфраструктура в поселке не развита, нет полноценной больницы, школа в поселке только девятилетняя. Большинство местных жителей не имеют на острове постоянной работы, поэтому уезжают на материк и возвращаются в Валаам как на дачу», — отметил он, считая, что таких аргументов достаточно для переселения.

Что бы ни говорили юристы, тяжбы вряд ли изменят планы РПЦ. В июле на Валаам приезжал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он рассказал, что здесь будет создан паломнический центр с музеем, выставочными залами, гостиницей и школой церковного пения и иконописи, высказав недовольство торговыми рядами. Ранее представители РПЦ говорили, что для работы на острове привлекут вахтовиков. Все уже решено, местные жители обременяют Валаам, и от них непременно избавятся. Благословение получено.

Источник: lenta.ru

Также в рубрике

В какие переделки попадают туристы на курортах Юга?

 0

Таки данные приводит газета «Труд». 

 0