USD:
EUR:

Чёрная вода

Озеро Карачай продолжит отравлять Челябинскую область?

Текст: Надежда Попова, Людмила Васильева
Чёрная вода

Есть на карте России язвы, что гноятся и кровоточат беспрерывно. Одна из таких болевых точек находится в Челябинской области. Регион этот пережил сразу несколько тяжёлых радиационных аварий. Ещё совсем недавно под огромной крышей предприятия «Маяк» трудились шесть ядерных реакторов, которые нарабатывали оружейный плутоний. Отходы сбрасывали в близлежащие водоёмы. И одним из таких водоёмов оказалось озеро Карачай.

Сегодня Карачай (в переводе с тюркского – «чёрная вода») называют самым опасным озером планеты. Работы по его ликвидации ведутся почти 30 лет. Но точка всё ещё не поставлена.

Заместитель гендиректора ПО «Маяк» Дмитрий Колупаев сообщил, что «Маяк» намерен завершить засыпку озера Карачай 26 ноября. Консервация водоёма заканчивается в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период до 2015 года». Но Росатом, видимо, забыл про мощную радиоактивную линзу, которая образовалась на дне озера Карачай.

Здесь птицы не поют

Строительство комбината № 817 (сегодня ПО «Маяк») началось сразу после войны. Это было первое предприятие по промышленному получению урана-235 и плутония-239. Они были нужны для создания ядерной бомбы. Сроки, определённые руководством страны, были очень жёсткие. Первый уран- графитовый реактор вывели на проектную мощность 22 июня 1948 года. Следом были построены радиохимический и химикометаллургический заводы.

На радио-химическом заводе плутоний из сопровождавших его примесей выскабливали чуть ли не ложкой, голыми руками. Люди получали лучевую болезнь: тогда ещё никто толком не знал, что такое радиация.

Темпы строительства сказались на безопасности. Ядерный реактор, который не прошёл положенные испытания, в первый день своей работы дал сбой. Аварию ликвидировали почти 40 дней. За первой аварией последовала вторая… Количество людей, получивших критические дозы облучения, не подсчитывалось.На радиохимическом заводе плутоний из сопровождавших его примесей выскабливали вообще чуть ли не ложкой, да ещё голыми руками. Люди получали лучевую болезнь: ведь тогда ещё никто толком не знал, что такое радиация.

29 сентября 1957 года на предприятии взорвалась ёмкость с высокорадиоактивными отходами, содержавшая 20 млн кюри радиоактивности. Из хранилища вырвалась гремучая смесь радионуклидов. За 10 часов радиоактивное облако проплыло над Челябинской, Свердловской и Тюменской областями, образовав так называемый Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС) площадью 23 тыс. квадратных километров. За несколько дней погибли все хвойные леса. Было заражено более 100 тыс. гектаров плодородных земель. Сильному радиационному воздействию подверглись от 300 до 500 тыс. человек.

Линза на дне

К 1964 году «Маяк» закончил строительство Теченского каскада водоёмов – замкнутой системы озер, прудов, плотин и обводных каналов для утилизации жидких радиоактивных отходов. В этот каскад вошли глубоководные озёра Карачай, Иртяш, Кызыл-Таш и другие. Сегодня в них накоплено 400 млн кубометров «грязи». Но все рекорды побило именно озеро Карачай. Туда ещё в начале 50-х было сброшено 75 кубометров высокоактивных сточных вод. В 1967 году озеро неожиданно обмелело, и радиоактивный песок разнесло по «Маяку» и его окрестностям. Зона заражения захватила 2700 квадратных километров с населением более 40 тыс. человек.

Сегодня Карачай хранит в себе 120 млн кюри радиоактивности. Учёные предлагали засыпать это страшное озеро и 30, и 20, и 10 лет назад. В 1987 году «Маяк» прекратил наработку военного плутония. Заводы занялись освоением «мирных» атомных технологий. Радиохимический завод был переоборудован в завод по переработке облучённого ядерного топлива. Но проблем меньше не стало. Каждое весеннее половодье жители Урала с дрожью в коленках вспоминают о «бомбе» замедленного действия – Теченском каскаде. Свой сюрприз подготовило и озеро Карачай. За долгие годы на его дне сконцентрировалась мощная линза. И она находится в движении! Первоначально работы планировалось закончить к 1995 году. Но не получилось! Ведь Карачай – это озеро верхового типа, а изначальная площадь его была 45 гектаров.

«Должностные лица ПО «Маяк» ещё в 1995 году должны были закрыть Карачай и прекратить сброс в него радиоактивных отходов. И не просто засыпать, а использовать специальные бетонные вставки, – говорит эксперт по вопросам ядерной безопасности Герман Лукашин. – В 1986 году приступили к засыпке озера. Но даже после этих мер проблема не исчезнет, так как и дальше будет происходить заражение грунтовых вод. Но в Росатоме этого как будто бы не знают!»

На озеро наденут саркофаг

В конце ноября радиоактивное озеро Карачай должно исчезнуть с географических карт. Об этом сообщил и пресс-секретарь ПО «Маяк» Кирилл Зернов. Он рассказал, что хранилище жидких радиоактивных отходов, которое располагалось в озере на глубине 10 метров, уже заполнили 650 кубометрами цементного раствора.

«Наблюдения за состоянием объекта будут продолжены в течение долгого времени, – подтверждает заместитель технического директора ПО «Маяк» по науке и экологии Юрий Мокров. – Если потребуются дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности, они будут выполнены».

Процесс консервации озера Карачай, которое предстоит полностью поместить в железобетонный саркофаг, будет выполнен впервые в мире. Водоём закроют прочным скальным грунтом и бетонными блоками. Сверху застелют несколькими гидроизолирующими слоями.

Но кто будет проверять качество этой работы? Известно, что ГК «Росатом» работает за очень высоким забором. «Надо отчитаться за государственные деньги на мероприятия по утилизации радиоактивных отходов не бумажками, а реальным результатом, – уверен Герман Лукашин. – Тем более что Росатом по телеканалу «Россия» уже сообщил на весь мир, что Карачай закрыт. Куда торопимся?»

На реализацию проекта уже направлено почти 17 млрд рублей. Помимо ликвидации озера будет создан нагорный канал для перехвата атмосферных осадков. Эти меры как будто исключат попадание радиоактивных материалов, накопленных озером, в окружающую среду при возможных аномальных и катастрофических погодных явлениях. Но озеро Карачай и после засыпки потребует к себе очень пристального внимания… Вот только будет это ли внимание оказываться? Пока же радионуклиды со дна Карачая мигрируют в грунтовые воды! Как остановить эту ползучую катастрофу? Похоже, что даже у самых маститых учёных нет ответа на этот вопрос, поэтому редакция будет следить за происходящими событиями очень внимательно.

Алексей Яблоков, академик РАН:

– «Маяк» слил в озеро Карачай сотню Чернобылей. Карачай покрывают бетонными блоками. Но под озером действительно образовалась подземная линза радионуклидов объёмом более 5 млн кубических метров и диаметром более 10 километров. Эта линза движется со скоростью 85 метров в год. И она уже проникла под тело реки Мишеляк на глубину до 15 метров. Река Мишеляк – Теча – Тобол – Обь, далее – Ледовитый океан...

Вопрос о засыпке

Как производили нейтрализацию опасного озера все эти годы? Оголившиеся участки на озере засыпали песком в период с 1967 по 1971 год. Потом были укреплены каменные насыпи вокруг озера. С 1973 года для засыпки озера Карачай начали использовать скальный грунт. В 1980–1981 годах были проведены первые пробные работы по засыпке северо-восточной части водоёма калиброванным бутом.

С 1978 по 1986 год озеро заполнили полыми бетонными блоками. Всего было сброшено 9444 блока. С 1988 по 1990 год производилось строительство валов для раздела Карачай. К концу 1993 года площадь озера Карачай уменьшилась до 15 гектаров. Но сброс радиоактивных отходов в Карачай привёл к загрязнению линзы грунтовых вод площадью 10 квадратных километров и глубиной до 100 метров. Общий объём загрязнённых грунтовых вод сегодня превышает 5 млн кубометров.

Источник: versia.ru

Также в рубрике

Как руководитель Департамента ЖКХ мэрии Москвы агатировал жителей за экологичность полигона «Малинки» (видео)

 

 0

Телеканал "Фронде ТВ" объявляет о выпуске цикла передач под общим названием "Наступление на наследие"

 0