Куда пропал петербургский Мефистофель?
В Северной столице разгорелся религиозно-градостроительный скандал
Применительно к Петербургу зазвучала аббревиатура ИГИЛ: с легкой руки комментаторов из соцсетей с исламистами-радикалами стали сравнивать неизвестных, сбивших с фасада дома по Лахтинской улице, 24, горельеф, изображавший Мефистофеля. На отсутствие горельефа немедленно обратили внимание депутаты Законодательного собрания от "Яблока" Борис Вишневский и Александр Кобринский, КГИОП обратился по этому поводу в полицию. По свидетельству очевидцев, изображение сбил рабочий с кувалдой, свесившийся с крыши.
Этот дом - памятник архитектуры, он построен архитектором Александром Лишневским в 1910-1911 годах, еще в процессе строительства был продан Александре Чистяковой. Чуть выше Мефистофеля расположена еще фигура в облике птицы, возможно, это демон Малфас, которому приписывают возможность возводить дома и башни и которого изображают с мастерком в руке. Интересно, что сбили только Мефистофеля, а Малфаса отколупывать не стали.
История появления самих этих фигур загадочна; историки говорят, что изначально в проекте никаких демонов не было, они появились позже и не исключено, что в связи с продажей дома. С другой стороны, буквально за углом, на углу Малого и Ленина, стоит другой дом Лишневского, построенный тремя годами раньше, фасад которого тоже обильно украшен демоническими физиономиями, то есть тема архитектору, кажется, была не чужда. Неизвестно, то ли он увлекался оккультизмом, это было модно в начале XX века (и может быть, где-то в этом квартале заседал какой-нибудь кружок), то ли просто интеллигентски диссидентствовал, но в общем было такое здание с такими вот скульптурами, и до революции, например, оно никому не мешало.
Все дело, по-видимому, в том, что на днях на куполе храма блаженной Ксении Петербургской, возведенном напротив, установили крест. История со строительством этого храма началась еще лет семь назад, когда церковь устанавливала в сквере закладной крест, а местные жители этому всячески сопротивлялись. Противостояние шло несколько месяцев, горожане не давали поставить крест, разбирали строительный забор, такая привычная для нашего города история. Епархию поддерживали депутаты-единороссы (округ представлял Вячеслав Макаров, тогда еще не спикер). А добро на строительство городские власти дали еще раньше, даже не при Валентине Матвиенко, а при Владимире Яковлеве, в 2002 году, правда, тогда церковь собирались строить немного в стороне. Из-за сопротивления стройку даже приостанавливали, но в итоге все-таки храм построили, хотя работы еще не закончены, но в основном здание уже сооружено.
Ответственность за уничтожение горельефа никто на себя пока не взял, никакое радикальное движение, которое можно было бы в этом заподозрить. История должна быть, видимо, представлена как проявление некоего анонимного "народного" протеста, хотя ясно, что это чья-то частная инициатива. И даже, строго говоря, никто вслух не заявил, что она связана именно с воздвижением креста. Ну, допустим, каких-то официальных или неофициальных религиозных активистов могло сильно резать то обстоятельство, что фигура демона расположена прямо напротив православного храма. Хотя идея дьявола вообще неотъемлемая часть христианства, чертям так или иначе находится место и на фресках, и на иконах, и в данном случае тоже можно было представить все наоборот - как преодоление дьявола через возведение храма, в котором демонам нет места, они остаются снаружи и как бы оказываются побежденными.
Неизвестных вандалов сравнивают не только с ИГИЛ, чьи боевики не так давно разрушали древнюю Пальмиру, но и с талибами, уничтожившими не менее древние статуи Будды в Бамиане, этот ряд можно продолжать долго. В последнее время православных радикалов стало все больше, это и выходки движения "Божья воля" в Москве, которые приводят, мягко говоря, в изумление даже многих православных экспертов, и в Петербурге на самом деле уже было, например, спиливание корейских фигур чансын в парке Сосновка, тоже анонимное и тоже вроде как поданное под соусом "борьбы с языческими идолами".
Причем если талибы или игиловцы уничтожают артефакты чужой им культуры, то в данном случае речь идет о части собственно христианства. Кстати, во время скандала с Pussy Riot одним из самых громких аргументов со стороны их оппонентов было: "попробовали бы они сделать это в мечети". Сейчас этот вопрос уместно задать тем, кто сбивал горельеф, - почему бы вам не попробовать пойти сбить полумесяц и посмотреть, что получится?
Не суть важно, кто конкретно сбивал горельеф, завелись ли в Петербурге последователи "Божьей воли", были ли это какие-нибудь очередные казаки или "Народный собор". Радикальная "защита православия" - это следующий этап после уже куда-то девшихся "Православных хоругвеносцев", неконтролируемый вирус. Некто берет на себя функции этой самой "защиты", как правило, в неофитском, примитивно-прямолинейном понимании, воспринимая все буквально и ни с кем не советуясь. То, что нападавшие на выставку в московском "Манеже" активисты остались безнаказанными, только вдохновляет их.
Почти любое движение, в том числе религиозное, рано или поздно сталкивается с выделением из своих рядов радикальной части. Как правило, через некоторое время радикалы начинают воевать и со своими умеренными единомышленниками тоже. Это хунвейбинство может привести к далеко идущим последствиям. В данном случае не только к "зачистке" города от "чуждых" элементов (а ведь на фасадах петербургских домов и демоны встречаются, как, например, на Маяковского, 52, и масонских символов полно, а уж про античные фигуры и говорить нечего, можно разгромить и Летний сад, и Эрмитаж, наполненные языческими статуями), но к возникновению, условно, "православного ваххабизма", то есть движения "чистой" религии, непримиримой к светскому ни в каком проявлении. В перспективе вероятен конфликт с официальной, компромиссной линией, ведь с определенной точки зрения та же акция "Бессмертный полк" суть язычество, мортологический культ умерших предков, да и вечные огни по всей стране многие рассматривают как капища. В Кронштадте вот вечный огонь расположен напротив Морского собора, и тот, кто сбивает горельеф Мефистофеля, когда-нибудь логично придет и к идее уничтожения этого огня. Впрочем, все это станет реальностью, только когда радикальные идеи получат в обществе тотальное одобрение большинства.
Источник: www.dp.ru
Кто заработал на новогоднем оформлении Москвы. Расследование Ивана Голунова