USD: 92.5058
EUR: 98.9118

Лицом – в грязь

Почему в регионах разбазаривают туристический потенциал?

Фото: Юрий Набатов

Лицом – в грязь

Пока президент страны Владимир Путин призывает регионы максимально развивать внутренний туризм, используя все возможные ресурсы, на местах разбазаривают некогда богатый потенциал. Именно так происходит в одном из регионов Поволжья – в Саратовской области. Здесь находится некогда процветающая водолечебница, которая при грамотном обращении могла бы составить конкуренцию знаменитым грязям Кавказа. Тем самым привлечь в небогатый регион дополнительный и туристический, и финансовый поток.



Лечебное богатство не для рядовых

 

Источник сероводорода, которым пользуется саратовская водолечебница, открыли в июле 1943 года, когда шла Великая Отечественная война, пишет издание «Взгляд-инфо». Саратовские геологи под руководством профессора госуниверситета Можаровского, главного геолога треста "Саратовнефтегаз" Машковича и других вели в окрестностях города интенсивную разведку нефти и газа. Этого требовали нужды фронта.



На глубине 228 метров у подножия Соколовой горы в Дальнем Затоне они обнаружили большой источник высококачественной сероводородной воды типа мацестинской. А в январе 1946 года на базе этого источника была организована экспериментальная бальнеологическая лечебница "Серные воды". Первыми ее пациентами были бойцы и офицеры, раненные на фронтах войны и находившиеся на излечении в саратовских госпиталях.



Между тем, врачи утверждают: по качеству лечения клиника может легко конкурировать с любым популярным российским санаторием, будь то знаменитый мацестинский курорт или санатории Кавказских Минеральных Вод. По составу наши воды совпадают с сероводородными водами курорта "Мацеста", а он один из лучших в мире. Саратовцы, которым доводилось когда-либо пользоваться услугами саратовской водолечебницы, прекрасно знают достоинства подобного лечения. Эффект сохраняется, как правило, на год.



"Наша область богата различными минеральными водами. Многим саратовцам, страдающим заболеваниями нервной системы, кровообращения, желудочно-кишечного тракта, не обязательно ехать в дальние края на так называемые водные курорты. Один из таких курортов есть у нас, в центре города, в шаговой доступности", – бодро рапортуют официальные правительственные сайты от минздрава до минкульта.

 

Доля правды тут, конечно, есть – здание действительно находится в центре города, фактически на набережной (ул. Затонская, 3) и действительно в шаговой доступности. Но на этом доступность клиники заканчивается – рядовые саратовцы там давно не лечатся. Клиника фактически стала внутренним подразделением наркоконтроля, даже фото и видеосъемка там запрещены. Как пишут журналисты, сегодня все лечебное богатство клиники оказалось сосредоточено в одних руках – руках борцов с наркотиками.



Здание водолечебницы, которое является объектом культурного наследия регионального значения, еще в 1995 году распоряжением комитета по управлению имуществом области было передано на баланс в оперативное управление департаменту налоговой полиции. В 2003 году указом президента федеральная служба налоговой полиции была упразднена, а вся материально-техническая база и иное имущество, кроме водолечебницы, досталось управлению госнаркоконтроля.



Комплекс недвижимого имущества лечебницы распоряжением КУИ был закреплен за областным госпиталем ветеранов войн. В 2004 году по трехстороннему договору, заключенному между КУИ области, госпиталем ветеранов и Управлением ФСКН, лечебница была передана в безвозмездное пользование ФСКН сроком на пять лет.




Памятник в стиле «сталинского ампира»

Кстати, само здание в стиле "сталинского ампира" с изящными колоннами, которое находится на волжской набережной, могло бы стать целым туристическим кластером. Об их создании регулярно любит повторять глава региона Валерий Радаев.

Здание построено в 1958 году по проекту архитектора Эдуарда Петрушко внесено минкультом в перечень особо охраняемых объектов. Но охранять его особо некому, поэтому оно неумолимо ветшает. Как рассказал «Взгляду-инфо» начальник отдела охраны объектов культурного наследия министерства культуры Саратовской области Евгений Шамьюнов, до 2020 года в рамках областной целевой программы на ремонтно-реставрационные работы объектов не предусмотрено ни копейки.

Как пояснили в комитете по управлению имуществом, согласно договору безвозмездного пользования обязанность по содержанию водолечебницы возложена на ФСКН. С момента заключения договора в региональном бюджете средства на ее обслуживание и содержание не выделялись.

Сам наркоконтроль деньги в реставрацию памятника культурного наследия, который волею судеб оказался в их руках, тоже не вкладывает, лишь принимает, как написано в официальном ответе на запрос редакции, "посильные меры по сохранению объекта и прилегающей территории".

Возможности улетучиваются

Местные власти никак не разберутся, что и, главное, кто должен делать с водолечебницей. А клиника между тем загибается. Вместо того, чтобы работать с пользой для здоровья местных жителей и привлекать в регион туристический поток, принося тем самым и прибыль казне, и позитивный имидж всему региону, водолечебница функционирует по усеченному графику: строго до 11.30! Все остальное время лечебница простаивает, в то время пока все возможности по развитию улетучиваются в воздухе.



Как справедливо замечают журналисты издания, мы часто прилагаем невероятные усилия, пытаясь раскопать мифическое богатство, которое привлекло бы туристов в ту или иную область, придумываем прожекты, требующие больших затрат. А на то, что находится у нас под носом и что реально могло бы работать и приносить доход в бюджет, не обращаем внимания. А ведь нужно приложить лишь небольшие усилия – убрать бюрократические препоны, разобраться в хитросплетениях закона, чтобы придать импульс к развитию сначала одной территории, потом – отдельного региона. А там глядишь – и вся страна подтянется.

Также в рубрике
Что бесит отдыхающих на курортах России
 0

Почему стоит жить и работать в России
 

 0