Падение без взлетов
Почему малая авиация становится все опаснее и что с этим делать?
После авиакатастрофы над Истринским водохранилищем, когда в результате столкновения гидроплана и вертолета Robinson 44 погибли девять человек, в Росавиации заговорили об увеличении штрафа за умышленное нарушение порядка использования воздушного пространства. О необходимости «навести порядок» в малой авиации сказал и официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин. По его словам, в настоящее время власти даже приблизительно не знают, сколько воздушных судов ежедневно взмывают в небо, не говоря уже о том, что из себя представляют пилоты таких летательных аппаратов. Однако опрошенные «НИ» эксперты считают, что проблемы в малой авиации не ограничиваются недобросовестными владельцами клубов, предлагающими туристические полеты. По мнению специалистов, лакуны в воздушном законодательстве, а также не отлаженная в отношении авиации общего назначения работа Росавиации приводят к не менее печальным последствиям.
По статистике, тепловой аэростат (воздушный шар), наравне с небольшими самолетами относящийся к малой авиации, является одним из самых безопасных видов летательных аппаратов. Если речь идет о прогулочном полете, то за час такое воздушное судно может пролететь, в зависимости от погодных условий, несколько километров или парить все это время над площадкой, с которой стартовало. Именно поэтому полеты на воздушных шарах становятся все более доступными и популярными, а число компаний, предлагающих эту услугу, за последние несколько лет серьезно увеличилось. Однако далеко не все из них отвечают требованиям безопасности полетов.
Так, в начале июня в городе Великие Луки (Псковская область) аэростат, завершая выполнение спортивных заданий в рамках фестиваля воздухоплавателей, столкнулся с электрическими проводами неподалеку от частных домов. К счастью, никто из находящихся в гондоле не пострадал. А вот у другого воздушного шара посадка была не столь мягкой. В марте в Дмитровском районе Подмосковья аэростат, зацепившись за вышку сотовой связи, рухнул на землю. Находящиеся на нем инструктор и два пассажира были госпитализированы в тяжелом состоянии. По факту происшествия Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью». Расследование выявило, что авария произошла, в частности, из-за неправильного выбора траектории захода на посадку и недопустимого сближения с препятствием в виде вышки сотовой связи.
Как рассказал «НИ» начальник летно-испытательного комплекса воздухоплавательного центра «Авгур» Леонид Путинцев, аэростаты цепляются за провода или натыкаются на прочие препятствия по причине так называемого воздушного хулиганства: «Этот термин означает любое отклонение от режимов полетного задания, если оно не обосновано необходимостью обеспечить безопасность. Если пилот, скажем, видит грозовой фронт, то он вправе изменить курс и высоту, соблюдая при этом установленные процедуры, то есть убедиться в том, что маневр безопасен». По словам эксперта, сама по себе техника, если за ней правильно ухаживать, опасности представлять не будет. Г-н Путинцев добавил, что, например, участившиеся в последнее время пожары на тепловых аэростатах, развлекающих отдыхающих на курортах, чаще всего связаны как раз с плохим обслуживанием.
Отметим также, что на аварийность влияют и изменения, которые произвольно вносят в конструкцию летательного аппарата его владельцы. Так, в минувшем году в Нижегородской области потерпел крушение частный тепловой аэростат. Воздушное судно жестко приземлилось, гондола опрокинулась, и произошла утечка газа. Перед приземлением пилот не выключил дежурную горелку, вследствие чего произошло воспламенение газа. К счастью, ни сам пилот, ни трое его пассажиров не пострадали. В ходе проверки выяснилось, что газовая установка, с помощью которой шар набирает высоту, была несанкционированно заменена и не соответствовала данному летательному аппарату. Соответственно после внесенных изменений не сработали и предохранители, защищающие от воспламенения.
«Менять конструкцию может только тот, кто ее разрабатывал, – отметил Леонид Путинцев. – Сейчас все, что поднимается в воздух, включая и тепловые аэростаты, сертифицируется или как единичный экземпляр воздушного судна, или как тип воздушных судов. Эта процедура проводится специальными летно-техническими центрами, где есть грамотные эксперты, которые в состоянии оценить уровень безопасности и пригодности оборудования. Но после того, как воздушное судно сертифицировано, проверено экспертами, оно не должно подвергаться каким бы то ни было модификациям». По словам собеседника «НИ», если выявится, что конструкция летательного аппарата не соответствует заявленной, то сертификат летной годности будет приостановлен.
Не менее популярны и востребованы полеты на небольших самолетах, вертолетах, всевозможных парапланах и дельтапланах. Такую воздушную прогулку легко купить в Интернете для себя или в подарок. Особыми навыками для совершения полета на таких летательных аппаратах пассажир обладать не должен: удобно оделся, прошел инструктаж – и вперед. За безопасность полетов отвечает сам командир воздушного судна. Как рассказал «НИ» руководитель авиационно-учебного центра Объединенной федерации сверхлегкой авиации России Александр Архиповский, решение о вылете принимает сам пилот легкого воздушного судна, он сам подает заявку, если речь идет о контролируемом воздушном пространстве, и сам принимает решение в зависимости от метеорологической обстановки, поэтому сам несет ответственность за безопасность пассажиров. По словам собеседника «НИ», добровольный отказ от претензий, который пассажиру могут предложить подписать перед полетом, служит прикрытием для недобросовестного владельца, но ни компанию, ни пилота от ответственности не спасет. Для туриста необходимость подписания такого документа должна служить тревожным сигналом.
Г-н Архиповский также отметил, что при соблюдении всех требований безопасности полет на легкомоторных летательных аппаратах будет представлять опасности не больше, чем поездка на автомобиле: «Многое зависит от добросовестности владельцев клубов, предлагающих прогулочные полеты. Если воздушное судно зарегистрировано, имеет сертификат летной годности, регулярно проходит техническое обслуживание, если у пилота есть все необходимые документы, то опасность будет минимальной». Однако на глазок узнать, все ли документы в порядке, пассажир самостоятельно не сможет.
Тем не менее, по словам эксперта, многие аварии, случающиеся по части малой авиации, зависят не от того, в порядке ли документы, а от человеческого фактора. «Важно, беспокоится ли сам пилот о безопасности, – говорит Александр Архиповский. – Некоторые летают так, будто у них чувство самосохранения напрочь отсутствует. К счастью, таких очень мало. Поэтому, когда происходят какие-то аварии, на это, как правило, влияет масса обстоятельств. Так же, как и в большой авиации».
Собеседник «НИ» убежден, что проблемы в малой авиации не ограничиваются недобросовестными владельцами аэроклубов, подвергающих риску своих посетителей. «В какой-то момент в воздушное законодательство были внесены изменения, полеты малой авиации стали более доступными, эта сфера была легализована, – отметил г-н Архиповский. – Сейчас же Росавиация пошла по пути запретов. Люди хотят летать законно, их абсолютное большинство, но разные сложности, связанные с получением регистраций, сертификатов, свидетельств пилотов, порой загоняют их в ситуацию, когда проще отказаться и уйти в «партизаны» – так называют тех, кто летает без документов». По его словам, сейчас в Росавиации нет даже отдела, который занимался бы авиацией общего назначения: «В Ространснадзоре есть и специалисты, и отдел. Они нас проверяют, мы знаем, с кем общаемся, знаем их требования. А когда по линии авиации общего назначения приходишь в Росавиацию, тебя начинают футболить от одного к другому, и всякое желание легализоваться пропадает».
Источник: newizv.ru