Смоленск. Явления русской провинции
Город на Днепре ждет своего возрождения
Центр Смоленска приятен на вид — всюду чистота, отремонтированные фасады зданий, умиротворенно стоящий трофейный бронзовый олень в саду Блонье. Архитектура города характерна для центральной полосы России, особенно пострадавшей от длительных бомбардировок. Смоленск полон светлых монументальных построек в стиле сталинского неоклассицизма, что отстраивались уже в мирные годы руками немецких военнопленных.
Парадная часть города, впрочем, резко оборвалась уже после пятнадцати минут ходьбы средним шагом. Исторический центр предстает перед туристом зоной из трех-четырех близлежащих капитально отреставрированных улиц, выйдя за пределы которых человек попадает прямиком в жилищно-коммунальный хаос. Вид бесхозно стоящих построек, конечно, придает городу некую прелесть, однако она может пленить взор разве что молодого романтика, и то, только до наступления сумерек.
И даже центральная городская набережная, что по различным «итогам развития» уже давно является сданным объектом, остается до сих пор обнесенной заборами неухоженной бетонной конструкцией, медленно сползающей прямиком в днепровские воды. Освещаемая ночью разве что блеклыми фонарями ремонтных вагончиков, набережная издали напоминает остатки фортификационных сооружений времен Великой Отечественной войны, из которых вот-вот по тебе откроют шквальный огонь на поражение.
Эту неоконченную «зону отдыха», наспех возводимую к городскому юбилею, смоляне нарекли «памятником распила». Видимо, не просто так. Знающие горожане даже начали активно собирать подписи под петицией к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой расследования деятельности местных властей и подрядчиков при проведении строительства. Как бы то ни было, ситуация с этим знаменитым смоленским долгостроем вряд ли разрешится в ближайшее время. Слишком уж дорогая она, эта местная «достопримечательность». Чуть отдаленные от центра районы Смоленска напоминают типовую городскую застройку какого-нибудь Житомира или Бобруйска.
Днепровский город выделяется только наличием большого количества ветхих домов, разбросанных по спальному району. Аварийные здания, нависающие над проходящими под их стенами людьми, видели свой последний ремонт еще в далеком советском прошлом. Очевидно, это демонстрация исторической преемственности с той славной для города эпохой, которая выражается равным образом в сохранении за улицами «красных» наименований.
Смоленск представляет собой типичный провинциальный город среднерусской полосы. Жизнь здесь протекает томно и размеренно, как истоки Днепра, берущие свое начало на этой богатой земле. К сожалению, одно из старейших оборонительных русских поселений, город-герой, некогда являвшийся важным приграничным пунктом государства, сейчас находится в полном запустении. Мрачная картина, которую, увы, можно наблюдать во многих городах центральной России.
Днепровский старик своими неухоженными улицами и площадями открывается взору приезжего человека в самом неказистом виде. И даже выделенные к недавнему празднованию 1150-летия города миллиарды рублей, по-видимому, мало изменили ситуацию.
Местные власти, которые ранее ссылались на недостаток денежных средств для благоустройства городских территорий, после проведения празднеств, полагаю, не находят нужных слов в свое оправдание. И проблема тут уже не в финансировании, исходящем сверху, а непосредственно в тех, кто распоряжается бюджетными деньгами. Некомпетентность муниципалитета и отсутствие всякой действенной стратегии развития города — классический «расклад» для современной российской «периферийной местности».
Проблема развития регионов ширится с каждым днем. Особенно остро она встала после объявления курса на «импортозамещение». Оно и понятно, ведь регионы должны стать его главными проводниками.
Заезжая же на пару дней в областной или районный российский центр понимаешь, что политика, проводимая властью, во многом устарела и нуждается в срочной трансформации. Повышение имиджа регионов посредством информационных кампаний, которым активно «занимаются» в последнее время, кроме как растратой бюджетных средств не назовешь. Ведь суть дела ими не изменить. Следует пересмотреть эту политику, выработав эффективную и целевую стратегию развития каждого отдельно взятого региона, учитывая те или иные специфические особенности местности.
В Смоленске поражает даже не столько увиденная городская разруха, сколько отсутствие всяких перспектив у города и его населения. Давно не видел такого количества скитающихся от безделья пьяных мужиков в самый разгар рабочего дня. Разве что я забыл, как выглядит типичный современный украинский город. Пожалуй, единственное, что выручает население Смоленска — это его средняя удаленность от Москвы.
Имея выгоднейшее географическое положение, которое позволяет активно наращивать торговые обороты и создавать новые рабочие места, город, напротив, оказывается в настоящее время в самом что ни на есть застое. Большинство промышленных предприятий, коими раньше славился Смоленск, нуждаются в срочном техническом переоснащении, остальные же — в полной реконструкции.
Во всем этом больше удивляет то, что в смоленских супермаркетах практически отсутствует местная повседневная пищевая продукция, за исключением разве что хлеба. Но все объясняется просто — производство съестных продуктов здесь стоит. В Белоруссии же, товарами из которой заставлены все холодильники, оно ведется двойными темпами. Такое вот оно, «импортозамещение».
Не мудрено, почему в регионе наблюдается значительный отток населения. Думается, это скудные реалии, которые свойственны всем городам, некогда верно стоявшим на страже границы нашего государства и со временем потерявшим свои основные оборонительный функции.
По-видимому, либеральная публика в правительстве все-таки возьмет свое и полностью уничтожит русскую «нежизнеспособную провинцию», переместив из нее все население в несколько больших агломераций.
Следует признать, что программы развития, созданные для преодоления социально-экономической дифференциации регионов, не приносят практически никаких видимых результатов. Найти же решение многих проблем следует, обратившись к культурным ресурсам российской провинции. Благо, у нас их достаточно.
Центры российских регионов обладают большой культурной базой, которая, к сожалению, остается в невнимании местных властей. В городах просто отсутствуют крупные культурные проекты, за счёт которых их можно было бы вывести на новый уровень развития. Великое наследие прошлого может стать материальной основой для последовательного превращения областных центров в большие региональные культурные столицы, обладающие модернизированной городской инфраструктурой. И Смоленск в этом отношении обладает большим инновационным потенциалом.
Сейчас же, несмотря ни на что, в славном городе на берегах нашей великой реки приятно провести несколько дней и насладиться его прошлым — прогуляться по витиеватым улочкам и съездить в художественный заповедник в деревне Фленово. В Смоленске, который не раз становился «щитом России», до сих пор осталось множество занимательных мест, отражающих былое величие и быт дореволюционного города. Еще больше поражает то, что все это сохранилось, несмотря на ожесточенные бои на этих рубежах во время Великой Отечественной войны и немецкую оккупацию. Славный днепровский город переживал много тяжелых моментов в своей истории и сегодняшнее свое положение он тоже обернет в свою пользу.
Смоленск обязательно должен обрести новую жизнь в потоке культурного ренессанса русской провинции! Жаль только, что сейчас у памятника героям 1812 года от «благодарной России» нет свежих цветов. Из этого миловидного городка определенно можно сделать прекрасный туристический центр. За проведенное же здесь время я увидел только нескольких американских зевак и парочку десятков москвичей, приехавших насладиться жизнью медленно умирающей «глубинки» и поглазеть на полуразрушенные кирпичные стены некогда неприступной русской крепости.
Источник: svpressa.ru