"Призраки" Олимпиады
Почему пустуют новые районы Сочи, которые возводились к Играм-2014?

«Собеседник» побывал в новых, отстроенных к Олимпиаде районах Сочи, которые сами горожане окрестили «призраками».
Газа – нет
– Вон там стояла белая палатка, в которой Путин и Медведев сидели, – показывает Наталья Калиновская из поселка Совхоз «Россия». – А потом пошли и торжественно открыли кран с голубым топливом. Прошло уже почти 2 года, а газа в наших домах так и нет! Даже олимпийский факел заправляли из баллона!
Совхоз «Россия» входит в кластер «олимпийского гостеприимства». Гостеприимны здесь только море, которое находится в 200 метрах, и местные жители.
– Канализации нет, а ливневки нам построили так, что в каждый дождь мы тонем и вызываем МЧС, так как вода поднимается до 50 см, – делится бедами Наталья.
Газовую трубу поселка проложили под землей. Ее уже несколько раз то закапывали, то раскапывали. Но никак не могут найти причину, почему не проходит газ. На дворе – середина 2015 года. Полная газификация, согласно олимпийской программе, должна была закончиться еще к 1 января 2014-го...
Платежек – нет
Поселок Веселое производит не очень веселое впечатление. Вроде бы ровные улицы, аккуратные, европейского типа домики, но – тишина.
– Заселена только треть домов, остальные разрушаются, разворовываются, зарастают бурьяном, – сокрушается местный житель, пенсионер Иван Калиниченко. – Больше всего боюсь пожара: бомжи или злоумышленники просто чиркнут спичкой – и всё!
Веселое построили специально для переселенцев с Имеретинской низменности, которую освобождали под строительство олимпийских объектов. После того как жильцы справили новоселье и отгремела Олимпиада, оказалось, что в новых поселках от трети до половины домов не заселено.

– Строили с размахом – для всех. Деньги олимпийского бюджета-то нужно было освоить. А часть жителей не захотели переезжать в новостройки и взяли денежную компенсацию, – предположил причину появления «призраков» Иван Иванович.
У местного общественника, члена Экологической вахты по Северному Кавказу Владимира Тимаева – более скандальная версия:
– Дома, построенные на средства олимпийского бюджета, надеялись в дальнейшем «реализовать», а деньги положить себе в карман. Но стали возбуждать уголовные дела, пошла антикоррупционная волна, и от планов пришлось отказаться.
Жить в полупустом поселке если не жутко, то уж точно некомфортно. Иван Иванович, например, повесил на свои ворота видеокамеру. Не призраков караулит – гоняет самозаселенцев из олимпийских домов. Бдит сам, так как больше некому. Веселое по документам как бы вообще не существует: жители есть, но даже за «коммуналку» они не платят.
– Куда мы уже только не обращались! – разводит руками Калиниченко. Он боится, что счета выставят задним числом за все 2 года и его пенсии не хватит, чтобы заплатить по долгам. – Физически свет и вода есть, а бумаг на них нет. Вероятно, в олимпийской суете дома так никуда и не передали в управление. Бросили нас! кинули!
Ремонта – нет
Дома-«призраки» Сочи выполнили свою функцию – они фигурируют в грандиозной отчетности по темпам возведенного к Олимпиаде жилья. Что с ними будет дальше, волнует, похоже, только жителей.
– Из этих домов уже вынесено все, что можно было унести: котлы, сантехника, бойлеры, даже линолеум. Стены за 2 года без жильцов в сырости заплесневели – большинство этих домов уже годны только под снос или нуждаются в капитальном ремонте. А кто будет его делать? – задается вопросом общественник Тимаев.

Переселенец Павел Жуковский предлагает провести экскурсию по своему дому. Мужчина уверен: по состоянию домов «можно изучать схемы и масштабы воровства при их строительстве».
– Вот эти перила по документам дубовые, а на самом деле сосновые, причем из разобранных поддонов, – безжалостно разоблачает он строителей. – Ступени крыльца должны быть (так написано на бумаге) гранитные, на деле – тонкая плитка, уложенная даже без хорошего основания.
Павел живет в доме площадью 84 кв. метра в поселке Таврический. Его строила компания скандально известного бизнесмена Морозова, оставившего долги и бежавшего в Лондон.
– Рабочие денег толком не получали, – продолжает Павел. – Им обещали по 30 тысяч, на руки давали 13, и то с задержкой в несколько месяцев. Местные из жалости их подкармливали... Сначала строили русские бригады, потом они смекнули и все уехали. На их место взяли гастарбайтеров, с которыми в итоге и не расплатились. Конкретно наш дом строили чеченцы, которые хотя бы не заливали горе водкой, благодаря чему стены у нас относительно ровные.
Жена Павла Ольга поднимает палас, под которым – линолеум, повторяющий неровности пола. По смете тут должен лежать ламинат. Уже 1,5 года Жуковские своими силами доводят дом. Чтобы его получить, глава семьи Павел голодал 28 дней вместе с несколькими активистами. Только так и выбили в итоге уступки от администрации, которая готова была на все, лишь бы погасить скандал. Жуковские, например, смогли разъехаться в три дома, хотя раньше три семьи жили под одной крышей.
Скандал с домами-«призра-ками» в самом разгаре. Местные власти, не знающие, видимо, как решить проблему, опечатали уже полуразграбленные дома и развесили таблички «Ведется видеонаблюдение». Номера домов зачастую написаны пальцем на пыльном окне.

– При этом в Сочи полно очередников, – замечает Владимир Тимаев. – И немало тех, кто готов за свои деньги купить эти дома – они все находятся в престижных районах у моря.
Жителей – нет
По самым скромным подсчетам, в одном только Веселом 1,5–2 тысячи бесхозных квадратных метров. По 1 тысяче «незаселенки» – в Таврическом и Некрасовском. Это самые известные объекты. В целом, когда едешь по Сочи, видишь много окон, которые пустыми глазницами удивленно смотрят на город. Фотографии абсолютно безлюдного великолепия олимпийской столицы периодически сотрясают интернет.
Но нет худа без добра: пустующие площади в этом году сдаются практически за бесценок.
– Есть предложения от 200 до 500 рублей в сутки – номера в новых отличных отелях и апартаментах. Таких распродаж Сочи еще не видел! – по мнению Тимаева, город-курорт изо всех сил заманивает отдыхающих низкими ценами, чтобы олимпийская инфраструктура не простаивала. И надо сказать, удается.
Часть домов-«призраков» принадлежит ведомствам-застройщикам. Большинство же – на балансе Росимущества и сочинского муниципалитета, которым, видимо, пока было не до беспокойного курортного хозяйства. Лишь в начале мая этого года объявили о продаже с аукциона первой партии «призраков»: 51 дом с участками по средней цене 10 млн рублей. Но с тех пор – никаких подвижек. Борьба с «призраками» – дело и небыстрое, и нечистое. Все-таки нечисть.

Из девяти летних оздоровительных лагерей, состоящих на балансе министерства культуры Москвы, работает только один

Греф продал сочинский курорт «Горки город» за 35 миллиардов неизвестной компании, образованной за три недели до начала торгов