USD:
EUR:

Тюмень – нефть или туризм

За чашкой кофе журналисты беседуют с заместителем губернатора Тюменского края Вадимом Шумковым о туристической стратегии и новых идеях

Текст: Наталья РЫБАЛЬЧЕНКО
Тюмень – нефть или туризм

Тюменская область – интересный пример того, как ранее нетуристический, почти нефтяной регион начинает постепенно и последовательно трансформироваться в туристическую территорию с маршрутами и яркими брендами. Инициатива исходит от команды губернатора, включившего туризм в приоритетные секторы развития области. К процессу постепенно подтягиваются бизнес- и городские мини-сообщества, которые включаются в процесс. Туризм – хорошее подспорье для малых городов и удаленных районов, особенно там, где нет больших производств, громких достопримечательностей. В них можно развивать событийный, сельский туризм, оживляя трассы и поселения. Нужно только точно сегментировать аудиторию, нащупать для каждой мотивацию и жанр, распределить по районам.

За чашкой кофе в кафе Traveller мы беседуем с заместителем губернатора Тюменского края Вадимом Шумковым. Говорим о туристической стратегии и новых идеях.

– Как вы видите стратегию продвижения Тюменской области в качестве туристического направления? 

– Если повторять классику и говорить давно известные и заученные вещи, то начинать надо с  Тобольска, духовной столицы Сибири… Но сразу возникают вопросы: что должно стимулировать человека потратить солидные деньги, чтобы полететь в Тюмень, переехать в Тобольск, заплатить за проживание и там, и там, за трансферы и за экскурсию, оплатить питание и другие услуги? Если летите семьей – помножьте стоимость на число членов семьи. При этом моря и горнолыжных курортов нет, а памятники истории  и архитектуры конкурируют с иными городами и объектами, включая то же Золотое кольцо. И турист становится более-менее полноценно интересен для бюджета и бизнеса, начиная хотя бы с трех дней пребывания в регионе. Если подходить более  реалистично, то сегодня, на мой взгляд, во всем мире, а не только в России, более интересен общий бренд “Сибирь”. Он многоплановый и многоуровневый. Его не надо формировать, он сформирован столетиями, до нас. Все знают, что такое Сибирь. Любому скажи – он в ответ выдаст свои ассоциации: снег,  холодно, водка, Транссиб, медведи, тайга, Байкал, женщины румяные с калачами на полустанках, церкви и многое другое.

Разумеется, этого в такой комплексности в буквальном смысле, наверное, уже нет. Вместе с тем бренд “Сибирь” –  это роскошная модель, которую не надо дополнять, нет необходимости в нее масштабно вкладываться. Она сформирована. Почти так же, как автомат Калашникова.  Ею нужно научиться пользоваться. Ведь Карибы, Мальдивы  или Бали – это бренд. Сибирь – бренд более мощный и более интересный, хотя и специфичный.

Наш региональный суббренд – это Покровское, родина Григория Распутина. Несмотря на неоднозначное восприятие данной фигуры, он  ценен для региона. Нужно научиться его правильно использовать. Это же сильная история, люди хотят в нее играть. Распутин – реальная историческая фигура, внесшая вклад в мировую историю! Просто в силу определенных обстоятельств более известная и популярная за рубежом, нежели у себя на Родине.

– И какие действия вы предпринимаете для того, чтобы подключиться к этому “паровозу”?

– Я как раз об этом. Покровское ассоциируется с Сибирью. Потому что Распутин –  сибирский мужик. Второе – это все, что связано с Тобольском. Третье – с восприятием Сибири как места средоточия живой свободной природы. Это рыбалка, охота. Ранее был план по запуску речного круиза, соединяющего три субъекта: в Тобольске стартовать, проезжать Ханты-Мансийск… Потому что Тобольск – это такая русская пастораль с кремлем и храмами на фоне Иртыша. А после Ханты-Мансийска уже тайга. И выезжаем на Ямал – там вообще тундра начинается. То есть аналога такого тура нет нигде, чтобы объединялись три географических и климатических пояса.

– Перед тем как приехать, спрашивала свое окружение, с чем у них ассоциируется Тюменская область, и большинство, как вы догадываетесь…

– Наверняка на нефть намекаете?

– Да, именно. Люди ожидают увидеть тут нефтяные реки, вышки, нефтяников в касках, и эта картинка их интригует. Но я пока не обнаружила ничего, что могло бы на это хотя бы намекнуть даже в Тюмени. Возникают обманутые ожидания…

– Cловосочетание “тюменская нефть” появилось, когда первый фонтан на Шаиме забил. Сегодня именно юг Тюменской области не является крупным игроком в нефтяной добыче. У нас совсем немного нефти по сравнению с Ханты-Мансийским округом. Вместе с тем вы правы, когда думаете, что здесь можно построить какие-то вещи вроде вышки, продавать нефть в подарочных колбочках. Но для этого должна быть определенная зрелость бизнеса, он должен к этому подойти. Многие до сих пор хотят зарабатывать, как в 90-е годы: поставил ларек – убрал ларек. Убедить сегодня человек вложить деньги в проект, который называется “какая-то вышка”, очень сложно. Многие вообще ждут, что такие вещи должно делать государство.

– Разве много нужно денег, чтобы списанную вышку в виде туробъекта поставить?

– Для Москвы и ее финансовых возможностей – “ставишь вышку, и понеслось”. А для Тюмени пока еще нередко: “А мне это зачем?”. Плюс и емкость рынка, и пропускная способность разные. Хотя определенные подвижки есть. Примерно в трех километрах отсюда, на улице Республики, стоит памятник первой пробной скважине, где она была забурена еще в 1954 году.

Там в форме капли вся эта история воплощена. Второе – есть Музей геологии, там тоже показаны вещи, связанные с нефтяной тематикой, с хантами, Ямалом. Третье – есть ресторан “Чум”, там сугубо таежная, тундровая кухня представлена. Но если оценивать общую емкость – это все еще слабые шажки в направлении оформления и продвижения такого бренда.

Если говорить о серьезном подходе, то мы предлагали создать здесь, в Тюменской об- ласти, собственный выставочный комплекс, ориентированный на мероприятия нефтегазовой тематики. Потому что на сегодня нет выставок по нефтегазовой теме, которые проводились бы целиком в нефтегазовом субъекте. 
 
Все знают, что такое Сибирь – снег,  холодно, водка, Транссиб, медведи, тайга, Байкал, женщины румяные с калачами...
 
К сожалению, почему-то люди едут на нефтегазовые выставки в Москву или другой город. Но какие там ассоциации с нефтью? Продавать оборудование, технологии, которые связаны с добычей, транспортировкой, разведкой, переработкой продуктов нефтегазохимии, надо там, где есть нефть и ассоциации с  указанными работами. Но это опять же пока только бизнеспроект. Уже несколько лет мы ведем переговоры с инвесторами и операторами, которые могут проводить такие мероприятия. Задача у нас состоит из двух частей: правительство области должно найти площадку и предложить ее в качестве своего вклада
в этот проект, а инвестор –  построить современный  экспоцентр, отработав вопрос привлечения международного оператора.

– Получается два бренд-“локомотива” – тюменская нефть  и бренд “Сибирь”.

– Это то, что нам дано историей. И к ним прилагаются суббренды – это Покровское Распутина, Романовы, с которыми многое связано… Хотя если поговорить с другими людьми, уверен, будут еще варианты.

– Но при этом, мне кажется, здесь не хватает щепотки чего-то современного, какогото неожиданного преломления региона. Например, как в соседнем с вами Пермском крае пропустили историю сквозь современное искусство, задав новую линию развития.  В итоге они сумели привезти до миллиона туристов только на один фестиваль. Можно по-разному относиться к современному искусству, но это создало поток новой аудитории – москвичей, петербуржцев, иностранцев.

– Знаете, я не видел миллиона туристов в Пермском крае и не видел там подъема экономики именно от этого. Если просто нарисовать буковку “П” или в нашем случае “Т” и сказать, что приехал миллион… Эпатаж и некие артпроекты – это, наверное, неплохо, но мы рассматриваем более основательные вещи, способные стимулировать серьезный рост экономики.

Можно создать что-то более постоянное, например Экспоцентр в Тюмени, о котором я говорил. Проект стоит несколько миллиардов рублей. Для его полноценного функционирования инвесторы будут вкладывать еще несколько десятков миллиардов  инвестиций в строительство гостиниц  и иной туристской инфраструктуры. Пойдет загрузка сувенирных лавок, музеев, турфирм и экскурсионных бюро, а это малый бизнес, десятки тысяч дополнительных рабочих мест. В Тюмени свободный бесплатный интернет в ряде районов города – это проект правительства области. Мы видим  Тюмень как центр торговли,  в том числе для жителей соседних регионов. Как город для комфортного проживания своего населения и привлечения сюда интеллекта и ка- питала, способного к лучшему изменять окружающее про- странство в сжатые временные периоды. Вот это и есть совре- менная щепотка. А арт-провокация – это не к нам.

– Выходит, что ваша туристическая стратегия в основном рассчитана на командированных и совсем не затрагивает молодежь...

– Нам интересны деловые туристы, потому что это одна из самых платежеспособных категорий. Вместе с тем мы не отказываемся от тех, кто интересуется культурой и иными вариантами для посещения региона и времяпровождения. Например, при формировании музеев нужно понимать, что традиционное краеведение с его официозом в части создания залов и экспозиций устарело. Традиционные краеведческие музеи в кризисе и именно поэтому пустуют, поскольку там просто скучно уже не только молодежи. Думаю, в этом направлении и есть определенная перспектива для нового видения. На мой взгляд, там нужно добавить тематических и, возможно, живых интерактивных экспозиций: зал Распутина, зал Романовых, зал скифов, арийской культуры… Артефакты этих эпох и культур в большом количестве находят археологи на Южном Урале и в Западной Сибири. Интерес к этим культурам и этим фигурам велик, но цельной качественной подачи нет. Вот такие вещи в качестве культурных новелл и можно было бы использовать!

– Помимо командированных, прибывающих в Тюмень, откуда еще туристы едут?

– Солидный поток дает транзит, жители соседних субъектов, посещающие Тюменскую область со своими целями и отдыхающие для санаториев  и баз отдыха оттуда же. Потому что у нас, во-первых, на самом деле существует хорошая инфраструктура – те же самые горячие источники, санатории и бальнеологические объекты, а во-вторых, в Тюмени уже есть что посмотреть. Но вы правы: развитого бренда, работающего целенаправленно на притяжение к себе больших потоков из разных стран и других регионов у нас пока нет.

– И все же как, на ваш взгляд, объяснить сегодня иностранному деловому посетителю, зачем ему нужно ехать в Тюменскую область?

– Иностранный деловой турист – это крайне практичный человек. Он поедет хоть на Чукотку, если поймет, что может там заработать и получить какие-то коннекты свободно. Если, возвращаясь к теме полноценных международных выставок нефтегазовой тематики, мы здесь, на этой площадке, дадим возможность общения  продавцов оборудования и  технологий, которых много в различных странах мира, и представителей российских и международных нефтегазовых и сервисных компаний, они раньше нас здесь окажутся, чтобы что-нибудь продать. Второе – это некий исторический эксклюзив, если мы говорим о том, чем их потом занять после выставок. Потому что о Распутине и Романовых знают во всем мире – о них снято много фильмов и написано огромное количество книг.

– А на данный момент село Покровское ждет этих туристов?

– Ждет. К квалифицированной работе с  потоком туристов мы готовимся, строится второй музей, проектируются гостиница с кафе, водолечебница.

– Вот вы говорите: будет построено, достроено... Вы как то в этом участвуете?

– Разумеется. Это были наши идеи. Мы нашли инвесторов, привезли их на место. Вместе с администрацией муниципального района согласовали свободные участки, проследили, чтобы они получили их  в аренду. Сейчас помогаем подсоединить электричество и  газ. Если к нам обратятся за  господдержкой – мы ее окажем.

– То есть вы сами по себе являетесь своего рода бизнес-“инкубатором”?

– Я бы так это не называл. Просто мы люди, которым искренне хочется, чтобы  этот регион был красивым и процветающим. И потому нам это интересно. Понимая, что сегодня развитие бизнеса пока не всегда  позволяет ему самостоятельно двигаться по таким направлениям, мы эти вещи берем на себя. Предпринимателям надо помогать ненавязчиво, не вмешиваясь в их бизнес-процессы найти идею, помочь ее сформировать и определиться с ресурсами.

Источник: http://http://tourinfo.ru/news/russia/analytics/45276/tourinfo.ru

Также в рубрике
Предприниматель Олег Николаев хорошо известен в Севастополе и Крыму как основатель популярного ресторана «Остров» и активный участник создания Большой Севастопольской Тропы
 0
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
 0